Цвет, линия и форма
Приемы работы с графическими и живописными материалами
астоящим подарком и ученику, и учителю стал долгожданный альбом “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства” (1-й класс), представляющий собой 80 художественно-дидактических таблиц с методическими рекомендациями. Это труд авторского коллектива – ученых, педагогов, художников – под руководством доктора педагогических наук, профессора Тамары Яковлевны Шпикаловой.
Информационный и художественно-дидактический материал представлен на основе блочного построения курса с учетом соблюдения внутрипредметной интеграции и межпредметного синтеза знаний (изобразительное искусство и художественный труд). Такая структура альбома соответствует разделам государственной программы “Основы народного и декоративно-прикладного искусства” (1-4), разработанной тем же авторским коллективом под руководством Т.Я.Шпикаловой.
Основная идея альбома – философское осмысление природы и природного начала в народном искусстве. Она раскрывается в процессе освоения приемов работы с разными графическими и живописными материалами.
В альбоме четыре раздела: “Основы художественного изображения”, “Орнамент в искусстве народов мира”, “Народный орнамент России”, “Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством”.
Таблицы первого раздела развивают способности детей поэтически воспринимать и изображать природу, формируют представления о выразительности разных видов искусства, направлены на освоение средств художественной выразительности – цвет, линия, обьем, светотональность, ритм, форма, пропорции, пространство, композиция. Смело экспериментировать, пробовать на бумаге след от карандаша и кисти – именно на это нацеливают художественно-дидактические таблицы для первого класса. Художественная информация этих таблиц предназначена для творческого восприятия и учеников, и учителя. В этом их новационная суть.
На таблицах второго раздела – орнаментальное искусство. Виды орнамента представлены в зависимости от мотивов изображения: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. Построение орнаментальной композиции раскрыто на примерах наиболее простого – ленточного орнамента или бордюра.
Задача таблиц третьего раздела – формирование эстетических знаний о различных школах народного мастерства через восприятие младшими школьниками содержательной, познавательной, эстетической, нравственной, эмоциональной сторон народного искусства. Развитие эстетических знаний и художественно-графических умений, творческого опыта происходит в связи с изучением главных отличительных признаков художественных изделий традиционных художественных промыслов (школ народного мастерства).
Важно, что в альбоме показан путь интеграции изобразительной и трудовой деятельности. Труд рассматривается не как изготовление поделок, а как творческий процесс создания вещей из разных материалов на основе народных художественных традиций. Этому посвящен четвертый раздел альбома. Таблицы по художественному оформлению ткани позволяют ввести детей в мир народной вышивки – интереснейший вид народного творчества, связанный с историей народа, его обычаями, особенностями праздничной одежды и предметами быта, известными с давних времен.
В этом же разделе альбома представлена работа с бумагой – самым доступным, легко поддающимся обработке материалом для младших школьников.
Вариативный подход к содержанию альбома обеспечивает учет национальных, региональных и местных особенностей и традиций, личностных интересов и склонностей учителя и учеников, позволяет создать условия для развития растущего человека, его чувственного восприятия, фантазии, логического мышления, опыта нравственного поведения.
Е.АЛЕКСЕЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент Орловского педагогического университета
Золотой век русской культуры
Электронное издание на CD-ROM. Серия “Русское искусство для детей” (Диск 1)
осударственная Третьяковская галерея разрабатывает серию компьютерных программ “История русского искусства” для детей и школьников на CD-ROM. Недавно был представлен первый диск этой серии – “Золотой век русской культуры”, созданный при финансовой поддержке телекоммуникационной компании AT&T.
Программа посвящена одному из самых гармоничных периодов в истории русской культуры – первой трети XIX века, впоследствии названному “золотым веком”. В ту пору сформировались национальная школа в музыке и изящных искусствах, переживал свой блестящий расцвет театр. Но главное – это был “золотой век” литературы. Исходя из этого, авторы электронного издания стремились осветить самые разные сферы русской духовной жизни, желая представить эпоху по возможности широко, непредвзято, избегая однозначных оценок.
Основу диска составляет портретная галерея деятелей русской культуры пушкинской поры (более 200 портретов), которые определяют структуру программы, ее текстовое наполнение (более 500 статей), изобразительный ряд (более 400 произведений) и музыкальное оформление (30 музыкальных фрагментов). Это делает диск энциклопедическим изданием.
Каждая из биографий, представленных в программе архитекторов, скульпторов, художников, иллюстрирована каким-либо из их произведений и вместе с историческими комментариями позволяет представить целостный образ любого персонажа. Иллюстрированные комментарии рассказывают о государственных учреждениях, учебных заведениях, политических и культурных обществах и периодических изданиях пушкинской эпохи.
Программа озвучена поэтическими и музыкальными фрагментами того времени, что помогает почувствовать образ эпохи, ее дух и обаяние. Хронологическая таблица дает возможность сопоставить основные события культурной жизни.
В программе есть викторина, которая наряду с игровым элементом несет образовательную нагрузку и знакомит школьника с социальным делением общества того времени. Она ставит перед участником задачу дослужиться в соответствии с “Табелью о рангах” до чина канцлера, угадывая знаменитых современников А.С.Пушкина по графическим наброскам, карикатурам и литературным цитатам.
Программа “Золотой век” охватывает практически все многообразие культурного наследия пушкинской эпохи. Данное издание может оказаться весьма полезным и в сфере образования, и как справочник для учителей и более широкого круга пользователей.
Тираж диска в качестве подарка передан школам Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.
Марина ЗУЕВА
Дидактика
Руководить совсем непросто
Системный подход к анализу урока
свое время В.А.Сухомлинский писал о том, что “в самой своей основе педагогический труд, настоящий творческий труд, стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключаются прежде всего в анализе фактов и необходимости руководить. …Логика педагогического руководства школой такова, что нам невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связи настоящего с прошлым и с будущим”.
А между тем среди всех прочих функций управления школой функция педагогического анализа учебно-воспитательного процесса, играющая очень важную роль в управленческом процессе, оказалась наименее разработанной в теоретическом и методическом плане.
Ю.А.Конаржевский, доктор педагогических наук, профессор, посвятил более тридцати лет исследованию проблемы аналитического обеспечения управления общеобразовательной школой, отразив свои взгляды на них в таких книгах, как “Введение в теорию педагогического анализа”, “Педагогический анализ как основа управления школой”, “Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе”, “Некоторые вопросы перестройки внутреннего управления”, “Концепция внутреннего управления” и других.
Почти четырнадцать лет работал автор над книгой “Система. Урок. Анализ”, выверяя многие теоретические и методические положения формирующейся теории анализа урока на встречах с руководителями школ Москвы, Минска, Магадана, Новосибирска, Риги, Челябинска…
Книга “Система. Урок. Анализ”. Серия “Управление образованием”. (Выпуск 1. Псков, 1996 г.) – попытка теоретического осмысления накопленного в школах страны опыта педагогического анализа урока. Одновременно с этим на суд читателя выносится технология системного анализа и самоанализа уроков, апробированная в школах многих территорий России и ближнего зарубежья.
Название книги “Система. Урок. Анализ” не случайно. Это название трех ее составных частей. Поскольку речь идет о системном подходе к анализу урока, первая часть посвящается популярному изложению теории систем и системного подхода применительно к школе. Это наиболее важная, но и наиболее трудная для восприятия часть работы. От ее усвоения во многом будет зависеть глубина понимания последующих частей.
Важен вывод автора в первой части книги о том, что “урок – часть педагогического процесса, составляющего основу школы. Познавая урок, мы в конечном счете изучаем педагогический процесс и школу. Но в то же самое время результаты изучения, осмысления урока становятся научными знаниями лишь благодаря тому, что они выступают как новое знание о целом – школе и педагогическом процессе”.
Строгая, научно обоснованная логика, с которой автор раскрывает системный подход и системный анализ как инструмент развития школы, представляет школу как сложную систему в многообразных связях ее компонентов, знакомит читателей с процессом обучения как системой, на методологическом уровне позволяет вскрыть механизмы проектирования системы качества знаний учеников, дает возможность детально представить систему работы учителя и систему внутришкольной культуры, без чего не может быть педагогического менеджмента.
Вторая часть книги “Урок как система” дает читателю представление о некоторых теоретических положениях, лежащих в основе осуществления урока.
Рассматривая урок как процессуальную систему, автор вычленяет в нем генетическую “клеточку” – УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ, который является пределом делимости урока и теоретически обосновывает правомерность своего оригинального подхода к этому простейшему элементу. С точки зрения системного подхода к уроку вычленение простейшего его элемента – учебно-воспитательного момента – шаг вперед в теории урока.
Автор книги дает понимание коренного отличия традиционного урока от урока развивающего обучения, теоретически представляет развивающее обучение, его содержание и строение учебной деятельности.
Третья часть книги включает в себя теорию и технологию системного подхода к педагогическому анализу и самоанализу урока. В ней автор показывает педагогический анализ как основной инструмент индивидуально-психологического управления; как включение учителя в режим творчества; как инструмент формирования убеждения у учителя необходимости пересмотреть свои методы работы, отношения с учениками, если они оказались непродуктивными; как сильнейший инструмент мотивации учителя; как важнейший и очень эффективный способ индивидуальной методической работы руководителя с учителем; как способ соединения теории с практикой; как средство формирования и развития связей преемственности; как способ предельной конкретизации управления учебно-воспитательным процессом; как средство педагогической рефлексии; как инструмент формирования общих ценностей коллектива.
Книга рассчитана на директоров школ и их заместителей, инспекторов всех уровней управления образования, методистов, слушателей факультетов повышения квалификации.
Татьяна СОКОЛОВА,
заведующая кабинетом массовых педагогических мероприятий псковского ИПКРО
История
Война без Мюрата и Нея
федеральном комплекте учебных пособий, рекомендуемых средней школе, есть и учебник В.П.Дмитриенко, В.Д.Есакова, В.А.Шестакова для 11-го класса “История Отечества. XX век”. (Издательство “ДРОФА”, 1996 год).
По сути дела, рекомендованное министерством пособие должно отражать современный уровень развития исторической науки, достойный популяризации и являющийся основой для получения высшего образования. Ведь изучают его одиннадцатиклассники. Но вся беда в том, что подход самих авторов учебника к российской истории односторонен и тенденциозен. Все это, конечно, можно понять: у нас плюрализм, и кому-то такой подход близок. Можно понять и сочетание школярских представлений эпохи авторской юности с публицистикой новой России, отражение общеизвестных фактов в традиционно кривом зеркале современности – все мы люди. Но прощать ошибки, неточности, убивающие всякое доверие к профессионализму авторов, взявшихся учить других, невозможно. Таких примеров предостаточно.
В 1917 году Краснов не был “атаманом Донского казачества” (стр.24); межрайонная организация включала не только “бывших меньшевиков” (стр.42); после февраля П.Струве не был кадетом (стр.105), вышел из партии еще в 1915 году. Летом 1918 года Колчак не соединялся с отрядами чехословаков, не брал Казань или Самару и никогда не был генералом (стр.123-126), появился в Сибири в октябре 1918 года; не было французского посла Т.Нуланса и наркома И.И.Смирнова (стр. 165-189), были Жозеф Нуланс и Иван Никитич Смирнов. Деревни Куйбышевской области не могли понести “особенно большие потери от коллективизации” (стр.233), так как сама область появилась только в 1935 году; Маленков как “член ЦК” не мог отвечать вместе с Кагановичем и Андреевым “за гибель многих партийцев” при Ягоде и Ежове, так как стал членом ЦК только в 1939 году. Имена Вахтангова и Таирова на рубеже 40-50-х годов, в отличие от имени Бабеля, забвению не предавали (стр. 447); “За далью даль” Твардовского к романам не относится (стр. 448); выставка в декабре 1962 года в Манеже “выставкой абстракционистов” не являлась и не называлась. Труды Кондратьева, З.Фрейда изданы “впервые в СССР” не в 80-е, а в 20-е годы; в ноябре 1975 года “дня семидесятилетия первой русской революции” не было и т.д., и т.п.
Зачем заставлять Керенского дважды “бежать, переодевшись матросом” (стр.59-76)? Почему Осинский уходит в оппозицию как “левый коммунист”, Оболенский вместе с каким-то Смирновым (их было несколько в большевистском руководстве)? По какому счету к “старейшим русским городам” наряду с Новгородом можно отнести Ростов-на-Дону, Новороссийск, Севастополь?
Вопросы столь же “глухие”, как и вопрос к учащимся: “Можно ли давать периодизацию гражданской войны по “трем походам Антанты” (стр.149), не упомянув ни об Антанте, ни об одном из “походов”, и рассказав о войне с Польшей через полсотни страниц (стр.207). Осознают ли авторы, в какое положение они ставят учителей, давая или провоцируя подобные вопросы и содержание, которое они называют “история Отечества”?
Говорят, что критиковать авторов за то, чего нет в их произведениях, неэтично. Поэтому, не критикуя, привожу просто небольшой перечень. В революции 1917 года нет Троцкого, нет восстания, нет оппозиции, нет эмиграции, нет комсомола и пионерии, нет культуры, вплоть до послевоенных времен… В самой обширной главе, посвященной Великой Отечественной войне, не нашлось места многим и многим ее героям, от солдат до маршалов, уж не говоря об именах немецких военачальников. Можно ли представить Отечественную войну 1812 года без имен Мюрата, Нея, Даву? Разве что с позиции Василисы Кожиной…
Нет карт, схем, таблиц, иллюстраций, хронологий…
История России в очень малой степени или совсем не вписывается в рамки развития мировой цивилизации. Параллельное изучение зарубежной истории вряд ли оправдывает изоляционизм учебника (отсутствует какая бы то ни было роль СССР в Коминтерне, Лиге наций и даже в ООН).
Язык, стиль можно себе представить по одной из начальных фраз: “Начавшаяся в 1914 году мировая война вновь начала настойчиво заворачивать ее (Россию. – Р.Э.) в революционное русло”.
Насколько подобное учебное пособие способно “пособить”, решать приходится уже не министерству, а, увы, учителю, предварительно оплатив труд авторов.
Роман ЭРЛИН
Видеть легко; трудно предвидеть.
Бенджамин ФРАНКЛИН
Комментарии