search
main
0

Изобретение влюбленного ювелира. Исторический материал на уроках технологии в начальных классах

Современный урок ручного труда требует от учителя использования не только тех методов и приемов, которые направлены на развитие конструкторской деятельности, но и методов, расширяющих интеллект и общий кругозор младшего школьника. Знакомство с историческим материалом на уроках технологии (труда) поможет учителю решить эту задачу. Сведения познавательного характера об инструментах, обрабатываемых материалах, изготовляемых предметах, их назначении и применении можно включить в урок в виде специального рассказа, предшествующего выполнению практического задания или завершающего урок.

История инструментов КарандашВ старину таких карандашей, как сейчас, не было. Художники рисовали серебряной палочкой, школьники писали свинцовой. Но свинцовая палочка оставляет на бумаге серый неясный след. Да и держать ее в руке неудобно. Ее вкладывали в кожаную трубочку, а когда палочка стиралась, приходилось кожу на конце срезать. По-немецки карандаш до сих пор по привычке называют свинцовой палочкой.Триста лет назад свинец заменили графитом.Чтобы родился карандаш, надо, чтобы в Сибири вырос сибирский кедр. Отчего же сибирскому кедру оказывают такую честь? Оттого, что его легко строгать и резать. Палочка из кедра не лохматится под ножом, не упрямится, а режется ровно и гладко. Чтобы получился карандаш, нужно в палочку вложить графит. Он черный как уголь. Недаром графит и уголь – родственники. За графитом для карандашей едут на Урал, в горы. Но там его не так-то легко достать. Приходится спускаться за ним глубоко под землю, в шахту.Чтобы сделать карандаш, нужна еще глина. Глина нужна, чтобы графитный стерженек был прочнее и тверже. Чем больше примешать глины, тем тверже он будет писать. Оттого-то и бывают карандаши разных номеров: №1 – твердый, №2 – средний, №3 – мягий. А иногда вместо номеров ставят буквы: В – мягкий, Н – твердый, ВН – средний.Дерево, графит, глина… Это еще не все. В графитную массу добавляют жир и клей. Это для того, чтобы графит легче ходил по бумаге и оставлял жирный след. Для карандаша нужны еще цветной лак и блестящий металл – алюминий. Ведь карандаш должен быть красивым, чтобы его было приятно взять в руки. Карандашей нужно множество. Тут без машин не обойтись. Они так быстро работают, что за день делают миллионы карандашей. За три дня можно было бы протянуть дорожку из карандашей от Москвы до Петербурга. На одном конце фабрики большие машины смешивают графитный порошок с глиной и жиром, а на другом конце из других машин сыплются в ящики готовые карандаши – по две или четыре штуки, да так быстро, что и сосчитать трудно.ЛинейкаЗнаете ли вы, что в 1989 году у линейки был юбилей? Ей исполнилось 200 лет! Однако линейкой пользовались и в более ранние времена. В Средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на листах пергамента (так называлась бумага) пользовались тонкими свинцовыми пластинками. А в ряде стран Европы, в том числе в Древней Руси, для этих целей применялись железные прутья. Их называли шильцами. В разных странах люди измеряли одно и то же расстояние по-разному. Это было очень неудобно. Наконец во Франции в 1789 году решено было ввести единую систему мер. В Париже изготовили платиновые линейки с метрическими делениями длиной в 1 метр и шириной 25 мм, называемые эталоном метра. Они стали образцами мерок для всего мира. По их образцу изготовили деревянные линейки для академиков, а позднее и для парижских студентов. В Россию линейка попала после войны 1812 года в качестве военного трофея. В 1899 году по инициативе знаменитого химика Д.И.Менделеева приступили к производству линеек и в России – так в нашей стране началось постепенное внедрение системы мер.ЦиркульЦиркуль – один из самых древних инструментов на Земле. Самый старый из найденных циркулей пролежал две тысячи лет в древнем кургане во Франции. Французские археологи ни минуты не ломали голову над вопросом, что же это за предмет, потому что циркуль с древних времен и до наших дней остался почти таким же. Циркули железные и бронзовые были у римлян. В пепле, засыпавшем город Помпеи, их много нашли. Видимо, учителя в Италии обязательно знакомили школьников с геометрическими фигурами и строго наказывали: «Не забудь принести на урок циркуль!»У древних вавилонян и ассирийцев мастера росписей пользовались циркулем, так как все линии и круги в узорах идеально ровны. А эти государства существовали более трех тысяч лет назад.На фасаде одного из самых древних и красивых храмов Грузии – Светицховели – изображена рука архитектора, а позади нее – циркуль. В Древней Руси этот инструмент тоже существовал, ведь наши предки любили украшать узорами многие предметы. Стальной циркуль археологи нашли при раскопках в Новгороде.Все о циркулеСговорились две ногиДелать дуги и круги. (Циркуль)В портфеле у каждого ученика вместе с карандашом, ластиком, учебниками и ручкой для письма лежит странный двуногий предмет из серебристого металла. На конце одной его ножки – иголка, на конце другой – карандаш. Стоит ему только закружиться на одной ножке, с иголкой, как другая ножка, карандашная, принимается чертить на бумаге ровные круги. Это циркуль, вот уже несколько веков он служит ученым, инженерам, полководцам, школьникам. Об этом рассказали нам археологи. Немало циркулей нашли они в развалинах древних городов. Словом, циркуль – заслуженный помощник человека, каждый его знает. Этот инструмент для вычерчивания карандашом или тушью окружностей.А из чего состоит циркуль?Циркуль состоит из двух стержней, один из которых опорный (с иглой на конце), другой – чертежный (с грифелем). Соединены они при помощи шарнира. Циркули бывают разные. Один из них со вставной карандашной ножкой – самый простой. Другой – с постоянными ножками, в одну из которых вкладывается небольшой грифельный стерженек. Еще бывает циркуль-измеритель. У того обе ножки с иголками. Им удобно измерять линии.А теперь подумайте: почему циркуль называется циркулем и, кстати, почему цирк называется цирком? Может, вы попытаетесь найти, что роднит оба эти слова?Главное в цирке – это арена. Именно на ней выступают акробаты и фокусники, жонглеры и дрессировщики. А арена какая? Правильно, круглой формы. Кстати, так же как и здание самого цирка.Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. Оба эти слова произошли от латинского «циркулюс», что значит «круг», «окружность».НожницыПервые ножницы появились около 3,5 тысячи лет назад и предназначались для стрижки овец. Их лезвия не поворачивались вокруг центра, а соединялись пружинящей пластиной и просто сжимались рукой.Около 1000 лет назад ремесленники догадались соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки загнуть в виде колец. Получились ножницы. Делали их из железа, стали, серебра, богато украшали, а то и покрывали золотом. Иногда украшений было так много, что они мешали пользоваться этим инструментом.В России ножницы изготавливали в тех же губерниях, где делали ножи, – в Нижегородской и Владимирской. Появились и специальные ножницы для парикмахеров, лекарей. Были даже особые ножницы для отрезания от металлического стержня заготовок монет.НаперстокЖил в XIV веке в Амстердаме мастер-ювелир Николай Бертотен. Он был влюблен в Аниту – дочь мрачного и известного своей непомерной скупостью соседа Ван Ранема. С неразлучной иглой в руках Анита целыми днями сидела над пяльцами. Иголки очень больно кололи пальцы усталой девушки. И вот однажды в дом к Аните принесли маленькую золотую шапочку с какими-то непонятными знаками. При ней было послание, написанное по правилам тогдашнего хорошего тона: «Уважаемую госпожу прошу принять в подарок это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы». И подпись: Николай Бертотен.Теперь уже почти никто не помнит фамилию влюбленного изобретателя-ювелира, позаботившегося о пальцах мастерицы, но колпачок-наперсток стал обязательным инструментом в работе каждой рукодельницы и портнихи.Известно, что в Средние века были мастера по изготовлению наперстков. Значит, их требовалось много. Умельцы делали как самые простые наперстки, так и настоящие предметы роскоши – изящные, украшенные эмалью, гравировкой. До наших дней сохранились старинные золотые наперстки. Их изготавливали также из позолоченного серебра или бронзы, важно, чтобы они были желтого цвета – на этом фоне хорошо видна стальная нить.В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрел станок для производства наперстков любого вида и размера.В XIX веке наперстки стали так популярны, что их продавали в качестве сувениров и даже использовали для размещения рекламы. С изобретением швейной машины потребность в наперстках значительно уменьшилась. Но и сейчас он служит верным помощником настоящего мастера.Швейная иглаЧеловек изобрел иглу задолго до того, как были открыты металлы. Первые иглы делали из рыбьей кости, в тупом конце проделывали дырочку. Придвинувшись поближе к огню, человек шил себе одежду из теплых звериных шкур. Но костяная игла была не очень прочной. Как только были открыты золото и серебро, иглы стали делать из них. Золотые и серебряные иглы часто находят археологи.Золото – металл почтенный, но для иглы он не самый подходящий. Со временем стали изготовляться иголки бронзовые и железные. Но лишь с изобретением прочной стали в XIV веке люди получили добротную, крепкую, удобную иглу. Причем сначала ушко в этой стальной иголке не просверливали – просто загибали кончик иглы и в этот загиб заправляли нитку. Первые стальные иглы еще не были теми сияющими, стройными красавицами, какими они являются теперь. Они совершенствовались и хорошели постепенно.У нас в России до самого XVII века стальных игл не было. Шип колючего куста да рыбья кость по-прежнему служили для бедноты хоть и плохонькой, но иглой. А богатые люди покупали за большие деньги заморскую диковинную металлическую иглу. Лишь к XVIII веку русские мастера наладили свое производство хороших, качественных игл.P.S. Другие части сборника «Исторический материал на уроках технологии в начальных классах» опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/455Читайте электронную «Методическую кухню».​Людмила ДУДИНА, преподаватель трудового обучения Мариинского педагогического колледжа Кемеровской области, победитель ХIV Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте