Каждый день человеческой жизни – это еще один урок нашего миропонимания, нашего мировоззрения и нашей социальной практики взаимосотрудничества. Когда мы начинаем относиться к своей жизни с огромным вниманием, воспринимая ее как некий удивительный дар и нашу неповторимую возможность быть живыми, а это значит активными, то, конечно же, мы меняем свой образ жизни, переходя от иждивенчества и обывательства к инициативе и проявлению нашей воли. Прислушайтесь к этим словам, и вы ощутите, что указанные нами понятия – «активность» и «инициатива» – происходят не из взрослого мира людей, а именно из мира детства. Именно дети всегда активны и чрезвычайно инициативны.
Может быть, вектор их деятельности не всегда созидателен, но именно для этого взрослый мир людей берет на себя ответственность воспитывать и обучать детей. И все же, несмотря на все старания взрослых, все мы хорошо знаем, что наш мир далеко не благополучен, что наши добрые пожелания часто превращаются в трагические последствия нашей реальности. Почему так происходит, почему активность и инициатива порой могут быть разрушительными? Почему мир взрослых столь неоднозначен и почему наши добрые намерения не всегда приносят соответствующие результаты? На эти простые вопросы не так легко ответить, как может показаться неопытному искателю справедливости. Оказывается, когда происходит какое-то действие и дети или взрослые люди свершают некоторое деяние, то необходима их воля, самая простая воля к действию. Если воли нет, то нет и инициативы, нет и активности. Именно наша воля является тем инструментом и строительным материалом, который свершает деяния посредством наших рук, умов и сердец. Поэтому можно предположить, что из понимания истоков нашей воли мы сможем предугадать и, мало того, воспитать столь необходимые нам сегодня благополучные последствия.
Ведь каждый из нас прекрасно понимает, что воля может быть как доброй, разумной, осознанной, так и разрушительной, бездумной, бессознательной и даже гибельной. Перед нами встают совершенно конкретные вопросы: как воспитать добрую волю в ребенке, как найти ее в самих себе, как преодолеть недобрые помыслы людей и патогенные особенности окружающего нас мира социальной действительности? Сегодня мы ответственно должны понимать, что образование и воспитание детей, воспитание благополучного будущего России основывается прежде всего именно на этих, казалось бы, столь личностных истоках происхождения нашей воли, нашей осознанности, на принципиальном определении побудительных мотивов нашей ежеминутной человеческой активности. Именно из этих простых понятий рождается наше человеческое общество, именно из них сможет утвердиться наша всеобщая благополучная социализация. Мир, толерантность, закон, гражданское общество, совесть, сознание и даже человеческая любовь – все это сокрыто именно в том, что мы сегодня пробуем рассмотреть и чему стоит научиться самим, а после одарить этим знанием доверившихся нам детей.
В современном мире добровольчество рассматривается как неотъемлемая часть благотворительности. Но, увидев лишь верхушку айсберга, мы не сможем понять природу возникновения добровольчества в нашей суетной общечеловеческой практике жизни.
Каждый из нас подсознательно ощущает, что добровольчество все же как-то неотъемлемо не только связано с социальной информацией и общественным признанием своего факта существования, но также имеет самое непосредственное отношение к нашим личным, живым, душевным переживаниям и к реальному сочувствию, а также к глубоко духовной востребованности мира и любви, которую порой мы даже не можем толком объяснить. Откуда же возникает этот порыв сделать доброе дело, откуда пробуждаются эти нелогичные, но столь приятные нам нотки живого, человеческого добровольчества, утешающие нас пониманием своей полезности и востребованности?
Многие люди рассматривают добровольчество как необязательный факультатив человеческой жизни, не позволяя своим сердцам и вере вмешаться в логику повседневной мирской рутины. Так, отстраняя свои чувства, свои душевные переживания и человечность от реальной жизни, мы заведомо обрекаем себя и наших детей на бездушность и бессердечность, теряя свою свободу, смысл своей жизни, а в конце концов и саму жизнь. Сегодня добровольчество для большинства людей – это случайная, необязательная возможность пожертвовать своим временем, средствами или руками в мгновенном порыве милосердия и сочувствия к страданиям ближнего своего. Пришло время признать, что это качество нашей личности произрастает не только из наших логичных, душевных или моральных настроений. Ведь когда мы говорим о милосердии, о сочувствии, о доброте и о любви – мы утверждаем, что вопреки общепринятому, логичному образу жизни, есть иной мир, иное бытие, иное Нечто, извечно питающее нас целебными соками Жизни. Может быть, именно из этого Нечто рождаются наша гражданская и духовная свобода, наша независимость от повседневных, постылых обязанностей и порой излишне навязчивых потребностей. И кажется, что сегодня пришла та пора, когда необходимо понять, что человеческая свобода – это всецелое согласие того, что мы есть, с тем, что мы делаем, и с тем, что нас окружает.
История человечества насчитывает не одну сотню тысяч лет, и можно предположить, что история добровольчества и нашего милосердия не многим меньше этого огромного периода времени. Может быть, именно сегодня при соприкосновении с этим древним знанием у нас появится возможность раскрыть психологические корни и разумные принципы развития нашего внутреннего, исключительно личного мира свободы и понимания равновесия наших общепринятых гражданских прав и обязанностей. Или хотя бы обозначить те ветхозаветные принципы Бытия, которые пришли к человечеству за многие-многие тысячи лет нашего социального, культурного и духовного роста.
Размышляя об этом, невольно вспоминаешь слова о гуманизме и разумности человечества, о нашей сострадательности и устремленности в мир духовных терзаний и пресветлой Истины. Стоит признать, что мы давно готовы к этому откровению, которое мириады лет стучится в наши сердца. Оно без устали звучит набатом во Всемирной Декларации прав человека Организации Объединенных Наций, оно обращается к нам в каждом слове конституции многих стран мира, оно уговаривает нас стать мудрыми в каждом Завете религиозных скрижалей, в рассуждениях философии и в откровениях духовных мудрецов. Но чтобы понять их смысл и осознать всю грандиозность подобного всемирного взаимного добровольчества, каждому из нас необходимо различить за гранями этих целостных правовых и нравственных документов свою личную, глубоко индивидуальную, сопереживаемую принадлежность к ним. Всем нам необходимо помнить, что ответы на все поставленные вопросы скрываются только в нас самих, в нашей личности, в нашем самовосприятии. Точнее, они живут и готовы прийти к нашим детям лишь при живом отношении ко всем сказанным здесь словам. Именно в нашем переживании и сочувствии к смыслу этих добрых понятий скрывается тот практикум доброй, одухотворенной, осознанной воли, который мы можем удачно использовать в своей повседневной жизни и принести своим юным воспитанникам.
Современная экономика и политика человеческого общества всесторонне доказывают, что практическое приложение основ добровольчества является лучшей помощью в личном человеческом успехе и преуспевании. Активность наших действий проистекает из нашей заинтересованности, которая произрастает либо из стремления к соревнованию и выгоде, либо из тех истоков жизни, о которых мы столь много уже сказали. Нужно понимать, что сегодняшний человеческий труд целиком и полностью направлен на повышение качественности нашей жизни, что всенепременно приводит нас к необходимости рассмотрения реализации своей доброй воли. Как это происходит? Ответ очевиден, и жизнь детей всесторонне лишь подтверждает это утверждение. Постоянно повышая качество социальных условий своей жизни, человечество прежде всего стремилось приобрести свободу, в том числе и свободу от изнуряющего, бездуховного, безынициативного, рабского труда. То, к чему мы столь неистово стремились, превратилось в наше свободное время, то есть в наш досуг. Именно из нашей свободы, именно из досуга наших детей рождается последующая воля: добрая или разрушительная – это вопрос воспитания, вопрос нашего понимания своих душевных и разумных истоков, диктующих нам эти два столь разнящихся пути. Именно из праздного времени и чувства неприкаянности рождаются страсти, толкающие людей к наркомании, воровству, иждивенчеству и страданиям. Именно из свободного времени вырастает наше стремление к самосознанию, к нашей вере, к готовности пожертвовать собой ради ближних своих и стать им опорой и подмогой. Человеческая воля, и особенно детская, энергичная, неутомимая воля, может проявлять себя очень по-разному, и определение вектора этого применения происходит при активном участии родителей и воспитателей будущих граждан нашей страны.
Сегодня в добровольчестве стоит распознать самую перспективную технологию гражданского воспитания детей. Практика свершения добрых осознанных дел дает детям возможность быть наиболее востребованными нашим обществом, дает им наиболее благополучное заполнение досуга навыками воспитания у них милосердия и гражданской ответственности. Конечно же, каждый из нас знает, что множество ребят заполняют свой досуг творчеством, занимаясь в кружках и секциях, клубах и обществах. Эта занятость отчасти решает многие проблемы становления молодого характера, но стоит сказать, что так же немаловажен аспект социальной ориентации этого творчества. Именно добровольчество раскрывает перед нами всю гамму востребованности человеческого милосердия, таким образом воссоединяя творчество детей с воспитанием их доброй воли и будущей, взрослой созидательной социальной активности.
Сегодня добровольчество нельзя рассматривать как маловажный, досуговый факультатив человеческой жизни, сегодня это понятие приобретает главенствующую роль в жизни человечества. Мне кажется, что наше всеобщее сотрудничество, взаимопонимание и столь необходимое всем нам освобожденное добровольчество произрастает исключительно из единого благодатного корня всеобщей разумности и осознанности. Сегодня пришло время сказать о том, как добровольчество приходит в нашу жизнь, в жизнь наших детей и как оно помогает всем нам принять и устроить этот мир. Важно знать, как пробудить нашу добрую волю, как научиться этому искусству – творить добро.
Наверное, нам стоит поискать в человеческом детстве зарождающиеся основы нашей способности, нашей готовности и нашей органической востребованности сотворять добро. Все мы знаем, что детство – это маленькая копия взрослой жизни, это стремление стать взрослыми, но все это игра и, конечно же, совершенная «безответственность». Оно исходит из нашего сердца, из нашей веры во благо и из нашей любви – любви к людям, к детям, к природе, к самим себе и, конечно же, к Богу. Именно так рождаются все люди – мы рождаемся из своей свободы, из своего желания помочь и из своей готовности принять все то, что будет нам дано этим внешним отягощенным, чрезвычайно зависимым, «ответственным» миром. Если мы искренне хотим, чтобы дети свершали добро, то непременно обязаны свершать его сами, свершать его каждую свою минуту и каждое мгновение, в каждой своей мысли и в каждом деянии. Именно из этой практики может родиться наше благополучное будущее, только из этих странных и «нелогичных» добрых дел может родиться наша обновленная, святая Россия, основанная на вере детей в демократические, гражданские принципы развития человеческого общества. Но кто эти мы, кто те взрослые, которые становятся прообразом будущей жизни наших детей, нашего завтрашнего мира? Мы – это их родители, их бабушки и дедушки, их тети и дяди, их воспитатели и учителя, их детские сады и школы, их игры и книги, их фильмы и все, все наше человеческое общество взрослых людей. Но творим ли мы добро, все мы, все до единого, и творим ли мы его ежечасно, ежеминутно и ежемгновенно?
Наверное, стоит начать с самих себя, начать с программ и игр, начать с общественной практики социальной помощи и хотя бы с простого взаимного участия. Важно начать, начать каждому из нас. Но, кроме нашего образа, детям необходимы наши слова, наши мысли, наши умозаключения и наше добровольческое, совершенно свободное, благое мировоззрение. Мы не должны противопоставлять нашу материальность нашей духовности. От нас сегодня требуется мудрое воссоединение этих свойств нашего человеческого естества, а имя этому образовательному процессу – наша добрая воля, столь хорошо всем известное добровольчество.
Дети – очень любознательные существа, поэтому лучше сразу сформировать и обустроить образ нашего комплексного, благополучного мировоззрения, которое мы хотим привить будущим гражданам этой планеты. Оно крайне необходимо нашим детям, ведь они нуждаются в наших рассказах о любви, в рассказах о мире, о дружбе, о важности формирования человеческого общества. Через эти слова и мысли нам необходимо отыскать и утвердить единство в их душе, единство с нами и с внешним миром и более никогда не нарушать эту бессловесную связь. Практика бытия окружающего мира тяжела и во многом может быть несправедлива, но это только повод быть искренними, быть сильными, активными и инициативными. Не стоит прятать эти недочеты за иллюзорными фантазиями, ведь существующий сегодня неблагополучный фон бытия как ничто иное придает истине, милосердию, нашей свободе и искусству творить добро чрезвычайную контрастность и востребованность. На этой социальной неблагополучной фактуре можно привить людям, и особенно детям, понимание необходимости в добром, созидательном деле. Важно знать, что долгая воля рождается тогда, когда мы свершаем все по великой необходимости – велению нашего сердца. Когда мы всемерно готовы помочь своим близким, своему микромиру, помочь разделить реальную, самую настоящую ответственность поровну, отчасти приняв на себя тяжесть этих крохотных, ежедневных и ежеминутных материальных забот.
Каковы же эти добрые дела, эти добрые примеры? Ответ очевиден: оглянитесь вокруг, мир наполнен этими делами, попробуйте создать красоту, красоту не только вашего внутреннего мира, но и материальную красоту в вашем классе, в вашей школе, в вашем микрорайоне. Посмотрите на окружающий вас мир природы – город вопиет от нашей небрежности, от нашего безразличия и бездуховности. Дайте детям возможность участия в этой работе, дайте им возможность помочь нам, помочь прежде всего своими трудолюбивыми руками и пытливыми умами. Но чтобы добровольчество процвело в их сердцах, этого безмерно мало. Каждое свое действие, каждое доброе дело сопровождайте словами, планом и рассказом о качестве свершаемого благодеяния, о важности и востребованности этого славного дела. Говорите так, чтобы глаза детей горели верой и желанием участвовать, и откажитесь от принуждения, от насилия, от коллективного, неосознанного, невоспринятого участия. И самый важный момент: ищите связь между добрым делом и вознаграждением, между порывом юного сердца и местной, городской и государственной экономикой. Дети должны видеть, что свершать добрые дела, быть социально активными – это выгодно, востребованно, что это принесло им что-то важное и ощутимое.
Детям необходимо объяснить, что, кроме свободы, во многих людях до сих пор живет рабство и несостоятельность – это лень, безразличие, нелюбимые, нежеланные, совершенно формальные обязанности. Именно из этого реального баланса между желанием творить и каторжной обязанностью свершать свою жизнь по принуждению рождается человеческая свобода, наше благополучное государство и наше доброе, созидательное будущее. Стрелкой компаса, указующей путь к свободе, к гражданскому обществу, всегда являлась и является наша добрая воля, наша любовь, наше милосердие, наша искренняя готовность радоваться жизни. Это очень важные критерии нашего человеческого пути от страдания к радости, от иждивенчества к творчеству, от рабства к свободе, это те самые критерии, которые должен ощутить каждый из нас и использовать их в своей собственной жизни, и особенно в воспитании детей.
Мир взрослых людей должен, просто обязан, довериться детям и позволить им трудиться, трудиться во благо нашего мира, трудиться в детском саду, в школе, в городе и, конечно же, дома. Весь этот мир – это их дом, их жизнь, их вселенная. Не стоит лишать их жизни из-за нашей лени и невнимания! Время жизни безудержно течет, и каждый из нас не волен остановить этот бурный поток свершений, мыслей и дел. Так детство перетекает из домашних дел в мир нашей юности, нашего стремления сказать свое слово этому странному и такому противоречивому миру. Именно так к детям приходят юность и их готовность стать взрослыми, их способность принять на свои плечи вновь распадающуюся громаду человеческого общества. Именно так духовные и психологические долги родителей, наши долги становятся тяжким образом жизни вчерашних детей.
Только так из акта взаимопомощи, из сотрудничества может родиться наша единая общечеловеческая семья. Только из этого братства может подняться тот новый образ жизни, который сможет излечить наши вековечные социальные беды и представить смысл нашей жизни в образе бескрайней вереницы добрых, созидательных и милосердных дел.
Самое важное во всех этих усилиях – чтобы мы не сорвались «по привычке» на эксплуатацию своих детей, не стали иждивенцами на их готовности дарить любовь. Юность в своей безграничной щедрости не пожалеет себя и отдаст все, даже свою жизнь, ради всеобщего блага этого мира. Но нам не нужна жертва, мы должны уберечься от этого, ведь любовь не нуждается в жертве, она востребует мир, гармонию наших сердец и наших мыслей. Только из реальных добровольных дел может родиться и развиться благополучная социальная активность личности каждого ребенка. Вдумайтесь в это прекрасное понятие «социальная активность» – ведь эти два слова говорят нам о человеческом желании свершить нечто доброе и достойное для своих собратьев.
Социум – это общество людей, это мир наших взаимоотношений, это наше сообщество, наша дружба и согласие, это способность жить и творить в едином коллективе. Конечно же, сегодня мы знаем, что глубочайшей и важнейшей основой нашего взаимопонимания является наша добрая воля. Конечно же, каждый из нас хочет увидеть своих детей умными, добрыми и удачливыми. Но как сделать так, чтобы их маленькие сердца научились любить и быть преданными, а их руки стали умелыми и созидательными, как сделать их жизнь востребованной? Все рождается и существует лишь в живой практике, в реальном опыте и в наших навыках. Именно поэтому если мы хотим увидеть наших детей счастливыми и дружными, то непременно должны воспитать их социальную активность, воспитать их готовность жить правилами взаимопомощи, правилами добрых дел, правилами взаимных договоренностей, которые мы сегодня называем гражданским обществом. Поиск нашей гражданской свободы, нашей гражданской ответственности и самосознания приводит нас сегодня к самим себе, к нашему мышлению, к нашим делам, произрастающим из нашего глубоко индивидуального мировоззрения.
Многие люди часто бывают уверены в том, что человеческое общество – это нечто совершенно не зависимое от их личных интересов, их взглядов, их воли и образа жизни. Экономическая отягощенность и бюрократичность современного общества рождают во многих из нас чувство отстраненности от событий окружающей нас жизни. Понимая существующие сложности, в основу всех наших размышлений стоит положить лишь одну истину, что во всем мире бытия нет ничего, что оторвано от нас, что является не нашим делом. Только наша активность, наша социальная активность поможет детям стать мудрыми, грамотными и полноценными участниками построения благополучного общества людей.
С.ДВОРКО, президент Общественного благотворительного фонда культуры и творчества
Комментарии