Два года назад мне позвонил известный российский путешественник Матвей Шпаро и спросил, готов ли я полететь на Шпицберген, чтобы проводить на Северный полюс отряд московских школьников из Большой арктической экспедиции. Я согласился не раздумывая.
У Лаборатории путешествий уже был опыт сотрудничества со школой №892 – наши ученики участвовали в конкурсе, по результатам которого отбирали участников Большой арктической экспедиции. Мы провели арктический месячник – педагоги, ученики, их родители отвечали на вопросы арктического диктанта. После этого мы все заразились «арктической болезнью», наверное, не было в школе такого человека, который не мечтал бы оказаться в Арктике.
Конечно, попасть в Арктику удалось далеко не всем, но арктическая тематика с тех пор стала очень важной в жизни нашей школы. Сложно назвать учебный предмет, где она не была бы отражена, а уж о внеурочной деятельности и говорить не приходится.
В план работы школы была включена программа «Путешествие в Арктику». Дети играли в подвижные и ролевые игры на эту тему, организовали творческую мастерскую, где рисовали, лепили обитателей Арктики, а также ставили опыты, отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации, смотрели видеофильмы. Очень популярными оказались арктические уроки из библиотеки Московской электронной школы, благодаря новым технологиям они наглядно изучали незнакомую среду. Вовлекаясь в проектную деятельность, дети все больше узнавали о природе, животных, населении Арктики, получили представление о том, какие там строят дома, что такое полярная ночь, как выглядит северное сияние. Старшие дошкольники и школьники вместе с учителями обсуждали вопросы сохранения удивительного растительного и животного мира этих мест, изучали данные об экологической ситуации. Мы провели и школьную конференцию проектно-исследовательских работ «Открытый мир». Об арктических мероприятиях в школе ребята и педагоги активно писали в социальных сетях, используя хештеги #ПолюсЗовет и #ШпицбергенЖдет.
Как сказал мне в том утреннем разговоре, с которого я начал, директор Лаборатории путешествий Матвей Шпаро, наша школа стала самым активным участником проекта, и мне предоставили возможность проводить московских школьников на Северный полюс. В апреле 2018 года я и еще три директора московских школ – Дмитрий Исаев, Павел Северинец и Алексей Пономарев – провожали участников Большой арктической экспедиции до архипелага Шпицберген.
Участники экспедиции разделились тогда на две части: первая – отряд «Полюс» – прошла 110 км от полярной станции Барнео до географического Северного полюса вместе с Матвеем Шпаро. Вторая – отряд «Барнео» – осталась на станции и занималась научной деятельностью: собирала биоматериал для дальнейшей передачи и исследований в Москве, измеряла скорость и направление ветра, состав снега и многое другое.
Тогда мне удалось прикоснуться к удивительному миру Арктики и лишь приоткрыть дверь в эту снежную сказку. Уже после возвращения со Шпицбергена я прочитал стихотворение Роберта Рождественского «Арктическая болезнь», строки из которого точно передавали мое состояние: «Значит, где б ты теперь ни странствовал, на пороге любой весны, будешь бредить полярными трассами, будешь видеть снежные сны…»
И вот на пороге весны 2019 года, к моей радости и радости десятков тысяч московских школьников, объявлено о второй Большой арктической экспедиции, и школа №892 снова участвует в проекте: по традиции продолжаются разнообразные занятия и уроки на арктическую тему, ученики принимают участие в отборе кандидатов в лыжный отряд «Полюс» и научный отряд «Барнео». А еще мы совместно с Лабораторией путешествий запланировали для учеников 9‑11‑х классов квиз, посвященный Арктике.
С момента участия в экспедиции на Северный полюс закралась к нам в школу не только «арктическая болезнь», но и тяга к путешествиям. Еще на Шпицбергене, беседуя с Матвеем Шпаро, мы обсуждали возможность многодневного похода школьников в период каникул. Так зародился теперь уже узнаваемый проект «Директор в поход». Школьникам старших классов вместе со своим директором предстояло во время осенних каникул пройти пешком сорокакилометровый маршрут по пересеченной местности. Проект собрал активных директоров московских школ, готовых проверить свои навыки работы с детьми и управленческий опыт в условиях увлекательного путешествия. По итогам конкурентного отбора семь директоров отправились в поход со своими учениками на правах членов команды.
Сами команды состояли из 10 учеников в возрасте от 15 до 17 лет, одного директора и одного профессионального инструктора в каждой подгруппе. Практическая часть похода проходила в предгорном районе Краснодарского края – долине реки Кизинка.
По условиям похода каждый день группа из 10 детей делилась на две подгруппы по 5 человек. Ежедневно в каждой подгруппе из числа учеников выбирался новый руководитель, сроком полномочий на 1 день, который нес ответственность за своих товарищей: только от него зависело, каким маршрутом пойдет группа и какой опыт получат ребята в туристическом походе. Директорам и инструкторам предоставлялась роль наставников: каждый прожитый вместе день они тщательно разбирали и анализировали вместе с командами. Именно так каждый школьник – участник похода смог получить управленческий опыт и развить в себе лидерские навыки. В походе лидер группы должен уметь мотивировать команду на результат, вдохновлять, предлагать идеи, прогнозировать, планировать, принимать решения, действовать четко и быстро в любых экстремальных ситуациях.
Участники похода получали определенную «должность», и каждый нес ответственность перед коллективом за выполнение своей работы. Наделение учеников походными должностными обязанностями коренным образом отличается от обязанностей учеников в школе. Например, руководитель группы несет ответственность перед коллективом, от него зависят порядок и дисциплина в группе. От работы ответственного по питанию – полноценное питание группы.
В походе у всех ребят развивались коммуникабельность, лидерство, умение находить подход к людям, навыки межличностного общения и работы в команде, креативность – это так называемые гибкие навыки (soft skills), которые в большой степени влияют на развитие карьеры, а для работодателей не менее важны, чем профессиональные навыки (hard skills). Все это работает на профессиональное будущее сегодняшних мальчишек и девчонок.
Что касается жизненных социальных компетенций, позволяющих успешно взаимодействовать с людьми, то формировать их можно по-разному, например, как мы, через походный труд. Поход не только развивает организаторские способности, инициативу, деловитость, смелость, активность, но и ставит каждого человека перед необходимостью трудиться. Здесь, как нигде, подходит выражение: «Кто не работает, тот не ест». Кроме того, труд в походе носит общественный характер, работа одного необходима для всех, да и в процессе труда ребята приобретают навыки, которые могут пригодиться в будущем: по приготовлению пищи в полевых условиях, разведению костра в любую погоду, обустройству походного быта.
В туризме общие интересы, радости и тревоги, совместное преодоление трудностей сближают подростков и взрослых, позволяют им лучше узнать друг друга. В походах ясно обнаруживаются как достоинства, так и недостатки каждого, здесь, в необычных, зачастую экстремальных условиях, выявляется, кто чего стоит. Походы действительно готовят детей к жизни, несомненно, способствуют их социальной адаптации.
Похоже, что в нашей школе «арктическая болезнь» приняла затяжную форму, стала неизлечимой, впрочем, как и тяга к путешествиям и исследованию чего-то нового.
Но если у вас нет возможности завтра отправиться в стратегически важную для нашей страны и мировой науки Арктику в компании известного путешественника, попробовать себя в роли естествоиспытателя и первопроходца или позвать директора в поход, то изучать многочисленные информационные источники, проводить с ребятами конкурсы и создавать проекты может коллектив любой школы.
Познавательный интерес у наших детей не формируется на пустом месте или по воле взрослых. Он появляется, когда ребенок сталкивается с чем-то ранее невиданным. Одни предметы и явления увлекают его кратковременно, другие удерживают внимание надолго. Радость познания нового вызывает нетерпение и увлеченность игрушкой, книгой или темой, в которой присутствует новая информация. Основная задача взрослых – поддерживать детей в их стремлении к неизведанному – понятиям, знаниям, путешествиям.
Комментарии