На сегодняшнем уроке мы поведем речь о веществе, из которого был изготовлен мяч, и название которого на языке индейцев тупи-гуарани звучит «као чоу», что означает «слезы дерева». Мы называем это вещество «каучук».
Учитель: Отгадайте загадку: «Что открыл для европейцев Христофор Колумб?»
Дети: Америку.
Учитель: Верно, но ответ не полный.
Подсказка: учитель достает мяч.
Дети: Мяч.
Учитель: Колумб увидел туземцев, игравших плотным мячом. Хотя это казалось невероятным, но, ударяясь о землю, мяч довольно высоко подскакивал в воздух. На сегодняшнем уроке мы поведем речь о веществе, из которого был изготовлен мяч, и название которого на языке индейцев тупи-гуарани звучит «као чоу», что означает «слезы дерева». Мы называем это вещество «каучук».
Запись темы урока на доске и в рабочих листах.
I. Применение каучука и резины
Учитель: Каучук имеет в жизни человека огромное значение. Чаще всего его используют не в чистом виде, а в виде резины.
Перечислите изделия из каучука и резины и укажите области их применения. Не забудьте при этом сделать соответствующие записи в рабочем листе.
Аукцион «Изделия из резины»
Определяются области, в которых применяются резиновые изделия, на доске заполняется схема. Побеждает тот ребенок, который назовет больше областей применения:
– техника (шины для автотранспорта, самолетов, велосипедов, резиновые детали, изоляция проводов);
– производство промышленных товаров (обувь, искусственная кожа, прорезиненная одежда, лодки, игрушки, канцтовары);
– строительная промышленность (сантехника, релин – резиновый линолеум);
– медицинская промышленность (грелки, искусственные органы);
– пищевая промышленность (жевательная резинка).
Учитель: На каких свойствах каучука и резины основано их применение?
Дети высказывают предположения и заполняют схему в рабочих листах (см. вложенный файл).
Свойства резины
– эластичность (прыгающий мяч);
– газонепроницаемость (противогаз);
– водонепроницаемость (гидрокостюм);
– диэлектрик (провода и резиновые коврики).
Учитель: Жизнь современного человека без каучука и резины представить нельзя. Кстати, не так давно резиновая обувь была признаком достатка. Такое состояние дел связано с тем, что промышленное производство каучука было начато только в 1932 году. Однако первое знакомство европейцев с каучуком произошло пять веков назад. Почему эти два события разделяет временная пропасть?
Работа по группам. Мозговой штурм – предположения (1 минута).
Учитель: Проверим ваши гипотезы, ответ на этот вопрос может дать история.
II. История каучука
Учитель: Прочитайте текст «История каучука» (см. Тексты для осмысления во вложенном файле), найдите в нем смысловые части и определите содержание этапов освоения каучука человеком.
Дети заполняют рабочие листы.
Учитель: Прочитайте текст «Вулканизация каучука» (см. Тексты для осмысления), заполните схему и сформулируйте определение понятия «вулканизация».
Учитель: ХХ век. В мире началась паника. Она была вызвана обнаружившимся катастрофическим несоответствием между запасами дикорастущих каучуконосов и потребностью промышленности в новом материале. Леса Бразилии не могли покрыть нужды в соке гевеи. Ведь каждое дерево способно «выплакать» не более 160 граммов «слез» в сутки. А нужны миллионы тонн! Как же быть?
III. Состав и строение
Учитель: Исследования показали, что натуральный каучук имеет большую молекулярную массу – 150 000 – 500 000. Как называются вещества, имеющие, как правило, очень большую молекулярную массу?
Дети: Полимеры.
Учитель: Итак, перед человечеством встала проблема поиска источников каучука. Поиск путей пополнения запасов каучука велся в двух направлениях. Одна группа ученых начала планомерное обследование растений, содержащих каучук, другая принялась разрабатывать способы получения искусственным путем.
IV. Источники каучука
1. Натуральный каучук
Учитель: Укажите на географической карте места произрастания растений-каучуконосов. В какой географической области чаще всего они встречаются? Оцените природные запасы растений-каучуконосов в России.
Учитель: В нашей стране не было известно природных источников для получения натурального каучука, а из других стран каучук к нам не завозился. Сталин сказал: «У нас имеется в стране все, кроме каучука. Но через год-два и у нас будет свой каучук». Могли ли не сбыться слова «великого вождя»?
2. Синтетический каучук
Учитель: В начале 1926 г. был объявлен конкурс на лучший способ получения синтетического каучука. На призыв правительства отозвался Сергей Васильевич Лебедев, который в Ленинграде организовал группу исследователей из семи человек. В разработке синтеза каучука Сергей Лебедев пошел по пути подражания природе. Поскольку натуральный каучук – полимер диенового углеводорода, то Лебедев воспользовался также диеновым углеводородом, только более простым и доступным – бутадиеном-1,3. Сырьем для получения бутадиена служит этиловый спирт.
Нам с вами предстоит составить уравнение реакции получения бутадиена-1,3, которая основана на дегидрировании и дегидратации спирта.
Учитель: 31 декабря 1927 года, за день до того как истек срок конкурса, из Ленинграда в Москву прибыла посылка. В ней находился синтетический каучук и подробное описание заводского способа его изготовления. Жюри признало лебедевский способ наиболее приемлемым.
Когда изобретателя Томаса Эдисона спросили: «Известно ли вам, что в России получен синтетический каучук?», то он ответил: «Нелепая и невозможная затея. Ерунда! Вряд ли возможно получение синтетического каучука вообще, особенно в России, где исходные материалы обходятся дорого». А в это время в России началось строительство первых заводов по производству синтетического каучука в Ленинграде и Воронеже.
С открытием синтетического каучука в который раз была утверждена власть человека над веществом.
Алексей Волков, учитель химии, заместитель директора гимназии №12, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», Липецк
Во вложенных файлах – тексты для осмысления, рабочий лист.
Комментарии