На Горке пушистых кроликов,
или Урок рисования, на котором… не рисуют
Тему “Искусство украшать” в первом классе раскрываю “через” блок из 4 уроков. На занятии “Первые краски человечества” дети узнают не только о способе приготовления красок в глубокой древности, но и использовании их для украшения внешнего облика человека. Следующее – “Удивительная косточка” знакомит с понятием “орнамент” и получением его способом оттиска, как это делали древние люди. Работе археологов, благодаря которой расширяются наши знания и представления об изобразительном искусстве прошлого, посвящается игровой урок “На Горке пушистых кроликов”. С представлениями древних об устроении мира через смысл знаков и построения орнамента знакомит урок “Тайна рисунков на чашах”.
видев карту на доске, вы, конечно, сразу догадались о том, что сегодня мы снова отправимся в путешествие. Но куда и зачем?
Вы уже знаете, какие краски научились делать люди в древности и для чего они им пригодились. Вы узнали это из моих рассказов, а я – из книги. А может быть, скажете вы, тот, кто написал книгу, все это выдумал? Нет. Он нашел в земле древнюю чашу, покрытую красочными узорами, да не одну, а несколько. Среди его находок оказались и целые чаши, и разбитые, и даже множество осколков, по которым не сразу и скажешь, от какой они чаши. Этот человек – ученый-археолог.
Вам хочется узнать, какая интересная и увлекательная работа у археолога? Само слово АРХЕО какое-то таинственное, а если его повторить медленно несколько раз, то оно прозвучит, как эхо. Эхо далеких времен. Оно означает “древность”. Значит, археолог – человек, который изучает древность, а археология – наука о древности.
Но где же таится древность? Древность хранит наша земля. Возможно, кто-нибудь из вас знает о гибели прекрасного древнего города Помпеи, который был разрушен и уничтожен во время страшного стихийного бедствия – извержения вулкана Везувия. Это случилось почти две тысячи лет назад. Под горячей лавой, пеплом и камнями погибли почти все жители города, не успевшие спастись. Рассмотрим репродукцию с картины художника К.Брюллова “Последний день Помпеи”.
Ветер столетий заметал погибший город песком и пылью, пока почти совсем не скрыл его от глаз человека. Но вот пришли археологи, целая экспедиция. Они терпеливо и бережно раскапывали землю, освобождая из-под нее останки города. Чего здесь только не находили: оружие и обломки боевых колесниц, разрушенные здания и одежду! Художники зарисовывали находки, а ученые изучали их: из чего каждый предмет сделан, для чего и как. А потом написали книгу о своих находках и поместили в ней рисунки. Теперь весь мир знает, каким прекрасным городом была Помпея, что люди, жившие почти две тысячи лет назад, строили каменные дома, украшали мраморными колоннами храмы, ходили смотреть состязания на стадионы, а представления – в театр.
Археологи работают во всех странах мира. А вам хотелось бы побывать на раскопках и поработать так, как археологи?
Посмотрите, у меня в руках конверт, да какой большой! На нем много марок и адрес нашей школы. Письмо из Мексики. Нас приглашают на Горку пушистых кроликов! Археологи ведут там раскопки и восстанавливают древнее индейское поселение. В конверте две фотографии. На одной из них – развалины древнего дома, а на другой – археолог держит в руке осколок какого-то предмета. Мы видим, как она рада своей находке.
Сейчас же отправимся на Горку пушистых кроликов в Мексику. Найдем эту страну на карте на юге Северной Америки. Полетим на самолете беспосадочным рейсом через Атлантический океан. Представляю штурмана, который укажет путь по карте. Гул моторов. Взлетаем. Каждый ученик изображает летящий самолет.
Приземлившись, взбираемся на Горку пушистых кроликов. И вот перед нами участок земли, где мы будем работать. Вдруг и мы найдем какую-нибудь “древность”!
В нашей экспедиции 20 археологов. Каждая из 5 групп по 4 человека будет работать в отведенном для нее месте (раскладываю карточки с номерами на столы и ковер, под которым лежат “осколки” чаш). Выходит первая группа к своему номеру. На ее примере обьясняю задание.
Давайте представим себе, что мы взяли в руки маленькие лопаточки и начали осторожно копать землю. А все, кто смотрит на нас, пожелайте нам удачи. Теперь поднимем край ковра-землю. О радость! Да здесь какие-то древние осколки! (Обычно дети при этом восклицании все разом вскакивают со своих мест. Все хотят увидеть то, что нашли).
Что же делать с этими осколками тем, кто их найдет? Сядьте и внимательно слушайте. Осколки собирают, относят на стол с номером своей группы и разбирают их, сортируют на столе на две кучки. В одну складывают важные, ценные осколки – это те, на которых есть следы краски с одной стороны (показать). В другую сложить менее важные осколки, т.е. те, на которых с обеих сторон нет следов краски (показать).
Затем кучку с цветными осколками разложить на столе и собрать из них свою находку. Та группа, которая будет работать дружно, внимательно и быстро, первой узнает, какой предмет она нашла на Горке пушистых кроликов. Всем желаю успеха!
После обьяснения задания на примере первой группы остальные работают одновременно, каждая около своего номера.
Когда задание выполнено, каждую находку, сложенную из осколков, фотографируем маленьким раздвижным фотоаппаратом из бумаги. Штурман запечатлевает всех участников экспедиции перед возвращением домой.
Вернувшись из путешествия тем же маршрутом, подводим итоги работы. В какой стране были? На какой горке? Кем были? Что делали? Что нашли?
Итак, первый этап работы закончен – находки собраны, но не изучены. На следующем уроке вы узнаете о тайне рисунков на чашах.
Для проведения урока нужно сделать 5 чаш из тонкого картона размером 30х40, разных по форме и орнаменту, разрезать их на 6-8 “осколков” (не более). Каждый игровой комплект, состоящий из осколков чаши и пустых осколков, сложить в прозрачный пакет с номером, где должен находиться листок с изображением чаши в собранном виде.
Перед уроком содержимое пакетов высыпать под ковер в пяти местах, а листки с изображением чаш с номерами положить на учительский стол, чтобы в случае заминки быстро помочь детям.
По такому сценарию можно выстроить урок-путешествие как в другие страны, так и по своей Родине. Не пожалейте времени на изготовление игрового материала, и вы получите огромное удовольствие от этого урока. Дети замечательно играют и импровизируют. Во время занятия можно сделать и настоящие фотографии, которые займут видное место в экспозиции выставки по теме “Искусство украшать”.
Светлана ТРОФИМОВА,
преподаватель искусствоведения и изобразительного искусства 1263-й и 324-й школ Москвы
Фрагмент керамической чаши (XI век).
Мексика (XI век).
Минутный успех – это плата за неудачи многих лет.
Роберт БРАУНИНГ
Трудное чтение
Две молодости
Духовная математика.
К философии перспективы
“…Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.
аздумья над мета-кодом “Царевна-Лягушка” привели меня к выводу о двух параллельно разворачивающихся перспективах развития человека в его земном существовании – бытии – прямой и обратной.
Впервые термин “обратная перспектива” введен о.Павлом Флоренским в одноименной работе, в которой он размышляет о глубинном смысле русской иконы. Для меня “обратная перспектива” есть обозначение невидимой, небесной жизни человека, которая независимо от него начинается в момент его рождения и начала его видимой, плотской (во плоти) жизни.
Сказочный персонаж “Царевна-Лягушка” не только прекрасная иллюстрация, но и доказательство мысли о человеке как сущности, параллельно разворачивающейся как в прямой, так и в обратной перспективе.
В видимом состоянии – это Царевна-Лягушка, в невидимом – Василиса Премудрая (до поры до времени лягушка ни перед кем не появляется в своем человеческом образе). Интересно, что все свои чудеса она творит в образе красной девицы, который суть ее ипостась в обратной перспективе ее развития. Ковер ткет. “Где кольнет иглой раз – цветок зацветает, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят”. На званом царском пиру танцует: “Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди”.
Всякий творческий акт “видимого” человека, “разворачивающегося” в прямой перспективе ав (лягушка), есть отображение, образ процесса, который произошел на отрезке аc его развития в обратной перспективе (Василиса Премудрая).
Итак, обозначим начало человеческой жизни буквой а. Вправо от нее проведем отрезок, ограниченный с другого конца точкой в. Таким образом мы создали схематическое изображение человеческой жизни от рождения (а) до смерти (в). Влево от а проведем еще один отрезок ас, являющийся зеркальным отражением ав. Если на отрезке ав (земная жизнь) все разворачивается в прямой перспективе, то есть движется по направлению к точке в, которая есть Конец, Предел, Смерть, то на отрезке ас (который пока еще никак не назван) все развивается в обратной перспективе – “движение” направлено от а к с, то есть в противоположную сторону – от Смерти, а значит, к Бесконечности, Беспредельности, Бессмертию.
Получается, что человек в своем бытии двигается одновременно к двум точкам, как к своей Смерти (телесная, внешняя, земная жизнь), так и к своему бессмертию (внутренняя, небесная жизнь). Он одновременно идет по двум дорогам. Одна из них (ав) ведет к Абсолютной Старости – Смерти, другая (ас) – к Абсолютной Молодости – Бессмертию.
В самом деле, первый шаг младенца есть первый шаг к его Смерти. Ирония Козьмы Пруткова в этом афоризме горькая – земная молодость каждого из нас не есть ли относительная старость?! Только что появившийся на свет ребенок не есть ли относительный старик?! До себя – Абсолютного Старика ему еще далеко, но в относительном смысле – он уже старик, ибо цель как его детства и юности, так и его молодости и зрелости одна – старость и ее Абсолют-Смерть.
Тогда выходит, что и “Детство”, и “Юность”, и “Молодость”, и “Зрелость” как точки на отрезке ав – “Земная жизнь” есть точки мнимые. Мнимы Детство, Юность, Молодость. Мнимо все, кроме абсолютно реальной Смерти.
Но если на отрезке ав человек в любом возрасте Старик, то на отрезке обратной перспективы ас, который можно было бы назвать “небесной жизнью в земной”, происходит параллельно с событиями в прямой перспективе совершенно иное. С “земным” старением человек молодеет в “небесной” жизни.
Волшебное зеркальце из сказки “Аленький цветочек”, глядя в которое, пожилая женщина вновь видит себя молодой девушкой-красавицей, тоже прямая иллюстрация к мысли о двойной перспективе человеческого бытия. О реальности обратной перспективы говорит также часто присутствующий в русских сказках эпизод с купанием Иванушки-дурака в кипящем молоке и превращением его в прекрасного молодца Ивана-царевича.
Предыдущие размышления позволяют более точно назвать каждую из двух параллельно-зеркальных перспектив человеческого бытия.
Прямая перспектива, или “Земная жизнь” есть край старости, смерти. Обратная перспектива, или “Небесная жизнь в земной” – край вечной молодости, углубляющейся молодости.
Точка а одновременно стремится как к точке в (Смерть), так и к точке с (Бессмертие). Но в своем пределе (lim) точка а одновременно попадает и в ту, и в другую. Иными словами, предел есть совпадение точек с и в:
аlim : b = с
Человек в своем пределе есть Смерть = Вечная Жизнь.
Что еще можно сказать о точке а? Она как бы раздвигается, раздвигает себя в обе стороны, создавая, созидая два пространства-крыла ав и ас. Точка а есть то, что само себя раздвигает, разворачивает, раскрывает, раскрыляет, распинает. аlim есть распятое (раздвинутое) а. аlim есть Христос на кресте (Распятие).
Тогда духовная формула человеческого бытия может быть записана следующим образом:
а -> аlim : b = c. То есть человек идет от Себя Начального (Рождение) к себе Предельному (Раскрытие, Раскрылие, Распятие), которое (по аналогии с мистерией Голгофы) есть путь к Вечной Жизни.
Точка а и аlim (в) суть одна в своем полном развитии, то есть можно сказать, что аlim (в) “родилась” в точке а, от точки а. Точка а – рождающая и не рождающая, так как, рождая в, она не рождает (как действие) c. В обратной перспективе всякое действие, осуществленное в прямой перспективе, становится действием-недействием.
Точка в родилась от а, но точка c не родилась (как действие) от а. Не-Рождение не есть Ничто. Не-Рождение – это тоже Рождение, но, скажем так, с “обратной стороны”.
Иными словами, когда я родился во внешний (земной) мир, тогда я и не родился в мир внешний, то есть родился в мир не-внешний, не-земной, внутренний, небесный.
Начало небесного бытия в бытии земном. Образование внешнего (Плоть, Материя, Земля) одновременно стало образованием мира внутреннего (Дух, Небо). “В начале сотворил Бог небо и землю” (Бытие, 1,1). Начался путь от Земного Неба к Земле Небесной.
Бог-Отец (точка а) создал мир внешний (Плоть, Земля, Сын) – точка в и мир внутренний (Дух, Небеса) – точка c.
Выход (выворачивание) человека из Бога (в точку в) есть и его углубление в Бога (в точку c).
Получается, что человек, идущий от Бога, есть человек, приближающийся к Богу. В самом деле, Россия, которая в 1917 году сменила хоругвь с андреевским мученическим крестом на знамя цвета крови со звездой, пройдя сквозь муки неверия, оказалась ближе к живому Богу, чем кто бы то ни был о Боге говорящий.
Пространство прямой перспективы ав есть Пространство Бога-Сына. Пространство обратной перспективы ас есть Пространство Духа. Всякое а троично. Как в себе целом, так и в любой точке.
аlim = b = с = ОДНО
Насколько я – Сын, настолько я и Дух Святой (на мне Дух Святой). Насколько я в Отце (быть в Отце – Сыновство), настолько и Он во мне (как Дух).
Быть Сыном и значит быть в Духе.
Александр ФУРСОВ
Комментарии