Школьный урок, как и школьный спектакль, – своеобразный вид искусства. Взять что-то готовое и чужое – почти обречено на неудачу. Часто даже очень хорошие разработки получаются чуждыми в другой школе с другими ребятами. Такие “действа” готовятся долго, а живут один день. Но если они прошли через душу ребенка, им созданы и выстраданы, если удалась атмосфера единства и добрых отношений между детьми и учителями, тогда это остается на всю жизнь.
Мы решили познакомить читателей с совместной творческой работой учителя театра, завуча по воспитательной работе Ирины Станиславовны Козловой и учителя изо Наталии Викторовны богдановой из 875-й московской школы.
Урок, который они придумали, запомнился детям на всю жизнь.
Фантазии и образы
Урок-размышление, созданный вместе
Идея задуманного нами урока-спектакля заключалась в том, чтобы оживить многочисленные рисунки-проекты, которые создавали ребята на уроках изо в течение учебного года с 1-го по 10-й класс. Многообразие рисунков – это прекрасно, но недостаточно для автора-ребенка. Что он видит и чувствует, когда рисует? Что представляет? Какие образы и сюжеты рождаются в его голове?
Мы предложили детям не только нарисовать то, что они придумали, но и оживить это, выразить самим свой образ, используя все художественные средства, музыку, движение, создать сюжет своего показа…
Наш сценарий без единого слова. Он придумывался детьми, а мы, взрослые, выполняли функцию дирижеров при этом большом разновозрастном оркестре.
Перед нами огромное количество рисунков. Девочки более лиричные, в основном “красивые” проекты, роспись, причудливые формы, масса деталей, у мальчиков более “конструктивное” решение.
Мы вместе с ребятами выбираем интересные работы, предлагаем авторам выполнение их в натуре. Мы не смотрим на “художественные и актерские” способности – каждый может быть и художником, и исполнителем своего проекта. Это очень важно, потому что каждому ребенку нужно дать шанс почувствовать себя сильным, сначала – когда признают его идею, а потом – когда он может выйти с ней на сцену.
Выйти на сцену – это отважный шаг, который часто помогает нашим, иногда робким, порой сильно закомплексованным детям ощутить свою силу, побороть робость, стать более раскованным. Когда все эскизы выбраны, мы просим обьяснить нам, а что же такое “фантазия”? Нарисуйте ее, скажите о ней словами. Некоторые рисунки легли в основу эскизов росписи сценической ширмы, являясь фоном действия. А слова мы могли бы взять эпиграфом к нашей статье. Вот что говорили ребята:
“Фантазия… Ты нужна человеку, когда ему плохо, поможешь ему, выручишь из беды… Ты нужна человеку, когда ему хорошо, сделаешь так, что он сможет передать, как ему хорошо. Без тебя, фантазия, мир был бы темным, солнце не смотрело бы в окна. В тебе нет угловатых линий, в тебе нет черного цвета. В тебе печаль превращается в радость”.
Стойнова Наташа, 5-й “А”
“Фантазия – это “палитра с красками”, из которой человек берет все те образы и сны, которые он сам придумал. Фантазия помогает человеку мыслить, в ней есть и темные, и светлые краски. Человек черпает из нее все то, что ему нужно. Фантазия – мир мыслей”.
Крупенников Саша, 5-й “Б”
“Мне кажется, что фантазия – это не что-то выдуманное, а тот живой мир, на который мы часто закрываем глаза. Это фантазия природы”.
Дороговцева Даша, 5-й “Б”
“Фантазия – это краски жизни для всех нас. Природа дает краски человеку, небо – воздух. Когда мы спим, мы видим сны. Сны – это тоже фантазия”.
Васильева Лиза, 5-й “Б”
Когда сделаны декорации, расписаны ткани и сшиты костюмы, созданы куклы, можно приступать ко второй части работы – оживлению образов. И во время всего этого долгого процесса, когда дети разного возраста и характера привыкают друг к другу (работа идет вместе после уроков) и к нам, наступает замечательный момент общения, когда дети раскрываются, перестают стесняться, испытывают необходимость быть вместе. Это тонкая ювелирная работа, когда взрослый учитель должен набраться терпения и постараться учесть все пожелания авторов – создателей образов, быть не диктатором, а мудрым помощником, корректировать тонко и умело, чтобы дети чувствовали себя по-настоящему авторами своего проекта. Это было для нас самым трудным и самым интересным на протяжении всей работы.
Очень важно, кто будет зрителем. Мы пригласили на этот урок самых старших и младших ребят, и, конечно, взрослых – наших коллег учителей и родителей. Зал должен создавать атмосферу соучастия для наших “актеров”. Кроме того, для нас важен не только зрительный ряд, который получился. Мы предлагаем залу не только быть зрителями, но и поработать вместе с нами, проанализировать наше совместное творчество, ответить на вопросы. Среди наших гостей и представители науки, с которыми мы работаем долгие годы, – Научно-исследовательский центр эстетического воспитания Российской академии образования, лаборатория комплексного взаимодействия искусства, зав.лаб. [[smpbold]]сов Б.П., и лаборатория театра, зав. лаб. Ершова.
Итак, действие начинается…
Шум дождя. Радуга
Звуки весеннего дождя и грома. Пробуждается природа. Танцует Радуга. И на этом фоне сначала появляются причудливые птицы под зонтиками (самые маленькие – 2-3-й класс), а потом руки над ширмой разбегаются, соединяются, изображая лебедя, краба, невиданных зверей. Дети показывают театральные пластические этюды – лягушек, быка, птичий двор. Они воспринимают окружающую природу, не только наблюдая, но пропуская образ через себя, это очень важно, им становится понятнее состояние других, возникает сопереживание.
Не случайно в этом блоке – самые маленькие участники. Как природа пробуждается после дождя, так и у детей в какой-то момент пробуждаются их талант, их творчество.
Шляпы
В них выплывают самые маленькие ученики 1-го класса. Шляпы придуманы ими и точно совпадают с их характером. Сначала рисунки, потом воплощение в обьеме. Малыши несут на своих головах как бы кусочек своего мира, Вселенной бережно, чтобы не расплескать. Очень трудно было не умилиться, потому что на лицах у этих шаловливых обычно детей были такой восторг и гордость оттого, что они несли свое дорогое, личное, самими созданное. Шляпы назывались:
День и ночь
Узоры
Корабли
Бабочки
Сказочный город
Цветы.
Игрушки-щиты
Эти игрушки-щиты сделаны из коробок пятиклассниками, надевая их на руку, можно поиграть в какую-либо сказку, а жесты, движения самого автора дополнит характер самой игрушки. В нее можно играть, сделать отдельный спектакль.
Крылья
Это были прекрасные проекты, и отобрать лучшие было очень трудно. Мы взяли только некоторые. Маша С. (7-й кл.) создала эскизы, шестиклассницы Наташа, Лена и Галя воплотили их в жизнь. Самые примитивные старые простыни были расписаны и превратились в крылья диковинных бабочек-птиц.
Крылья – это полет души. Возможность на некоторое время улететь от проблем, раскрыться в своем полете, показать людям, какая ты на самом деле. Одна из птиц выдвинула именно такую версию своего танца. Крылья – это движение навстречу мечте, очень красивой. В этом танце мы не ставили конкретных танцевальных движений, самовыражение было очень выразительным, одухотворенным под чудесную музыку Сен-Санса.
Куклы
Это особый проект. Очень долгий. Пятиклассницы Наташа, Вика и Таня сами их придумали и сделали. Их танец напоминал сказку о музыкальной табакерке. Дети, которые не подготовлены к сцене, которым трудно изобразить заданную роль, получили возможность “спрятаться” за куклу, оживить ее без насилия, играя. Они были поглощены игрой, считали, что зрители смотрят на куклу, а не на них, поэтому были спокойны и естественны, их мимика, жесты, движения были как бы продолжением самой куклы. А Большая Кукла – Соня (7-й кл.) бережно им помогала в общем танце, а самое главное – вместе побеждали свою робость.
Костюмы-образы
Они нас поразили неожиданностью. Казалось бы, почему семиклассница Маша Х., большая, рослая девочка, хочет быть “Мухомором” (образ сугубо детсадовский). Но вот мы увидели, как она работает над ним. Огромная шляпа, смешные панталоны, юбка, подчеркнуто неуклюжие движения. А главное, как она искала себе “маленького мухоморчика”, ходила по первым классам и искала самого маленького малыша, как придумывала сюжет, как заботилась и переживала за остальных “актеров”.
Гаянэ
Название в честь автора Гаянэ С. (7-й кл.). Изысканный костюм был создан по мотивам геометрических фигур. Мы были смущены, как его сможет показать автор, который больше всего любит размашисто ходить по школе в джинсах и грубых ботинках. Гаянэ долго смущалась. Ей помогли выразительные руки, и сначала она только танцевала руками, но потом, поборов робость, найдя музыку, которая ее вдохновляла, девочка исполнила свой собственный, импровизированный танец. А мы еще раз убедились, сколько женственности спрятано внутри наших девочек, как они красивы и как все это отличается от ненавистных нами “дискотек”. Наградой были реплики из зала: “Таинственная Гаянэ”.
Фантазия на тему Чюрлениса
Автор этой работы Таня Б. (10-й кл.), к великому сожалению, так и не решилась выйти в нем на сцену, вместо нее была другая, Лена А. (6-й кл.), но подготовка и размышления, участие в создании и в идеях самого “урока…”, может быть, помогли робкой одаренной девочке хотя бы немного справиться с собой. Но ведь это только начало пути?
Цветы
Расписать юбки под диковинные цветочные поляны – с этим авторы из 6-го класса справились, а вот найти себе из своего класса партнеров для вальса – это оказалось невыполнимым. Молодые люди были стойкими в своем упорстве. И тогда мы обратились к нашим выпускникам (11-й кл.), которые на радость всем бережно вальсировали со счастливыми шестиклассницами на сцене. Это было очень красиво. А мальчики из 6-го теперь серьезно подумывают о занятиях танцами в следующем году.
Огонь
Это особый проект. Его автор Рита К. (7-й кл.) проявила такое желание и такой талант перевоплощения, что мы, взрослые, только поражались, какие внутренние силы таятся в этой девочке, такой незаметной, даже робкой на вид. Ее привлекла не просто форма, а образ стихии, и на сцене действительно метался, то угасая, то вспыхивая, настоящий огонь, пламя. Это было талантливо!
Образы карнавала
Мы предложили подумать о том, что это явление – карнавал – едино для всех людей на свете. В разных уголках нашей Земли люди одинаково радуются на этом прекрасном событии. Среди разных предложений мы остановились на наиболее характерных.
Маски
Авторы Роза, Вика и Марина (6-й кл.) придумали танец неизвестного веселого племени, звенящие колокольчиками и металлическими крылышками костюмы и маски-веера, за которыми они прятали свои лица.
Скоморохи
Настя Р. (6-й кл.) использовала мотивы русского ярмарочного праздника, создавая образ смешной напольной куклы. И вместе с Женей Д. был исполнен танец-пантомима.
Лошадиная история
Саша В., Антон З. (6-й кл.) долго конструировали своих коней, придумывали всяческие трюки. Были взяты на вооружение известные мальчишеские игры (ковбой, стрельба, погоня) и обработаны в шутливый танец.
Змей
Это мотивы знаменитого китайского змея. Выполнили его восьмиклассники на уроке черчения (развертки пирамид), расписали пятиклассники, сконструировали мальчики из одиннадцатого, а играли на сцене с ним КЛОУНЫ, которые весь этот карнавальный блок вели.
И, наконец, выход, общий поклон. Комментировать эту часть бессмысленно, надо просто видеть ребячьи лица и реакцию зала.
После каждого урока, даже такого необычного, следует подвести итоги. Можно, конечно, сказать, как важно, что дети всех возрастов вместе с учителями готовили его, что каждый блок можно развить в самостоятельный спектакль, расширяя и дополняя идею, что мы не выбирали таланты, участвовали все, кто хотел, что ребята все делали сами, от эскизов до костюмов… Но лучше в заключение мы познакомим вас с высказыванием одного из авторов урока.
“…Особенно интересно было готовиться к уроку.
…Я вошла в класс и увидела, что дети сами шьют себе костюмы. Самый роскошный был Мухомор. Ну а о шляпах и говорить нечего. Они были такими большими, такими красивыми… Этот спектакль самый удивительный в моей жизни!”
Зизова Циала, 5-й “А”
Наталия БОГДАНОВА,
Ирина КОЗЛОВА
Комментарии