С нового учебного года в силу вступит документ, согласно которому в России появятся новые квалификационных категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Учителя смогут по собственному желанию пройти такую аттестацию, чтобы получать оплату труда с учетом квалификации и объема дополнительной работы.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» является добровольной процедурой, предназначенной для повышения профессионального статуса специалиста. Воспользоваться таким правом могут учителя, которые уже имеют высшую квалификационную категорию.
Документы
Для прохождения аттестации необходимо подать в специальную комиссию заявление с указанием уровня образования, достижений в методической работе или наставничестве, а также о желаемой квалификационной категории. Кроме того, потребуется приложить ходатайство работодателя, которое формируется на основании решения педагогического совета или другого коллегиального органа управления образовательной организацией. В соответствующем письме дается характеристика деятельности педагогического работника.
Сроки
Заявление рассматривается комиссией в течение 30 календарных дней с момента получения документов. При этом строгой даты проведения аттестации нет, так как процесс для каждого педагогического работника индивидуальный. Чтобы обеспечить максимальную объективность, заявитель может дополнительно предоставить аттестационной комиссии сведения о своей методической или наставнической деятельности не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения заседания комиссии.
Критерии
Для получения квалификационной категории «педагог-методист» необходимо продемонстрировать следующие достижения в своей деятельности. Во-первых, это организация работы коллектива педагогов и активное участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, включая инновационные программы и проекты.
Второй показатель того, что педагог выходит за рамки основных должностных обязанностей – методическая поддержка других педагогических работников перед участием в профессиональных конкурсах. Это включает в себя оказание помощи и содействия коллегам в их профессиональном развитии, а также преодоление трудностей в рамках профессиональной деятельности. Кроме того, важным параметром для получения новой квалификации является обмен опытом по применению авторских учебных или учебно-методических разработок.
Для присвоения категории «педагог-наставник» кандидату требуется подтвердить ряд иных критериев. В первую очередь, педагог должен руководить практической подготовкой студентов, обучающихся по программам среднего профессионального и/или высшего образования. Помимо этого, заявителю необходимо подтвердить наличие навыков наставничества педагогов образовательной организации, а также их сопровождения в рамках профессионального развития.
В дополнение к этому, для успешного прохождения аттестации стоит показать, какая работа была проделана с другими учителями перед их участием в конкурсах профессионального мастерства. Главная задача – продемонстрировать участие в этом процессе, содействие молодым специалистам, передачу опыта и авторских методик в области наставнической деятельности.
Результаты аттестации
В том случае, если аттестационная комиссия принимает положительное решение, устанавливаются соответствующие квалификационные категории. Если ответ экспертов по конкретному кандидату был отрицательным, то педагогический работник имеет право на повторное прохождение процедуры. Однако сделать это возможно не раньше, чем через 12 месяцев с момента получения отказа.
Стоит уточнить, что при смене образовательного учреждения педагог сохраняет за собой ранее присвоенную квалификационную категорию. Данное правило распространяется и на организации, расположенные в других субъектах Российской Федерации. Таким образом, специалист удерживает за собой право на статус и соответствующие льготы, связанные с квалификацией.
Комментарии