search
main
0

Изменим мир в ребячьих интересах. Какой быть пионерской науке? Истина рождается в спорах

Как странно закольцовываются порою в нашей жизни события и размышления! Почти сорок лет назад первой моей командировкой в отделе учащейся молодежи «Комсомольской правды» была поездка в Кострому на конференцию по проблемам пионерского движения, где собрались представители более 50 областей России. Как полагалось в таких случаях, приехали и секретарь ЦК ВЛКСМ, и заместитель министра просвещения. Едва ли не впервые после долгого перерыва в дискуссиях и обсуждениях вместе с вожатыми и комсомольскими работниками участвовали ученые: психологи, социологи, представители педагогической науки. Это было необычно, вызывало особый подъем, надежду на решительное обновление.

СтатфактВ поле детского общественного движения в настоящее время действует более 20 000 объединений, которые охватывают своим влиянием более 5,5 миллиона человек. Так, в С.-Петербурге числится 63 детских сообщества. В Торжке с населением в 50 тысяч человек больше пятнадцати детских общественных объединений. Впрочем, повсюду гораздо больше незарегистрированных объединений.

Комсомолка» завела тогда специальную рубрику «Мир красных галстуков и его горизонты», которую открыла статья Л. Новиковой, возглавлявшей в АПН СССР лабораторию «Личность и коллектив». Имена А. Шпоны, Б. Ширвинда, К. Радиной, В. Лебединского, создававших «пионерскую науку», замелькали на страницах центральных газет. Так внимательно и профессионально не вглядывались взрослые в дела и заботы детской организации, пожалуй, с 20-х годов, когда существовал Институт деткомдвижения. Но в 20-х и организация была совсем другая, и задачи, стоявшие перед страной. Поэтому все мы – участники событий, происходивших в середине шестидесятых, – чувствовали себя чуть ли не первопроходцами, обсуждающими уже не тонны собранного металлолома, количество кроликов и обласканных тимуровцами стариков, а проблемы формирования личности, особенности коллектива, в котором растет ребенок. Новые знания неизбежно приводили к выводу, что руководить детской организацией как раньше, опираясь только на решения партии и комсомола, невозможно. Сразу в нескольких педагогических институтах страны открылись факультеты старших пионерских вожатых. Флагманом считался, конечно, костромской, где кроме науки всегда буйствовали романтика, энтузиазм, новаторство.

Можно ли было представить, что через четверть века от одного приказа министра просвещения вывести пионерскую организацию из школы в одночасье рухнет наш огромный красногалстучный дом? А еще через 14 лет мне снова доведется участвовать в научно-практической конференции, посвященной проблемам детского движения, где опять зазвучит это слово «впервые». На этот раз впервые после долгого перерыва рядом с немногими опытными учеными-специалистами появилась научная молодежь – аспиранты, сознательно выбравшие для себя эту сравнительно новую область знания.

То же, да не то

И снова речь идет об участии детей в жизни школы, общества, государства, о содержании деятельности, об особой роли взрослых. Странное ощущение: вроде бы все то же самое, да не то. Изменилось государство, в котором мы живем. Изменились детские сообщества. Ушла в прошлое коммунистическая партия, а с ней вместе и единый политический воспитательный заказ. Новое государство вроде бы не отказалось совсем от своих детских организаций. Принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». Вслед за ним – «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Вроде бы выражено признание, что детские объединения нужны, то есть имеют право на существование. Наряду со взрослыми и молодежными. Такое уравнивание теперь, после того как наукой на разных этапах многократно доказаны, описаны, перечислены особенности детских объединений, выглядит по меньшей мере странно. Государство не спешит разбираться в этом, выделять детство с его неопытностью, беззащитностью и в то же время огромной активностью в отдельную строку.

И надо же было так случиться, что именно в это время в недрах ООН вызревает документ совершенно удивительного свойства: Конвенция о правах ребенка. Всему взрослому миру предлагается в нем новая позиция по отношению к детям – признание, что они с самого рождения имеют свои права. В это надо было еще вдуматься, с этим следовало сжиться. Россия с маху ратифицирует конвенцию и соглашается работать в рамках международных норм, требующих пересмотреть действующее законодательство, принять новые законы, защищающие права ребенка, практически создать новый раздел юриспруденции – ювенальную юстицию. Работа огромная и во многом по-настоящему революционная, потому что наше традиционное отношение к младшим всегда исчерпывалось фразой: мал еще права качать, как я скажу, так и будет. Чтобы в массовом сознании произошли какие-то изменения, нужны годы и годы. А Генеральная Ассамблея ООН времени на такую перестройку не оставляет. В 2002 году на ее специальное заседание приглашаются уже не только взрослые, но и представители детей. Подростки из разных стран мира выступают с трибуны Всемирной организации. После этого речь идет не просто о переустройстве мира в интересах детей, но и с их участием!

По стечению обстоятельств

Кто-то должен был изучить новые позиции, обосновать их, соотнести с тем, что происходило все эти годы начиная с 1991-го в детском движении России и СНГ. Кто? Где? Опять же по стечению обстоятельств задача эта легла на плечи небольшой и не слишком известной Ассоциации исследователей детского движения, начало которой было положено все в той же Костроме. Там по инициативе журнала «Вожатый» встретились в 1989 году преподаватели пионерских факультетов. После острой дискуссии «Какой быть пионерской науке?» участники ее решили, что им необходимо какое-то научное сообщество для постоянного обмена мнениями, поддержки и развития новых идей. Тамара Викторовна Трухачёва утверждает теперь, что оказалась в руководителях того сообщества довольно неожиданно. Она прекрасно чувствовала себя на посту заместителя главного редактора журнала, наукой интересовалась в основном в связи с публикациями. Но именно в связи с ними и знала, наверное, лучше других всех интересных исследователей, преданных детям. Возглавить ассоциацию согласилась бывший секретарь ЦК ВЛКСМ и председатель Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина Людмила Ивановна Швецова. А вице-президентом выбрали Тамару Трухачеву. И все. Дальнейшие события известны. Рушится Советский Союз. Уходят в прошлое КПСС, комсомол, пионерия. Соответственно перепрофилируются кафедры, снимаются с преподавания многие дисциплины, расформировываются научные подразделения и целые институты. А молодая ассоциация, созданная на общественных началах, остается. Постепенно находит свою «нишу» и начинает укрепляться. Проводит первые общественные слушания первого доклада России специально созданному Международному комитету по правам ребенка. Следом проходит первая научно-практическая международная конференция «Детское движение в системе государства и общества». К счастью, получая новые назначения и должности, Людмила Ивановна Швецова не оставляла в стороне ассоциацию и ее проблемы, участвовала и до сих пор участвует в ее ежегодных конференциях. И как-то постепенно выяснилось, что неожиданно предложенная общественная работа оказывается не менее значительной, чем основная: Ассоциация исследователей становится едва ли не основным хранителем драгоценных знаний о детских общественных движениях.

Выживаем

История предложила нам жесткий эксперимент. Потеряв в одночасье поддержку государства, детские объединения и организации сохранились только там, где работали искренние энтузиасты, люди, не представлявшие себе, как можно бросить детей, которых они приручили. Началось стихийное приспосабливание к новым условиям, стихийное апробирование новых форм существования. Где-то менялись названия и отряды превращались в клубы и общества. Где-то сохранялись и отряды, и ритуалы, и формы. То же самое происходило в науке, изучающей жизнь детских общественных движений. С 1990 года в ней оставались только те, кто был по-настоящему увлечен этой проблематикой. Продолжала воспитывать студентов и аспирантов Ксения Давыдовна Радина в Петербурге. Не останавливались в своих исследованиях костромичи, челябинцы, продолжались работы в Новосибирске, в некоторых других городах. Тамара Викторовна с гордостью называет теперь восемь имен ученых, исследователей ассоциации, которые защитили за эти годы докторские.

Спорим, кто же мы?

Нынешняя встреча состоялась в Тверской области. Среди ста тридцати участников ее примерно треть – молодые и совсем молодые люди – лидеры детских и молодежных объединений. Треть – педагоги-практики. И только оставшаяся треть – ученые со степенями и званиями. Отсюда практическая направленность дискуссий, отсюда стремление вглядеться в практику, осмыслить ее. Ребята из Торжка, куда приехали участники конференции, чтобы познакомиться с ними, старались представить себя как можно лучше. В городке, где живут около 50 тысяч человек, детских общественных объединений оказалось больше пятнадцати. Все пришли на эту встречу нарядные, взволнованные, придумали творческие визитные карточки. Как и следовало ожидать, были тут и разного рода клубы, и научные общества: краеведы, экологи, спортсмены. Старейшина петербургской науки Ксения Давыдовна Радина даже расстроилась: «Все они такие хорошие, все работают от души, смотрите, сколько мужчин, но зачем же путать клубную работу с общественным движением! Есть один важный показатель: только для себя работаем или стараемся принести пользу обществу?»

Надо бы согласиться с ней, но очень уж не хочется. Потому что даже поверхностный разговор с руководителем клуба байкеров Сергеем Захаровым оставляет впечатление неоднозначное. Сергей и правда прежде всего заядлый мотоциклист. Из тех молодых ребят, кто работает и страстно увлекается спортом. У него нет средств на свой гараж, мастерскую, да и на горючее не всегда хватает. И за то, что город предоставил ему и его друзьям помещение, они готовы обучать езде на мотоциклах мальчишек из группы риска, участвовать в городских праздниках и молодежных акциях. Заместитель главы администрации Торжка Е.Е.Букашкин, признавая свою научную некомпетентность, уверен, однако, что если вместо мотобанды они получили замечательных помощников на мотоциклах, это бесспорно «общественно полезное дело».

После этого выступления Ксении Давыдовны полночи шел спор практиков. Они пытались осмыслить деятельность своих отрядов с позиции, сформулированной уважаемым мэтром.

Сравнительно хорошо организованы и оснащены скауты, они снабжаются методической литературой. Многим другим ребячьим объединениям определиться гораздо труднее. До последнего времени в Петербурге, например, числилось 63 детских сообщества. Говорят, что незарегистрированных гораздо больше. Некоторые просто не знают, как себя назвать. Собирать документы, бегать по различным учреждениям, чтобы оформить свое существование, многим кажется ненужной тратой сил и времени. Примерно то же самое происходит в других городах и регионах. «В поле детского общественного движения в настоящее время действует более 20000 объединений, которые охватывают своим влиянием более 5,5 миллиона человек и отличаются по количественным параметрам, организационно-правовым формам, масштабам функционирования, направленности деятельности», – пишут аналитики Департамента по молодежной политике бывшего Министерства образования РФ. И тут же признают, что невозможно утверждать, будто все эти объединения носят общественный, социально-педагогический характер. Понять, какую роль могут играть сейчас детские объединения в жизни общества, государства, даже школы, где ребята проводят большую часть жизни, невозможно без помощи ученых. Вот они и пытались вместе с практиками выработать некие общие позиции, назвать основные идеи, которыми следует руководствоваться всем взрослым, в том числе и представителям государства, когда они имеют дело с детскими объединениями.

Куда податься со своей инициативой

Как известно, бурная деятельность «лидеров», расписывающих свастиками стены, обходится без всякой бумажной волокиты. И обитатели стихийных ночлежек на чердаках и в подвалах контактов с государством не ищут. Когда же дети пытаются вступить в цивилизованный диалог с властью, получить необходимые разрешения и помощь взрослых, их, к сожалению, часто ждет разочарование. Питерские ребята, например, предлагали оформить детскими рисунками городские трамваи. К Новому году, скажем, нарисовать поздравительные открытки. ГУП Горэлектротранса ответил, что трамвай – место для оплачиваемой рекламы. Только в одном депо поддержали инициативу детей. Пассажиры были приятно удивлены, улыбались, рассматривая необычные поздравления. Не нашлось посадочного материала для памятной клумбы, которую ребята из городского Дворца творчества юных предлагали устроить на месте блокадного огорода. С детскими инициативами всегда много хлопот. И наивны, и неудобны. Загнать бы их в жесткие рамки: пусть пузырьки собирают да скребут газоны, на которые вечером взрослые выведут собак! В том-то и особенность детских акций: они должны быть обязательно эффективны и желательно – радостны. Чтобы на всю жизнь запомнились. Мне очень нравится история о том, как финские пионеры построили свой корабль. Для этого они сначала зарабатывали деньги на плантациях клубники, а потом на каждой детали корабля написали рядом имя взрослого и имя ребенка, который участвовал в этой затее и может считать себя вместе с другими хозяином корабля. Примерно так строили мы Дворец пионеров на Чукотке.

Чтобы в нашей сегодняшней ситуации разговор не показался совсем уж отвлеченным – многие ли из читателей сталкиваются сейчас с детскими инициативами – скажем, что в некоторых регионах России уже приняты конкретные программы поддержки детских и молодежных общественных объединений? Юным москвичам, жителям Астраханской, Костромской, Брянской, Ленинградской, Смоленской областей обеспечено понимание на всех уровнях власти.

И все-таки это понимание везде и всегда будет разным, потому что зависит оно очень во многом не от принятой программы, а от личности руководителя города, района, республики, от его личной позиции. Только в случае, когда у власти оказывается человек, для которого действительно важна эта совсем немалая и очень активная часть общества, обнаруживается, что дети многое могут. А если их поддержать сегодня, завтра они смогут еще больше. В городе Нерехте, как рассказывалось на конференции, с появлением нового мэра расцвело движение «Новое поколение». Фестиваль социально значимых проектов, деловые игры, спортивные программы – все оказалось в центре внимания взрослых именно благодаря главе администрации Надежде Николаевне Соколовой. И появились на детских площадках самодельные снежные городки, а весной – новые клумбы и деревья. Полиграфический комбинат получил заказ на изготовление плакатов и открыток с детскими рисунками. Коммунальные службы начали работать в контакте с бригадами юных блюстителей чистоты в городе. Клубы общения для подростков, массовые спортивные соревнования, новые музыкальные группы – все это результат успешного взаимодействия взрослых и детей. Уже на новом месте работает Н.Н.Соколова, но эту традицию продолжает Борис Васильевич Овсянников, новый глава администрации города Нерехты. Чем больше с детьми советуются, чем чаще спрашивают их мнение о делах, которые их касаются, тем охотнее потом выполняются решения, принятые совместно. Судя по ответам на анкету, распространявшуюся среди москвичей 15 лет и старше летом минувшим, подростки хотят, чтобы взрослые интересовались их мнением, принимая решения по очень многим вопросам: о моем образовании, о переезде на новое место жительства, в семейных конфликтах, об изменении расписания в школе, о едином экзамене, о том, как сделать, чтобы тот или иной предмет нравился ученикам, как вести себя с теми, кто хулиганит, с кем учителя не находят общего языка, о свободе слова, цензуре, формировании правительства и даже о смертной казни.

Почти все старшеклассники и многие ребята 12-14 лет хотели бы в каникулы зарабатывать деньги. Студенты – тем более. Самые удачные формы – трудовые лагеря старшеклассников и студенческие строительные отряды – хорошо известны. Опыт Ставрополья, где уже полвека успешно работают школьные производственные бригады, достаточно подробно описан и продолжает развиваться. Гости из Казахстана тоже с увлечением рассказывали, как быстро взрослеют ребята, которые имеют возможность хорошо зарабатывать на своем школьном поле и сообща решают, как эти деньги потратить. Самоуправление в бригаде помогает развивать самоуправление в школе, где старшеклассники вполне самостоятельно проводят выборную кампанию, в соответствии с уставом подводят итоги голосования и в случае нарушения установленных ими самими правил устраивают перевыборы.

Кадры по-прежнему решают все

Новое на Ставрополье – организация юных казаков. Единственная, где цели и содержание жизни жестко определены родителями. Там все претензии по нравственным ориентирам, связанным с сословными представлениями, следует предъявлять только семье. Роль руководителя детского сообщества менее существенна. А кто правит бал в других случаях? Что за люди приходят к детям, которые объединяются по самым разным признакам? Среди участников конференции, например, и отставной военный, и бывший партийный работник, и инженер-конструктор, и священник. Первая профессия молодого лидера Алексея Кранина – технолог-судостроитель. Потом пошел учиться еще и в Московский гуманитарный университет. Вроде бы два высших образования, а кое-каких знаний для работы с детьми порою не хватает даже таким людям. Они с удовольствием участвуют в специальных семинарах, готовы пройти спецкурсы. Кто должен их учить?

Как и сорок лет назад, и раньше, мы возвращаемся к проблеме кадров. Тамара Викторовна готова обсуждать ее как угодно долго и серьезно, поскольку это один из корневых вопросов. А в сегодняшней ситуации с ним связана еще и безопасность детей. Если детское объединение разрешено законом, но не контролируется государством, воспользоваться доверчивостью и незащищенностью детей может кто угодно. Особенно вне школы. Особенно в лагере. И тут, по мнению вице-президента ассоциации, требуется обязательное уточнение законодательства. Детские объединения, по-видимому, должны существовать или как государственно-общественные, или как общественно-государственные. Эту норму нужно вводить как можно скорее. Тогда государство возьмет на себя обязанность учить людей, работающих с детьми в общественных объединениях, и финансировать науку, прокладывающую для них пути.

Социокинетика – это с чем едят?

Ассоциация исследователей с первых дней своего существования ввела в научный обиход новый термин: социокинетика. Он помогает вывести детские движения из области педагогики в более широкое пространство – социум. И свою кандидатскую диссертацию Тамара Викторовна Трухачева защищала уже не в педагогическом вузе, а в университете культуры. И в Челябинске институт детства создан сейчас в рамках университета культуры. На новом поле проблема ценности детства и его возможностей рассматривается несколько иначе, чем в педагогике. Понятнее становится, что строительство демократического будущего начинается с нашего сегодняшнего отношения к ребенку. С признания его прав, свобод, с его участия в решении разных вопросов в семье, обществе, государстве.

«Дайте нам шанс»

Прекрасная новость пришла на днях из Казахстана. Там, в казахском Артеке, готовится событие небывалое. Правительство приглашает 200 своих ребят и 100 из братских стран на большой саммит. В одном лагере будут дискутировать дети, в другом по тем же вопросам – взрослые. И те, и другие предложат свои решения относительно роли детей в жизни общества и государства. Активное участие в работе готова принять супруга президента Назарбаева. Это важно. Последняя Ассамблея ООН призвала непременно привлечь к Всемирному движению в интересах детей национальных лидеров, известных общественных и государственных деятелей, ведущих обозревателей радио и телевидения. Только так, с участием первых лиц и благодаря их усилиям, можно сдвинуть наконец с привычной точки наши представления о роли детства, дать детям шанс, о котором хорошо написала Людмила Ивановна Швецова: «…Пишу эти строки и сама начинаю сомневаться: правда ли это? Было ли? Возможно ли? Ведь не так много (всего 14 лет) прошло с тех пор, когда в ноябре 1989 года мир узнал о том, что Организация Объединенных Наций одобрила Конвенцию о правах ребенка, которую в тот самый год журналисты назвали Великой хартией вольностей… Родившиеся в 1989-м – еще дети. И вот уже эти дети – полноправные участники специальной сессии ООН. Не сказка. Быль. «Это рекламная кампания!» – засомневается кто-то. И, возможно, отчасти будет прав. Но все хорошее может и, на мой взгляд, должно начинаться с хорошей рекламы. Признание детей своими партнерами, демонстрация уважения к ним – из этого ряда… Конечно, до полного и окончательного признания прав каждого ребенка, разработки процедур их осуществления на практике еще далеко. Тем не менее движение в этом направлении идет».

…Возвращаясь к исторической сессии ООН, хотелось бы подчеркнуть, что Генеральная Ассамблея дала торжественное обещание построить мир, пригодный для жизни детей. Что касается мировых лидеров, то они заявили о своей решимости изменить мир не только в интересах детей, но и с их участием. Один из выступавших на сессии ООН подростков сказал: «Взрослые не понимают главного: когда можно считать, что ребенок уже получил достаточные знания и умения, чтобы вносить собственный вклад и активно участвовать в общих делах. Если не давать детям возможности участвовать, как им приобрести эти знания и умения? Дайте нам такой шанс пораньше, и увидите, как высоко мы можем взлететь». Может, он прав? И нам стоит дать нашим детям такой шанс?

Санкт-Петербург – Торжок

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте