Знания, получаемые в школе по химии, не очень часто используются в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире. Только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Химию в нашей школе изучают даже малыши, участвующие в реализации городского проекта «Эффективная начальная школа».
«В некотором царстве, в химическом государстве…» – с этих слов начинаются занятия курса внеурочной деятельности «Занимательная химия». Занятия для младших школьников проводятся в игровой форме, каждое занятие – знакомство с новыми сказочными персонажами. То ребята переправляются через глубоководную голубую купоросную реку, то помогают сражаться со злом железному королю, то населяют жителями чудесную страну химических элементов – и все занятия сопровождаются химическими экспериментами, которые ребята, несмотря на свой столь юный возраст, выполняют самостоятельно.
Как же помочь школьникам начальных классов усваивать трудные разделы химии о строении и взаимодействии молекул?
Ответить на этот вопрос помогает химический конструктор для моделирования молекул. С помощью пространственных материальных моделей можно приблизить школьника к пониманию того, как устроен невидимый микромир. В отличие от символьных моделей, лежащих в основе «химической письменности» (символов химических элементов, уравнений химических реакций), материальные модели ребята могут взять в руки, собрать и разобрать, тем самым подкрепив абстрактные химические формулы наглядными, собственноручными манипуляциями с «веществами».
На сегодня наиболее распространенные модели строятся из разноцветных шариков – «атомов», которые соединяются друг с другом вплотную или с помощью соединительных стержней, образуя «молекулы». На занятиях курса внеурочной деятельности «Занимательная химия» ребята с удовольствием используют объемные и шаростержневые модели, чтобы наглядно убедиться и понять, как устроен внутренний мир окружающих их веществ.
Учащиеся 5‑6‑х классов с удовольствием знакомятся с химией и другими предметами естественно-научного цикла на занятиях кружка «Введение в естествознание».
Программа этого кружка позволяет совершенствовать практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознавать практическую ценность химических знаний.
Перед ребятами из 8‑9‑х классов задачи ставятся намного серьезнее, они занимаются самыми настоящими химическими исследованиями! От теоретических основ химии они переходят к практическому пониманию назначения химических веществ в повседневной жизни.
Старшеклассники, обучающиеся в классах естественно-научного профиля, знакомятся с основами аналитической химии. Химический анализ необходим для успешного развития таких наук, как биохимия растений и животных, химия космоса, геохимия, минералогия. Трудно переоценить значение методов аналитической химии для контроля и совершенствования промышленного производства, в частности работы технологических линий, мониторинга качества выпускаемой продукции в атомной, химической, фармацевтической, пищевой и других отраслях промышленности.
Изучение химии с увлечением и интересом приносит свои результаты. Обучающиеся нашей школы ежегодно становятся призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, Московской олимпиады школьников по химии, олимпиады «Кирилл Разумовский. К вершинам знаний» (которую проводит наш вуз-партнер МГУТУ (ПКУ).
Большое внимание уделяется и исследовательской деятельности… Огромный интерес вызывают работы с проведением исследования знакомых объектов, например продуктов питания, – был выполнен ряд таких работ с исследованием газированных напитков, мороженого, шоколада, изучалось содержание лимонной кислоты в цитрусовых. Победы на таких значимых конкурсах, как Международный конгресс молодых ученых по химии и химической технологии, III Всероссийский фестиваль исследовательских работ среди школьников «Исследуй, познавай, учись», городская конференция проектных и исследовательских работ обучающихся «Новый взгляд в науку и практику» в рамках ежегодной городской конференции «Объединяем тех, кто создает будущее», международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», московская междисциплинарная конференция старшеклассников «Время. Поиск. Открытие», свидетельствуют о высоких результатах научно-исследовательской деятельности.
Родители наших ребят разделяют их интересы, посещают мастер-классы, сами с удовольствием проводят химические опыты.
Денис ЗАЕВ, Светлана ФЕДОРОВА, учителя химии школы №2089
Комментарии