Длинный нос Эжена де Силуэта
Выразительные средства графики
Включив в программу 2-го класса по “Изобразительному искусству” тему “Ритм линий и пятен”, нам кажется целесообразным провести урок о силуэте как выразительном средстве графики, который даст возможность показать форму пятен, их конфигурацию, характер, движение, читаемость. Тогда дети лучше почувствуют отличие пятнового решения композиций от линейно-пятнового и линейного, но не в пользу одного из них, а как разнообразие графических средств.
В этом возрасте дети имеют уже достаточные знания для осознанного восприятия работ таких замечательных мастеров графики, как Е.Нарбут и Н.Ильин. Важно, чтобы они использовали новое слово “силуэт” в описании работ и ответах на вопросы.
Рассказ о происхождении слова “силуэт” используется в уроке и с познавательной целью – удовлетворения гуманитарных интересов, и как мостик к творческому заданию урока.
Можно апробировать разные варианты построения этого урока. В любом случае он будет интересен детям.
ы уже знаете, что художники-графики очень любят черный цвет, потому что он – главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. (Показ линейно-пятнового портрета).
Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах. В них все изображено в виде черных теней. Такие изображения называют силуэтами. (Показ силуэтов работы Н.Ильина “Пушкин и няня”). Сюжет композиции – простой и трогательный. Великий поэт читает любимой няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать. Он изогнул спинку и помахивает хвостом. Интересно, уж не этот ли кот, силуэт которого мы видим, стал для Пушкина сказочным котом ученым? Каждый предмет, каждая фигура – это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.
Как у Пушкина: “…И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом”. А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции? Верно. За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне. Значит – зима, поздний вечер. Значит, силуэты могут быть не только черными на белом фоне, но и белыми на черном фоне.
А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению. (Показ: Е.Нарбут “И.А.Крылов”). Вы басни Крылова знаете? Какие? Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца. Большой и грузный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку. В какое время года? Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени. Современники Крылова рассказывают, что писатель не только был большим любителем покушать и полежать на диване, размышляя, но и человеком очень медлительным и спокойным. Над его любимым диваном криво висела картина, так как один гвоздь уже выпал, а другой еле держался в стене. Друзья предупреждали, что картина может упасть на него, но Крылов отвечал всем, что уже примерил, как она будет падать и не заденет его. Возможно, поэтому художник изобразил баснописца таким неподвижным, как бы застывшим на месте.
Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е.Нарбут для книги басен Крылова. Что изображено на ней черными силуэтами, а что – белыми? (Ответы).
Почему же мы говорим, что силуэт – это изображение в виде тени, которая обязательно повторяет сам предмет? Значит, бывают и другие тени? Да, это тени, падающие от предметов и фигур. Вспомните и расскажите про свою тень. (“Вечер. Я иду по улице, освещенной фонарями…”). Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря? Она ничего общего не имеет с нашей фигурой. Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.
Посмотрите, как искусно сделаны силуэтные портреты. Это Нарбут изобразил себя и товарища спорящими, доказывающими что-то друг другу. На другом графическом листе видим всю семью художника. Взгляды детей и папы обращены к маме, сидящей в кресле. Мы чувствуем, как все ее любят. Папа несет ей букет цветов, дочка – игрушку. В фон работы введен голубой цвет. Он не темный, поэтому все силуэты “читаются” очень хорошо, не пропадают.
Теперь отметьте еще одну особенность силуэта. Прилетела черная бабочка и села на белое поле (показ). Прилетела белая бабочка и села на черное поле (показ). Прилетела третья бабочка – разноцветная (показ). Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета? Верно. У цветной бабочки крылья внутри проработаны – тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается. Поэтому он воспринимается как пятно. Вот целая стайка бабочек. Издали они выглядят черными пятнышками (показ). Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму. И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.
Интересно, а почему же изображение в виде теней назвали “силуэтом”, а не иначе? Откуда это слово?
Из истории мы узнаем, что силуэт – это фамилия человека, француза. Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его.
И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. С этого случая такие изображения и стали называть “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный силуэтный портрет за меньшую цену хотели многие. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов. (Показ интерьера с силуэтными портретами XVIII века). Силуэтами украшали шкатулки, вазы, посуду.
У меня сохранился старинный зонтик, но он не от дождя. Им закрывали на столе приготовленный завтрак, чтобы мухи и осы не лакомились сладким пирогом или медом, да мало ли чем еще! Зонтик обтянут красивым кружевом, и на каждой из четырех его сторон вышиты черными шелковыми нитками силуэты женских головок в круглых медальонах. Скажите, а почему головы людей изображают в профиль, а не в фас? Верно. Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.
Жаль, что мы не можем увидеть ту газету, где был силуэт Силуэта. Но мы можем представить мужчину с длинным носом и париком на голове. Попробуем сочинить силуэт Силуэта, как это сделали ребята (показ коллективной работы 2-го класса).
Для выполнения задания необходимо иметь: альбомный лист, прямоугольник черной бумаги 14х10, карандаш, ножницы, клей, тряпочку. Последовательность выполнения такова: 1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать голову в профиль. 2. Вырезать голову по контуру, начав сбоку. 3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника. 4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный – на белом фоне. Написать название урока.
Первые законченные работы сразу укрепляются магнитами на доске. В галерее портретов отмечаются наиболее выразительные силуэты.
Вопросы для закрепления материала урока можно связать с показом иллюстраций к сказкам. Предложите детям описать две-три фотографии, где есть силуэты ночного города, сплетенных ветвей деревьев, лодок, людей на фоне закатного неба.
Работа над силуэтом продолжается на следующих двух уроках. Учитывая то, что дети в этом возрасте испытывают большую тягу к цвету, задание на силуэт, но более динамичный, где внимание концентрируется на движении пятна, выполняется в цветной графике.
Ребята создают гуашью замечательную сказочную композицию “Баба Яга”. Она удается всем без исключения, что поддерживает их уверенность в своих возможностях.
Светлана ТРОФИМОВА,
преподаватель изо 1263-й и 324-й московских школ
Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден.
Густав ФРЕЙТАГ
Комментарии