search
main
0

Изменения в образовании – реальная проверка полученных результатов

​Ирина ПЕТРУНИНА, начальник Управления дошкольного и общего образования Департамента образования: -Сегодня происходит много изменений в системе образования, это становится реальной проверкой тех результатов, которые получены на наших экспериментальных площадках. Экспериментальная работа – разработка новых моделей и технологий, они должны стать основой для следующего этапа деятельности нашей образовательной системы, только так мы сможем показать в действии сложившуюся в Москве систему экспериментально-инновационной деятельности.Первого сентября 2010 года в 180 образовательных учреждениях города началась реализация федеральных государственных образовательных стандартов. Именно в этих учреждениях системы образования в дальнейшем будет идти отработка нормативно-правовой базы, технологии, которую уже через год должны будут использовать все образовательные учреждения города, поэтому мы должны подготовить для этого и руководителей, и учителей, и правовую базу, и материально-технические условия.

Понятно, что масштабность и стратегичность экспериментов, которые мы делаем, должны резко возрасти. Эксперименты должны действительно вводить нас в конкурентоспособное пространство. При этом очень сложный вопрос – что это такое и как это сделать. Это связано с тем, что образование переходит сейчас на иные формы финансирования, меняются статусы образовательных учреждений, которые должны стать бюджетными, казенными и автономными. Необходимо понимать, что такое государственная услуга и что такое государственный заказ.Насколько же мы готовы к решению тех вопросов, которые стоят перед образованием сегодня: переход на новые стандарты, развитие инфраструктуры и формирование нового уклада образовательного учреждения, работа с одаренными детьми, новый педагогический профессионализм, обеспечение здоровья детей, самостоятельность школ? Некоторые решения проблем, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», уже разработаны и могут быть предложены на основе экспериментальной деятельности образовательных учреждений. Один из важнейших и очень сложных вопросов – развитие инфраструктуры образовательного учреждения. Свою версию движения в этом вопросе предлагает городская экспериментальная площадка «Развитие организационной культуры образовательного учреждения в системе управления педагогическими кадрами». Интересные предложения о внедрении в школьную программу наукоемких образовательных технологий представляет городская экспериментальная площадка «Космические технологии, экология и безопасная энергетика в Школе будущего». Городские экспериментальные площадки «Библиотека в Школе будущего» и «Предпрофильное и профильное образование детей, имеющих проблемы со здоровьем, в рамках школ надомного обучения» предлагают нестандартные варианты участия школьных библиотек и школьных музеев в образовательном процессе и жизни образовательного учреждения.На экспериментальных площадках идет и разработка содержания образования. Это городская экспериментальная площадка «Развитие детской самостоятельной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и начальной школы», которая связана с дошкольным и начальным школьным образованием и ставит вопросы о том, какие способности и компетенции должны сложиться у ребенка в дошкольном периоде, рассматривает технологии их формирования. Экспериментальная площадка «Деятельностное содержание образования в естественно-научном профиле на примере курса экспериментальной физики» работает с деятельностным содержанием в курсе физики. Эта работа позволяет обсуждать тот уровень, который может быть достигнут современным учащимся, и те технологии и дидактические разработки, которые дают учащемуся возможность находиться на этом уровне. Городская экспериментальная площадка «Безотметочное обучение как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся» исследует вопрос преимущества и перспектив использования в школьной практике безотметочного обучения, отвечает на вопросы, связанные с портфолио, самооцениванием учебных достижений и другими формами оценки качества образовательного процесса.Показательно, что работа значительной части городских экспериментальных площадок посвящена теме здоровья. Здоровьесбережение в образовательном процессе – то направление, которое интересует государство, учителей, родителей и самих учащихся, но вместе с тем это область, где любой эксперимент должен быть тщательно соотнесен с заповедью «Не навреди», где мы должны давать себе четкий отчет в том, как контролируем эффекты разного типа инноваций, как они интегрированы в основной образовательный процесс, насколько достоверно мы можем фиксировать состояние здоровья школьника. Разные аспекты здоровьесберегающих технологий отрабатываются на разных экспериментальных площадках. Спектр вопросов чрезвычайно широк – от места физической культуры в системе современной школы до повышения уровня знаний о своем здоровье у самих учащихся; от диагностики состояния здоровья до создания технологий, интегрирующих детей с проблемами здоровья в образовательную среду.Большое значение имеет работа сетевых экспериментальных площадок «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, формирующих здоровую образовательную среду» и «Паспорт здоровья».Результатом работы городской экспериментальной площадки «Технологии преемственности – основа формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» стало создание интегративного подхода к формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Такой подход предусматривает создание методик прогнозирования развития ребенка, позволяющих осуществить своевременную коррекцию и профилактику, предотвратить нервные расстройства, формирующие психосоматические заболевания. Кроме того, и это очень важно, формируются новые ключевые позиции, способствующие сохранению физического, психического и личностного здоровья у всех субъектов образовательной деятельности – детей, педагогов и родителей. Городская экспериментальная площадка «Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания» предлагает концепцию организации воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процесса и модель интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах с целью интенсификации детского развития и преодоления нарушений психофизического развития. Опыт системного развития инклюзивного образования в Центральном округе накопила городская экспериментальная площадка «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовательном учреждении».Еще одно очень важное направление нашей деятельности – работа с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми – это именно тот ресурс, который и будет решать вопрос инновационного развития нашего государства, тут свое слово говорят городские экспериментальные площадки «Психолого-педагогическое сопровождение развития общих и специальных способностей школьников на всех ступенях обучения» и «Проектирование модульной системы психолого-педагогического обеспечения развития креативных способностей детей и молодежи в условиях непрерывного и преемственного образования от детского сада до вуза».Конечно, необходимо четко представлять, каково место экспериментальной деятельности в государственных образовательных учреждениях, какой результат дает экспериментальная деятельность. Это важные вопросы, потому что настал момент, когда необходима оптимизация работы по экспериментальным площадкам городской и окружной сети, поэтому очень важно правильно, четко понять, какие направления мы в своей деятельности можем сейчас приостановить, а без чего невозможно дальнейшее развитие. С другой стороны, важно понимать, с чем мы будем выходить на следующий этап развития столичного образования.Подчеркну еще раз – меняется школа, меняется и система экспериментальной работы. Сейчас в Москве открываются ресурсные центры, которые складываются в тех образовательных учреждениях, которые на базе экспериментальной деятельности и в соответствии со своими программами развития смогли выявить и реализовать новые формы образовательной практики. Эти формы практики могут служить ответом массовой школе на вопрос, что и как должно быть изменено. Появление ресурсных центров – определенная веха, так как становится более четкой грань между уже представленными в виде ресурса в ресурсных центрах разработками, новыми прорывными проектами в эксперименте.Наработанный на городских экспериментальных площадках ресурс не банален, в нем много находок и системно проработанных решений. Теперь перед нами не менее сложная задача – представить этот ресурс и сделать его общим для наших образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте