search
main
0

Издержки эксперимента Якутяне осваивают ЕГЭ и ГИФО

Зима 2002 года не предвещала очередных революций в системе образования Якутии. С неизбежностью грядущего во второй раз ЕГЭ большинство все-таки смирилось, а непокорные остались в меньшинстве. Процесс подготовки к единым экзаменам велся более осмысленно, участники эксперимента уже имели опыт его проведения, на руках у детей и учителей были тесты, а чиновники располагали необходимой документацией. Как вдруг с наступлением весны…

Что интересно, вот уже второй год подряд именно весной наши управленцы, и местные, и федеральные, начинают активную работу по воплощению того или иного судьбоносного эксперимента в системе образования, затрагивающего сотни людей. Почему бы за столь ответственное дело не взяться хотя бы осенью, в начале учебного года? Во-первых, чтобы лучше подготовиться, во-вторых, чтобы выпускники школ и все будущие абитуриенты вузов, а также их родители, а еще сами вузы знали, что ждет их в пору вступительных экзаменов и зачисления в вуз, а значит, были к этому готовы хотя бы морально.

Хроника событий
Итак, еще в феврале 2002 года речь о ГИФО шла как о чем-то возможном, но весьма далеком. Едва ли не единственное тому свидетельство – кратенькое описание в местной республиканской газете “Якутия” в порядке ознакомления для широкой общественности механизма действия ГИФО. О том, что очередной ответственный эксперимент грозит якутянам, – ни слова. Но вот уже в конце марта из уст министра науки и профессионального образования республики Геннадия Толстых появляется сообщение о выходе постановления Правительства РФ об участии республики в эксперименте. Как выяснится гораздо позже, действительно, первоначально республика не стояла в планах у Министерства образования. Спустя еще полмесяца в ежедневной республиканской газете публикуется интервью с заместителем председателя правительства республики и министром образования республики в едином лице Евгенией Михайловой – главным идеологом последних нововведений в системе образования Якутии. Впервые более или менее четко описаны механизм и суть эксперимента. С реальностью разошлись лишь названные суммы пяти категорий. Но вопросов и после этого не стало меньше, наоборот, с приближением горячей поры (начала приема документов в головной вуз республики – Якутский университет) наступил информационный голод. Вместо того чтобы с приближением дня “Х” усилить информационную работу, организаторы эксперимента, казалось, затаились. Были, были выступления в печати, разъяснения, но их явно не хватало. Не стоит забывать, что как раз в эти дни шла лавина единых экзаменов по самым разным предметам. Видимо, все силы были брошены туда. Вряд ли причина только в этом, по крайней мере якутский вуз кивает на Москву – слишком часто директивы доходили до адресата едва ли не в последнюю минуту. Тем временем немногочисленные комментарии в местной прессе представителей ректората университета, которые неизменно находились в ожидании указаний сверху, уверенности у абитуриентов не вызывали. Наоборот, порождали беспокойство, что неудивительно – все-таки в вуз поступаешь не каждый год и поступить надо во что бы то ни стало, а тут к обычным волнениям, получается, добавили дополнительные. Да и у организаторов тоже было о чем болеть голове: с самого начала из-за увеличения числа единых экзаменов запоздали с проверкой тестов ЕГЭ, которые отправлялись в Москву, а значит, опоздали и с выдачей сертификатов. Многие абитуриенты столкнулись с ситуацией, когда уже пора подавать заявление в вуз, а результатов экзаменов еще нет.
14 августа (а это уже разгар зачислений) на пресс-конференции с участием ректора ЯГУ Анатолия Алексеева и представителя Минобразования России по вопросам ГИФО Татьяны Клячко местным журналистам была предоставлена возможность получить информацию из первых рук. Не поздновато ли?
После всего пережитого не раз приходилось слышать от “пострадавших” от эксперимента родителей и самих ребят: лучше было бы не связываться с местным университетом, а пытать счастья в “нормальных” центральных вузах – меньше пришлось бы тратить нервов. Я знаю, у организаторов уже готов отпор – “издержки эксперимента”. Не слишком ли высока цена? Разумеется, напрямую эксперимент не влиял на результаты экзаменов, но неразбериху создал порядочную. Об этом официальные отчеты, пестрящие цифрами, конечно, не расскажут. Однако сбрасывать их со счетов мы не будем. Что же утверждает статистика?
На первый курс 61 специальности Якутского госуниверситета в 2002 году было подано более 15 тысяч заявлений, в итоге поступили 2765 человек. Якутский госуниверситет прочно держит лидирующую позицию среди дальневосточных вузов по числу обучающихся в нем студентов. По пяти категориям ГИФО абитуриенты распределились следующим образом: по первой категории прошли 165 человек, по второй – 1296, по третьей – 813, по четвертой – 302, по пятой – 189. При этом решили, что по первой и второй категориям студенты будут обучаться полностью за счет государства, что составляет 54%. Получилось, что по каждой специальности около 25% нынешних первокурсников учатся бесплатно. Таким образом, заранее поставленные условия выполнены. Удалось ли добиться едва ли не основной задачи, ради которой все и затевалось, – доступности образования для ребят из глубинки? По словам проректора ЯГУ Валерия Сыромятникова, в 2002 году из разных улусов республики в университет поступило в полтора раза больше. Что выиграл сопротивлявшийся когда-то экспериментам университет? В финансовом плане, по подсчетам экономистов, вуз вроде бы ничего не потерял. По крайней мере сорока миллионов рублей, финансируемых через ГИФО, должно хватить и на зарплату, и на учебно-методические материалы. Остальных годовых статей расходов эксперимент не касается. Улучшилось ли качество набора студентов? Чтобы понять это, тоже нужно время. Вообще у якутских участников эксперимента все еще очень много вопросов. Ну, например, если летом 2003 года величина категорий ГИФО изменится, что впоследствии делать со студентами, ушедшими в академический отпуск или перешедшими с другой специальности, из другого вуза? Изменится ли величина ГИФО, если студент в процессе учебы будет учиться на “отлично” или, наоборот, из рук вон плохо? Выходит, для этого нужна полная база данных на каждого (!) студента. На все эти вопросы нужно получить ответы в течение нынешнего учебного года, пока еще не возникли прецеденты.
Недавно в Якутске прошел “круглый стол” с организаторами эксперимента и будущими участниками эксперимента по ЕГЭ – учениками 10-11-х классов нескольких столичных школ. Организаторы решили наконец спросить прямо у старшеклассников, что они знают о едином экзамене и что, по их мнению, нужно улучшить при его проведении. Эксперимент ведется два года, а у ребят до сих пор претензий достаточно: почему во время проведения эксперимента нельзя выбирать, сдавать ли выпускные экзамены традиционным способом или по схеме ЕГЭ, почему требования некоторых тестов завышены по отношению к школьной программе и почему задания тестов иногда не совпадают с трактовкой школьных учебников.

Ольга СЛЕПЦОВА
Якутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте