Письменный экзамен по литературе: каким ему быть? Проблема итоговой аттестации по этому предмету была затронута на “круглом столе”, который прошел в Министерстве образования на Чистых прудах.
В дискуссии приняли участие специалисты Минобразования, педагогическая пресса, представители ИПК и вузов, учителя.
Ведущий специалист Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Елена Зинина ознакомила участников “круглого стола” с итогами очередного эксперимента 2001 года – экзамена по литературе в виде изложения с творческим заданием. Изложение может стать формой итогового контроля за курс полной средней школы.
По словам Елены Зининой, в эксперименте приняли участие 76 регионов, десять из них не представили статистического отчета о его результатах. Изложение писали около 10 тысяч выпускников 2273 школ (в том числе 170 – с повышенным уровнем гуманитарного образования). Были задействованы 4 тысячи опытных учителей-словесников. 70% из них с педагогическим стажем более 15 лет.
Эксперимент должен был определить: возможно ли использовать на экзамене изложение с творческим заданием наравне с сочинением? Значительное большинство родителей, учеников и учителей высказались за право выбора. Из региональных отчетов следует, что экзамен с правом выбора – это экзамен со страховкой, то есть с правом пересдачи. 80% участников положительно отозвались об эксперименте, и лишь пятая часть – отрицательно.
Что же думают учителя? По заявлению ведущего специалиста Департамента образовательных программ, больше половины считают форму сочинения сопоставимой с изложением. Третья часть педагогов высказали опасения о том, что изложение не адекватно сочинению. Многие проголосовали за разделение экзамена по литературе на устный и письменный. Высказывались и такие любопытные варианты: выпускник дает письменный аргументированный ответ по проблемам современности на примере конкретного произведения или пишет изложение с элементами сочинения, как это делали в Башкортостане и назвали такой вариант переложением.
Участники “круглого стола” в большинстве своем отвергали идею замены сочинения на изложение. “Разрушение сочинения – это разрушение всего отечественного гуманитарного образования”, – считает кандидат педагогических наук, ректор ГПИ Александр Кутузов.
Что ж, нам не привыкать к экспериментам по развалам и разрушениям. Когда же строить-то начнем?..
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии