Цель урока: изучить, на каких физических принципах основано действие источников света и какие виды излучения они создают, рассмотреть исследования излучений различных источников.
Оборудование: источники света различных типов (лампа накаливания, неоновая лампа и т.д.), прибор по фосфоресценции, спектроскоп, призма прямого зрения, ФОС, зеркальный гальванометр, термостолбик.
Каждый ученик перед уроком получает модульную программу “Излучение и спектры” и лист учета (его лучше прикрепить к рабочей тетради).
Урок начинается с демонстрации работы различных источников света: лампы накаливания, лампы дневного света, неоновой, прибора по фосфоресценции.
Возникают вопросы: почему источники излучают свет? Какое условие является необходимым для работы любого источника света?
Чтобы ответить на эти вопросы, учащиеся самостоятельно работают с учебником, опираясь на модульную программу “Излучение и спектры”. Форму работы выбирают учащиеся: самостоятельно, индивидуально или в парах. Во время работы с программой у учителя высвобождается время и он может индивидуально побеседовать или тихо ответить на возникающие вопросы, причем внимание всего класса не привлекается. По ходу работы с программой учащиеся проводят самоконтроль с выставлением баллов (карандашом) либо оценивают друг друга. Итогом работы с программой является обобщение материала с помощью поиска и итоговый самоконтроль. После чего начинается второй этап работы по данной теме: актуализация знаний, где учитель выясняет уровень и глубину усвоения знаний, получая ответы на следующие вопросы:
1. На каких физических принципах основана работа любого источника света? (Сопровождается демонстрацией источников света).
2. Какие виды излучений вы знаете?
3. Что называют спектральной плотностью интенсивности излучения?
4. Каким образом исследуется излучение источников света?
Учитель сопровождает ответы учащихся демонстрацией: сплошной спектр излучает с помощью аппарата ФОС и призмы прямого зрения; перемещается термостолбик, по положению светового указателя гальванометра можно оценить энергию.
5. Как устроен простейший спектральный аппарат? Как он работает?
(Демонстрируется спектроскоп).
6. Какие типы спектров вы знаете?
7. В чем состоит отличие спектров одного типа от другого? Особое внимание здесь следует уделить линейчатым спектрам. В ходе ответов на этот вопрос заполняется таблица (основа построена на доске заранее). См. таблицу.
8. На каком свойстве наших спектров основан спектральный анализ?
9. Какую информацию можно получить, используя спектральный анализ?
Ответы на вопросы требуют осмысления и нередко уточнения, коррекции. Уточняют и корректируют ответы сами учащиеся, опираясь на материал учебника, личный опыт. В соответствии с этим происходит уточнение и исправление баллов, выставленных в листы учета.
Итог урока: подводится итог изученного, собираются листы учета, учащимся (по желанию) для повторения материала модульную программу можно выдать домой. Задается домашнее задание.
Примечание: при наличии видеокамеры демонстрации к вопросам 4, 5 удобно проецировать на экран телевизора, что обеспечит хорошую видимость из любой точки класса. Причем ход демонстрации можно детализировать.
Куропатов А.В.,
учитель физики,
городская гимназия N1
Усть-Илимск
Комментарии