Из опыта педагогической работы известно, что метод проектов достаточно эффективен, когда ученики уже владеют определенными знаниями по выбранной теме. В связи с этим представляет практический интерес обучение с использованием проектной деятельности в седьмых классах, где, в частности, изучение такого предмета, как физика, только начинается.
Все во многом зависит от удачного выбора темы, которая должна быть, с одной стороны, интересной для учащихся, а с другой – понятной настолько, чтобы они захотели активно участвовать в поиске информации, исследованиях, обсуждении и защите проекта. Мы выбрали тему «Из истории развития космонавтики». Во-первых, в связи с 50-летием полета первого человека в космос она привлекла к себе внимание, пробудила интерес учеников к космической тематике. Во-вторых, в рамках этой тематики легко включаются в проект не один, а достаточное многообразие вопросов физики из школьной программы. Этим обеспечивалась связь темы проекта с предметом обучения – физикой. В-третьих, многие физические вопросы из этой темы могут быть объяснены методами популяризации, что помогает восполнить недостаток систематизированных школьных занятий у семиклассников по теме. В этом случае такой подход, на мой взгляд, вполне приемлем. В-четвертых, многообразие физических вопросов, которые могут быть рассмотрены в рамках космической тематики, позволяет привлечь максимальное количество учеников к проекту на всех его стадиях.На родительском собрании идея реализации проекта была поддержана родителями, выяснилось, что в архивах некоторых семей есть интересные материалы по этой тематике. В проекте участвовали ученики трех 7-х классов, которые вместе с родителями посетили Музей имени К.Э.Циолковского в г. Калуге, Центр подготовки космонавтов в Звездном городке и Центр управления полетом в г. Королеве. Высокий научный уровень экскурсионных лекций, живое общение учеников с квалифицированными специалистами, непосредственный осмотр легендарных космических экспонатов – станции «Мир», космических аппаратов, скафандров и многих других объектов – произвели очень большое впечатление на учащихся, возбудили живой интерес к космонавтике, ее истории и дальнейшему развитию. В очень доходчивой и наглядной форме с элементами активного изучения ребята за короткое время познакомились с интересным материалом, содержащим такие важные разделы, как история развития отечественной космонавтики, методика подготовки космонавтов, законы движения космических тел.Все обеспечило хорошую основу для дальнейшей работы по теме, во многом компенсировало отсутствие знаний по физике и астрономии, нацелило учащихся на тот материал, который необходимо добывать и создавать для проекта. Ребята подготовили видеофильм, плакаты, стенды, модели. Видеофильм содержал материал о поездке учащихся в Звездный городок, включая посещение музея Ю.Гагарина, станции «Мир», Центра подготовки космонавтов, на 5 плакатах были отображены биографии выдающихся деятелей отечественной космонавтики – Кибальчича, Циолковского, Цандера, Королева, Гагарина, принципы строения и действия космических ракет, на двух стендах размещена наглядная информация о кораблях космического флота «Космонавт Юрий Гагарин» и «Космонавт Владислав Волков», а также о городе Королеве как космическом центре страны. Весьма интересным оказался стенд, оформленный по инициативе семьи одного из учеников и посвященный его дедушке Э.Золотову – генеральному директору объединения 11 оборонных предприятий, которое под руководством известного конструктора С.П.Королева создавало системы слежения, наведения и посадки космических аппаратов, а также три наглядные модели космических ракет «Восток», «Союз», космического челнока «Буран».В.Макухина, педагог ЦО №1434
Комментарии