Учителя по натуре своей многостаночники. Утром – уроки, днем – экскурсии, вечером – театральные постановки. Отдыхают они тоже так же, активно. Для них это стиль жизни. «Учительская газета», Министерство образования и науки РФ и Клуб «Учителей года России» уже в пятый раз организуют и проводят Межрегиональную экологическую экспедицию школьников. В этом году все хлопоты по приему гостей взяла на себя Новгородская область, куда в начале июля съехались более 30 учителей из 13 регионов страны. Они привезли с собой учеников, чтобы провести мастер-классы по изучению местной флоры и фауны, поучаствовать в научно-практической конференции. В сентябре «Учительская газета» планирует выпустить методический номер, который будет посвящен итогам экспедиции. В нем мы опубликуем уникальные авторские фотометодики и расскажем о самых интересных моментах из экспедиционно-исследовательской жизни.
«Учительская газета» на своих страницах ежегодно рассказывает об этой акции. Спецрепортажи с места событий всегда пишут профессиональные журналисты. В этом году мы решили дать слово юной сотруднице полевого пресс-центра, который работает в экспедиции уже третий год. Журналисты – люди очень активные, а юные журналисты – вдвойне. Не мудрено, что они успевали все – и мастер-классы днем посещать, и газету «Чудь-чуть» по ночам выпускать. У них на работу учителей свой особый взгляд.
Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ, руководитель мастерской «Полевой пресс-центр»
Долой стереотипы
Все мастер-классы в экспедиции несут в себе нотку необычного. Но мастерская «Юные исследователи», которую проводила Юлия МИТЬКОВА, учитель предмета «Окружающий мир» из 33-й школы Смоленска, финалист конкурса «Учитель года России-2005», оказалась нестандартной от начала до конца.
Начало занятия привело всех в некоторое замешательство. Юлия Игоревна предложила нам представить березовый лист. На первый взгляд ничего особенного, но, прокрутив в воображении незамысловатый предмет, можно убедиться в его уникальности. И вот готово первое признание – мы никогда специально не рассматривали его. А зачем? Но тогда непонятно, почему мы смогли описать лист до мельчайшей прожилки? Оказывается, каждый предмет, даже тот, который человек специально не изучал, он может описать до мельчайших подробностей.
Всем известная игра буриме в мастерской Юлии Митьковой приняла неожиданный ракурс. Вначале нам предложили составить слова из существительного «исследователь». Мы восприняли игру с энтузиазмом. Время пошло. Но проверяя полученные результаты, многие оказались недовольны. Только один из нас придумал не существительные, а глаголы! Замечу, что в условиях игры не говорилось, какая именно часть речи должна быть. Просто у остальных сработало стереотипное мышление, которое и помешало нам удачно справиться с заданием.
Разделение на группы Юлия Игоревна тоже провела в очень специфичной форме. Она предложила попробовать нанять на работу любого участника мастерской. Тот, кому предлагали место, мог аргументированно согласиться или отказаться. Очень скоро все «юные исследователи» разделились на небольшие группы по 2 – 3 человека. Дальше нам предложили написать три слова, которые не нужно, бессмысленно и невозможно изучать. Моя группа оказалась больше других привязанной к стереотипам, у нас возникла дискуссия по поводу подбора слов. А ларчик просто открывался, достаточно было написать: НЕТ ТАКИХ СЛОВ.
Находясь под впечатлением от предыдущего задания, мы максимально отошли от привычных дорог и свернули на новую тропу – антистереотипа. При помощи двух листов ватмана, ножниц, скотча и рулетки мы должны были создать очень высокое и устойчивое сооружение. Наша группа придумала конструкцию прочнее самого прочного металла, высокую настолько, что невозможно представить. Это олицетворение любви – сердце! Вторая группа нарисовала ядро, находящееся в безвоздушном пространстве и летящее с постоянной скоростью. Иными словами, вечный двигатель. Третья команда просто произнесла: «Если чего-то не видно, то это не значит, что этого не существует». По окончании задания учитель предложила нам перечислить, что мы делали на уроке. Вот что получилось:
1. Постановка вопроса. Ответ на него.
2. Навыки взаимодействия с людьми.
3. Размышление.
4. Определение фактов.
5. Сравнение.
6. Дискуссия.
7. Сбор данных.
8. Формулировка предположений.
9. Моделирование.
10. Устные выступления.
11. Выводы.
Многие участники экспедиции, побывав на мастер-классе Юлии Митьковой, поняли, что установили свой личный рекорд по отходу от стереотипного поведения. Замечу, что это был не очередной мастер-класс по психологии, а настоящая мастерская исследователей, ведь, как мы выяснили, изучать можно все! В заключение каждый из нас сказал, что именно в «юных исследователях» ему понравилось. Все отметили необычность подачи материала, открыли для себя новые пути развития личности. А путь без стереотипов, заполоняющих окружающий мир, показался очень интересным!
Радиоактивная каша
Вы когда-нибудь задумывались, что все, что находится вокруг нас, излучает радиацию? А о том, насколько это вредно для окружающих? Андрей Семке, учитель физики, начальник Управления образования Ейского района Краснодарского края, финалист конкурса «Учитель года России-2000», в этом году предложил очень интересный мастер-класс по ядерной физике.
После знакомства Андрей Иванович посвятил нас в тайну рентгеновских лучей, познакомил с их видами, происхождением. Расположившись на огромном поле, мы начали свое знакомство с дозиметром и его составными частями (например, газоразрядной трубкой). Это был практический мастер-класс. Его цель – научить нас опытным путем проверять наличие гамма-излучений. Первый опыт – тестирование поляны на степень радиоактивной заряженности, или, по-научному, – изучение фона местности. Мы с большим интересом искали радиоактивные точки. Их оказалось только две.
Но если вы думаете, что юным экологам этого исследования оказалось достаточно, то вы ошибаетесь! Проверив воздушную и водную среду в пролеске, на поле, в озере Гверстянец, рядом с которым располагался лагерь, мы взялись за вторую часть опыта, наиболее волнительную. Продукты – как много в этом слове… не только канцерогенов и биохимических добавок, но и внутренней радиации! Изучив огромное количество еды, мы попытались разделить продукты на безопасные и небезопасные. И вот что из этого получилось:
1. Обычное зеленое стандартное яблоко – наиболее радиоактивно и опасно для здоровья! Андрей Семке предположил, что оно, наверное, турецкое.
2. Каша «Анаком», аналог известной марки «Быстров», также оказалась ядовито-противной.
3. Почетное третье место по радиационной загрязненности занял чай «Этикет», производимый в столице.
4. В одной из делегаций был обнаружен мальчик, опасный для окружающих.
5. Вполне безобидным признан крем от комаров Gardex, им можно спокойно пользоваться.
Этот мастер-класс запомнился количеством опытов, проведенных своими руками, а закончился заплывом в то самое озеро Гверстянец вместе с радиационно безопасным преподавателем!
Дарья БЕЛОГЛАЗОВА, 11-й класс 109-й школы, Москва
Физик Андрей СЕМКЕ ведет мастер-класс в рабочей форме экспедиции
Комментарии