search
main
0

Изобразительное искусство требует особого подхода

​Изначально школа №1188 задумывалась как образовательное учреждение, в котором ученики получают наряду со средним полным общим образованием качественное художественное.

Идеологическим приоритетом художественного образования в нашей школе стало реалистическое искусство как образец профессионального художественного мастерства. Преподавание предметов художественно-эстетического цикла основывается на сохранении принципов академической школы изобразительного искусства. Такая позиция школы потребовала наличия особой структуры и особого содержания.Отработав в экспериментальном режиме проблемы содержания художественного образования, получив соответствующий статус, школа тем не менее столкнулась с другими проблемами. Анализируя их, мы пришли к выводу, что те изменения, которые произошли в процессе экспериментально-инновационной деятельности и которые захватывали в основном художественную область образования, вступили в противоречие с существовавшей в то время общей организационно-образовательной системой школы. Главное преимущество школы, содержащей две разные области образования, могло стать тормозом в развитии этого единого учреждения. Чтобы предотвратить надвигающийся кризис, наметить и воплотить новую, научно обоснованную стратегию развития образовательного учреждения, мы воспользовались возможностью, которая была предоставлена Департаментом образования, и включились в инновационный сетевой проект под научным руководством профессора В.Ясвина.Первый этап эксперимента – комплексная экспертиза существующей образовательной среды, проведенная независимыми экспертами, дал огромный материал для анализа. Следует отметить, что педагогический коллектив к тому времени еще не сталкивался с мониторингом такого масштаба. До экспертизы в школе проводили аттестацию со свойственным ей ажиотажем и стремлением защитить честь школы перед проверяющими инстанциями. Такое положение дел не могло не отразиться на самом процессе проведения мониторинга. Возможно, это повлияло и на результаты первой диагностики.Сравнение параметров образовательной среды учреждения по результатам экспертизы и параметров, присущих организационно-образовательной системе школы, выбранной для построения, позволил сделать вывод о необходимых преобразованиях. Так было фактически подтверждено объективное разделение среды школы на общеобразовательную и «художественную». Таким образом, главной задачей преобразований в образовательной сфере школы стало согласование «общеобразовательной» и «художественной» подсистем в логике разработанной модели школы. В связи с этим необходимо было обратить внимание не столько на когнитивное, сколько на эмоциональное, нормативное и экспрессивное содержание учебных предметов. Кроме того, школа нуждалась в интеграционных процессах, которые позволили бы «приблизить» общеобразовательную школу к художественной. Важной стратегической задачей было также предоставление возможности каждой группе школьников разноуровневого обучения по различным предметам.Мы определили несоответствия между образовательной средой школы (особенно в общеобразовательной ее части) и средой, свойственной разработанной организационно-образовательной модели. Например, образовательная среда была недостаточно насыщена условиями и возможностями для социализации учащихся, недостаточны были условия и для личностного роста педагогов. Несогласованность восприятия образовательной среды различными категориями участников образовательного процесса свидетельствовала об отсутствии системного подхода к проектированию образовательной среды.Инициативная группа совместно с научными руководителями определила приоритеты развития школьной образовательной среды, создала проект инновационной образовательной среды школы, продумала поэтапные шаги воплощения этого проекта, определила стратегические задачи проектирования образовательной среды.Все следующие этапы эксперимента – разработка стратегии развития школы и модели организационно-образовательной системы, реализация программы повышения квалификации психолого-педагогического состава школы, разработка комплекса педагогических проектов и их апробация выстраивались в зависимости от результатов экспертизы, например, участники творческих групп предложили Программу развития социальной активности и эмоциональности образовательной среды школы. На основании этой программы развернулась работа по формированию детско-взрослых сообществ, объектом деятельности которых была бы сама школьная среда как единое целое. Первым шагом в этом направлении стала разработанная концепция информационного центра школы, затем была создана редакция газеты «Зарисовки», каждый выпуск которой был ярким событием в жизни учеников школы и их родителей, педагогов, обновлен сайт школы, активно работает школьный интернет-форум. Сегодня выросла внешняя активность школы: ежегодно ученики школы участвуют в международных конкурсах детского художественного творчества в Македонии, Португалии, Чехии, Болгарии и неизменно становятся их победителями. На протяжении нескольких лет осуществляется международный проект, в ходе которого происходит обмен выставками детских работ и мастер-классы педагогов между школой и Харьковским лицеем искусств. Ни одна региональная олимпиада по изобразительному искусству за последние пять лет не обходится без победителей – учащихся школы №1188, возникли и укрепились деятельные связи школы с различными образовательными учреждениями, научными институтами и общественными организациями. Имея статус городской инновационной площадки, школа стала ресурсным центром в двух сетевых проектах. Статус особого стратегического направления в организации образовательного процесса школы, которое затрагивало как базовое, так и дополнительное образование, получила работа по выстраиванию межпредметных связей, был разработан целый комплекс специальных курсов, интегративных по своему содержанию и проектных по основной форме образования («Художник и мировоззрение», «Искусство книги», «Народный костюм», «Искусство эстампа», «Философия художественного творчества», «Интерьерная роспись Прикамья», «Бумажная пластика»). Авторы программ этих курсов – учителя нашей школы – попытались уделить внимание не только когнитивной сфере образования, но также эмоциональному и ценностному содержанию курсов. Научные руководители и консультанты инновационной площадки провели психолого-педагогические тренинги, формирующие корпоративную сплоченность. Силами инициативных групп педагогов были проведены семинары по определению ценностных ориентиров школы. Кроме того, в процессе экспертизы и сразу непосредственно после нее стал формироваться пока небольшой коллектив внутренних экспертов, которые могли бы самостоятельно, без активной помощи научных руководителей проводить внутренний мониторинг (повторную экспертизу). За счет активизации индивидуального консультирования и групповой работы по проблемам социализации повысился статус психологической службы школы. На основе анализа материалов комплексной экспертизы и проектирования школьной образовательной среды была создана Программа развития школы.Мониторинг школьной образовательной среды дал возможность сопоставить проектируемое состояние среды с существующим положением дел, скорректировать задачи дальнейшего развития школы. Эту вторую экспертизу провели уже внутренние эксперты – психологи школы. Теперь они сами выступали в качестве консультантов для психологов тех школ, которые впервые проводили такую комплексную экспертизу. Проблемные вопросы обработки и интерпретации данных, а также анализ результатов экспертизы обсуждались на ежемесячных семинарах сети ГИП под руководством профессора В.Ясвина.Организационная система школы также претерпела изменения в сторону проектируемого состояния. Этому способствовали работа творческих групп педагогов и психологов над новой концепцией, адекватной перспективам школы; создание и реализация новой программы развития школы; повышение статуса горизонтальных структур, которые обеспечивают взаимные договоренности сотрудников; обеспечение возможности профессионального совершенствования педагогов в сфере воспитания; увеличение количества школьных структур (как детских, так и детско-взрослых).Вместе с тем есть стратегические задачи, которые в полной мере еще не решены, например, предоставление каждому школьнику возможности для разноуровневого обучения. Если в рамках художественной среды это делать удается, причем достаточно эффективно, то для общеобразовательной сферы выполнение этой задачи представляет некоторые трудности. Что касается выстраивания организационной подсистемы, то надо отметить, что в школе в настоящее время идет подготовительная работа для внедрения системы согласующихся друг с другом школьных советов (методический совет, совет классных руководителей, административный совет, педагогический совет, управляющий совет). Кроме того, мы выстраиваем систему работы внутришкольных семинаров по художественному образованию, реализации проектных технологий, психолого-педагогическим проблемам.Таким образом, после повторной экспертизы школьной образовательной среды стал возможен анализ эффективности проделанной работы, который, в свою очередь, привел к коррекции стратегических задач школы и вывел школу на новый уровень инновационного развития.Ольга ТИШИНА, заслуженный учитель РФ, директор школы №1188,Евгений ЗЕЛЕНОВ, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ,заместитель директора школы №1188

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте