Перед моими девятиклассниками стоит важная и сложная задача – в конце года они должны сдать государственные экзамены. Как правило, многие выпускники основной школы выбирают экзамен по обществознанию, надеясь на свой социальный опыт. Но, как выясняется, того небольшого социального опыта, который имеют девятиклассники, недостаточно для успешной сдачи ОГЭ. Более того, им предстоит столкнуться с огромным количеством теоретического материала, нужно выучить множество терминов, определений, научиться соотносить теорию с жизненной практикой. Поэтому очень важно помочь им освоить выбранный предмет, разобраться, что в нем главное, а что второстепенное.
По причине пандемии новая модель ОГЭ по обществознанию не была реализована в 2020 и 2021 годах. Поэтому в 2022 году нас ожидает совершенно новый экзамен, так как задания ОГЭ по обществознанию значительно изменились за последние три года.
Меня всегда радует, если среди большого количества учебных пособий удается найти необходимое и полезное. Предлагаю коллегам обратить внимание на учебное пособие от издательства «Экзамен» «ОГЭ 2022. Обществознание. 32 варианта. Типовые варианты экзаменационных заданий», которое прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ». Авторы пособия – ведущие разработчики КИМов ОГЭ А.Ю.Лазебникова и Т.В.Коваль. Учебное пособие полностью соответствует всем современным требованиям для подготовки к ГИА в 9-м классе и является актуальным для педагогического сообщества и выпускников.
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развернутым. Дан подробный инструктаж, как оформить работу и правильно заполнить бланки ответов. Также в пособии есть система оценивания экзаменационной работы по обществознанию, прошедшая проверку ФИПИ.
Так, первое задание направлено на проверку знания обществоведческих терминов: нужно соотнести соответствующие понятия с заданной темой и раскрыть смысл одного из этих понятий. Часть заданий носят тестовый характер: необходимо выбрать правильный вариант ответа. Есть задания, в которых нужно определить верность суждений. В пятом задании предлагается поработать с иллюстрацией: рассмотреть фотоизображение и ответить на вопросы. Задание 6 – задача по финансовой грамотности. Это вымышленная ситуация (кейс), ее нужно проанализировать и ответить на вопросы. В данном пособии представлены качественные и интересные задачи для проверки финансовой грамотности школьников. Приведу пример из указанного пособия. Вариант 3. Задание 6. Нужно разобрать следующую ситуацию:
Для ремонта загородного дома работник охранного предприятия М. решил взять кредит 300 тыс. рублей сроком на один год. Он сравнил условия предоставления потребительского кредита в банке и займа в микрофинансовой организации. Банк «Будущее» предлагал кредит по ставке 10% годовых, его быстрое оформление при предъявлении паспорта и справки о доходах. Микрофинансовая организация «Всегда рядом» готова была предоставить займ из расчета ежедневной ставки 0,1% по предъявлении лишь паспорта. М. выбрал для получения кредита банк.
Чем можно объяснить его решение? Почему банки при оформлении кредитов для физических лиц требуют справки о доходах?
Задание 12 на анализ статистического источника. Это одно из самых сложных и «дорогих» по баллам заданий ОГЭ по обществознанию, выполнять его нужно очень внимательно. Приведу пример из пособия. Вариант 3. Задание 12:
В стране Z ученые-социологи опросили представителей различных возрастных групп населения для выяснения их отношения к необходимости соблюдать нормы права. Вопрос звучал так: «Во всех ли случаях нужно руководствоваться нормами права?» Результаты опроса (в% от числа отвечавших) представлены в таблице.
Варианты ответа | Молодежь | Люди среднего возраста | Пожилые люди |
Всегда | 20 | 35 | 40 |
Иногда лучше следовать морали и принципам справедливости | 30 | 30 | 40 |
В тех случаях, когда грозит наказание | 50 | 35 | 15 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные вами: а) сходство; б) различие.
Особо хочется выделить задание, где нужно установить соответствие между столбцами, оно требует четкого знания теории, к каждому элементу первого столбца нужно подобрать соответствующий элемент из второго столбца.
В 20-м задании нужно заполнить пропуск в таблице, что знакомо нам по ЕГЭ. Вот пример из пособия.
Задание 22 ориентирует на анализ и поиск необходимого ответа в тексте. Для выполнения задания 23 требуется составить примеры, это требует привлечения личного социального опыта и навыка составления примеров. А в задании 24 заложена необходимость привлечения аргументов, знания фактов общественной жизни и соотнесения их с теоретическими знаниями для составления аргументов.
Данные варианты экзаменационных заданий помогут отработать навыки, необходимые для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Пособие можно использовать на факультативных занятиях по обществознанию, применять в качестве закрепления материала на повторительно-обобщающих уроках. Девятиклассники могут применять пособие для самостоятельной подготовки к экзамену.
Ольга НЕЧЕУХИНА, учитель истории и обществознания гимназии №16, Тюмень
Комментарии