В приведенной ниже модульной программе дан общий подход автора к преподаванию информатики. Для примера здесь взят графический редактор Paintbrush, хотя аналогичным образом может быть рассмотрен любой другой программный продукт, который предстоит освоить ученикам.
Комплексная дидактическая цель: владение содержанием тематического блока, обеспечивающее знакомство учащихся с основными понятиями графического редактора; формирование умений владения компьютерной мышью; воспитание увлеченности, инициативности, художественного вкуса.
После изучения темы ученики должны знать определение, назначение, основные функции графического редактора и элементы окна, назначение инструментов, команд меню графического редактора Paintbrush; уметь загружать программу Paintbrush в оперативную память компьютера, распознавать элементы окна, работать с палитрой инструментов; создавать и редактировать изображение в графическом редакторе Paintbrush.
Модуль 1. Общие сведения о программе Paintbrush. Составные части окна.
Учебный элемент 1 (УЭ 1). Цель: научиться загружать программу Paintbrush в оперативную память компьютера. Задания: 1) загрузите Paintbrush в оперативную память (ОП) компьютера; 2) представьте окно программы в развернутом виде. Советы учителя: применить знания, полученные в ходе работы с предыдущим модулем “Загрузка программ, работающих под Windows”.
УЭ 2. Цель: познакомиться с общими сведениями о программе. Задания: прочитайте пункт приложения “Общие сведения о программе Paintbrush”. Советы учителя: выписать в тетрадь определение, назначение, основные функции графического редактора.
Общие сведения о программе Paintbrush
PAINTBRUSH – это программа, предназначенная для создания и редактирования на экране изображений.
Редактор Paintbrush позволяет создавать довольно сложные и внешне привлекательные рисунки, схемы, чертежи (в цвете или монохромные).
В вашем распоряжении: палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластик для стирания, “карандаши” для рисования геометрических фигур. Редактор позволяет вводить тексты.
Загрузка программы Paintbrush. Пиктограмма Paintbrush обычно находится в группе Реквизиты Диспетчера программ. Для запуска – двойной щелчок мышью по ее пиктограмме.
УЭ 3. Цель: научиться распознавать элементы окна; знать назначение инструментов и их операции. Задания: прочитайте п. 2 приложения. Познакомьтесь с окном программы, инструментами. Советы учителя: выписать названия элементов окна, 2-3 инструмента (на выбор) и их назначение.
Составные части окна программы Paintbrush
Программа Paintbrush представлена на экране следующими элементами: кнопки “свернуть”, “восстановить”, зона заголовка, строка горизонтального меню, горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки, рабочее поле, палитра цветов, поле выбора ширины линии, панель инструментов.
Желательно сопроводить этот пункт изображением экрана компьютера с загруженной программой Paintbrush.
УЭ 4. Цель: проверить полученные знания. Задания: рассказать о порядке запуска Paintbrush, показать элементы окна Paintbrush, выбрать и применить тот или иной инструмент. Советы учителя: преподаватель беседует с учениками индивидуально.
УЭ 5. Цель: обратная связь. Задания: рефлексия. Советы учителя: обсуждение вопросов, которые были непонятны в ходе урока.
Модуль 2. Техника создания изображений в графическом редакторе Paintbrush.
Цели: в процессе учебной работы над заданием ученики должны знать функции инструментов, команды горизонтального меню, уметь применять инструменты для создания изображений и копировать и перемещать объекты, вставлять текст.
УЭ 1. Цель: активизировать знания учащихся. Задания: ответьте на вопросы карточки. Советы учителя: при возникновении затруднений повторите модуль 1.
Карточки с вопросами: 1) Что такое графический редактор? 2) Как загрузить графический редактор Paintbrush? 3) Какие функции выполняют инструменты: валик, цветной ластик, фигурные ножницы? 4) Перечислите все элементы окна программы Paintbrush.
Ответы на вопросы карточек:
1) Графический редактор – это программа, предназначенная для создания и редактирования на экране изображений. Редактор Paintbrush позволяет создавать довольно сложные и внешне привлекательные рисунки, схемы, чертежи, (в цвете или монохромные). В вашем распоряжении: палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластик для стирания, “карандаши” для рисования геометрических фигур. Редактор позволяет вводить тексты.
2) Пиктограмма Paintbrush обычно находится в группе Реквизиты Диспетчера программ. Для запуска программы нужен двойной щелчок по ее пиктограмме.
3) Фигурные ножницы. Указатель мыши превращается в ножницы, которыми можно вырезать (выделить) из картинки фрагмент произвольной формы. Ластики. Указатель мыши превращается в квадратный “ластик”; перемещая его, мы “стираем” участки изображения или меняем цвет символа на цвет фона. Валик. Указатель мыши превращается в “валик”. Если поместить его внутрь замкнутой полости и щелкнуть мышью, эта полость будет закрашена текущим цветом символа.
4) Зона заголовка, горизонтальное меню, кнопки “Свернуть”, “Развернуть”, панели инструментов, поле выбора ширины линии, палитра цветов, полоса прокрутки.
УЭ 2. Цель: в ходе создания изображения освоить на практике полученные знания. Задания: выполните задание по рисованию в графическом редакторе изображения (по усмотрению учителя). Советы учителя: в ходе создания изображения пользуйтесь рекомендациями, консультируйтесь с учителем или товарищем.
УЭ 3. Цель: проверить полученные знания. Задания: для проверки ученики должны представить готовое изображение на экране компьютера и ответить на предложенные вопросы учителя. Советы учителя: индивидуальная беседа с учителем.
УЭ 4. Цель: закрепление знаний в ходе выполнения домашнего задания. Задание: готовиться к лабораторной работе, зачету; подобрать рисунок для создания его на следующем уроке. Советы учителя: читать конспект урока, повторить определения, подобрать рисунки.
УЭ 5. Цель: обратная связь. Задания: рефлексия. Советы учителя: обсуждение вопросов, которые были непонятны в ходе урока.
Модуль 3. Создание и редактирование изображений в графическом редакторе Paintbrush.
Цель: в процессе учебной работы над заданием ученики должны знать технологию перемещения и копирования фрагментов изображения, уметь создавать изображение с элементами копирования, редактировать детали изображения.
УЭ 1. Цель: активизировать знания учащихся. Задания: работать в парах.
УЭ 2. Цель: освоить технологию создания изображений с элементами копирования и редактированием фрагментов изображений. Задания: выполнить задание, подготовленное дома. Советы учителя: в ходе создания изображения пользуйтесь рекомендациями, консультируйтесь с учителем или товарищем.
УЭ 3. Цель: проверить полученные знания. Задания: для проверки ученики должны представить готовое изображение на экране компьютера; ответить на вопросы учителя. Советы учителя: индивидуальная беседа с учителем.
УЭ 4. Цель: закрепление знаний в ходе выполнения домашнего задания. Задание: подобрать дома рисунки, схемы для выполнения в модуле N 3. Советы учителя: рисунки должны быть подобраны по уровням сложности (от простого к сложному).
УЭ 5. Цель: обратная связь. Задания: рефлексия. Советы учителя: обсуждение вопросов, которые были непонятны в ходе урока.
Модуль 4. Лабораторная работа “Создание и редактирование изображений в графическом редакторе Paintbrush”.
Цель: отработка навыков создания и редактирования изображений средствами графического редактора Paintbrush.
Приборы и материалы: компьютер с установленным на нем графическим редактором Paintbrush, раздаточный материал (трехуровневый).
1. Выполнить задания, приготовленные учителем.
2. Сдать результаты работы учителю в индивидуальном порядке.
Модуль 5. Зачет по графическому редактору Paintbrush.
Валентина КОНЦОВА,
учитель информатики
Лангепас,
Ханты-Мансийский АО
Комментарии