«Просвещение» сегодня далеко не только учебники, по которым учились и продолжают учиться все поколения жителей страны. Какие еще направления деятельности компании развиваются, рассказывает президент издательства «Просвещение» Владимир УЗУН.
– Владимир Ильич, сегодня сфера ваших интересов гораздо шире привычных учебников…- Действительно, современное издательство «Просвещение» – это лишь часть группы компаний, задачи которой уже давно не ограничены выпуском учебников. «Просвещение» сегодня – интегратор, способствующий комплексному развитию региональных образовательных систем. Наше сотрудничество с регионами и муниципалитетами заключается в проведении диагностики состояния и возможностей систем образования во взаимосвязи с экономическими приоритетами конкретной локации. Мы предлагаем конкретные решения, программы развития. В конечном счете благополучатели этой деятельности – ученики.Но этим, конечно, работа не ограничивается. Сегодня образовательный процесс намного сложнее и состоит из многих компонентов, которые все вместе влияют на результат. Помимо обеспечения школ учебниками мы поставляем современное оборудование, разрабатываем педагогические методики и технологии, обучаем учителей, реализуем проекты, способствующие повышению качества российского образования.Особо можно выделить продукты и сервисы для предпрофессионального образования. Это главным образом учебники и учебные пособия в расчете на детей, выбирающих или уже выбравших будущую профессию. Наши издания и разработки помогают определить, какая профессия лучше подходит школьнику с учетом его индивидуальных особенностей, помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ, участию в интеллектуальных состязаниях по выбранному профилю, прежде всего во Всероссийской олимпиаде школьников. А есть еще сервисы, связанные с профориентацией, например интерактивные тесты, которые мы разрабатываем с участием известных психологов. Для практического применения получаемых знаний, возможности «пощупать» некоторые стороны будущей профессии «Просвещение» создает классы предпрофессиональной подготовки, оснащенные современным оборудованием, без которого немыслимо освоение даже азов высокотехнологичных профессий, например инженера или медицинского работника.Мы идем еще дальше: сейчас набирает обороты сотрудничество со многими организациями, лидерами в различных сферах по созданию реальных проектов организации нового школьного пространства. Такие проекты открывают более широкие возможности получения школьниками современных знаний и навыков. Но еще важно получение возможности дополнительного образования. Поэтому мы активно содействуем развитию технопарков, кванториумов, где в учебном процессе тоже используются современные технологии, необходимые для развития ребенка.- К слову, о современных технологиях. Компания уделяет много внимания цифровым продуктам, в том числе интегрирована в московский проект «МЭШ». Почему это так важно для сферы образования?- Да, это важное направление нашей деятельности. Сегодня в библиотеке МЭШ представлена значительная часть учебников ГК «Просвещение», включенных в Федеральный перечень учебников, а также пособия по английскому языку, созданные специально для московских школьников. Разумеется, все они в электронной форме.Причина нашего интереса к МЭШ не только в том, что по нашим учебникам традиционно работают столичные школы. В последние несколько лет еще одним из приоритетных направлений работы «Просвещения» стала цифровизация образовательных продуктов и процессов. Растет объем продаж лицензий на электронные формы учебников. Мы оснащаем школы современным оборудованием, создавая в классах новую информационную образовательную среду. Идеология МЭШ, ее цели и задачи в полной мере соответствуют стратегии развития «Просвещения».В дальнейшем мы готовы размещать в МЭШ не только учебники, но и самые разные учебные пособия, специально создавать интерактивный контент, а также атомарный контент, например элементы учебников, фрагменты текстов, картинки, таблицы. Им смогут воспользоваться учителя при создании и проведении уроков. Благодаря МЭШ мы уже сегодня оперативно получаем обратную связь от московских учителей, работающих с нашим контентом. Наши сотрудники внимательно анализируют их отзывы и рекомендации. Это позволяет улучшать продукты и сервисы.При этом мы понимаем важную особенность современной информационной образовательной среды. Она заключается в том, что созданием и развитием образовательного контента должны заниматься не только специализированные компании. Благодаря МЭШ это становится повседневной деятельностью каждого московского учителя. Любой педагог может разместить на платформе МЭШ свой сценарий урока, чтобы им воспользовались коллеги. Некоторые из этих сценариев уникальны, и ими уже пользуются тысячи московских педагогов. МЭШ помогает им создавать индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика, объективно оценивать его достижения, обеспечивать обратную связь с родителями, что тоже важно. Электронный дневник, который уже стал привычным для каждой московской семьи, тоже является частью МЭШ.Система цифровых сервисов в российском образовании только начинает формироваться, и остро стоит вопрос об их качестве. МЭШ уже сегодня можно назвать знаком качества.- Как «Просвещение» поддерживает стартапы и инициативы?- Мы внимательно отслеживаем и поддерживаем те инициативы, которые считаем важными для развития российского образования, повышения образовательных результатов школьников.Например, в последние несколько лет во всем мире уделяется большое внимание формированию у школьников финансовой грамотности. В международном сравнительном исследовании качества образования PISA помимо традиционных направлений (читательская, математическая и естественно-научная грамотность) оцениваются метапредметные компетенции школьников. В каждом трехлетнем цикле предлагается особый набор таких компетенций, и всякий раз среди них оказывается финансовая грамотность. В 2018 году она оценивается наряду с глобальными компетенциями (знание, понимание, навыки взаимодействия). Понимая важность этих знаний для российских школьников, «Просвещение» выпустило учебно-методический комплекс «Основы финансовой грамотности», одобренный Центральным банком Российской Федерации. Учителя используют его на уроках обществознания и экономики.Или еще один пример – шахматы. Во всем мире эта интеллектуальная игра набирает популярность, и хорошо известно, что она помогает формированию навыков, способствующих и личному, и профессиональному развитию в самых разных сферах. В ответ на этот запрос «Просвещение» выпустило УМК «Шахматы в школе», с помощью которого основы этой замечательной игры можно освоить уже в начальных классах. В Москве игре в шахматы обучают в большинстве школ, а в прошлом году на форуме «Город образования» эти пособия вызвали повышенный интерес.Можно вспомнить еще одну инициативу, которую мы поддержали, – введение курса астрономии в обязательную программу старшей школы. Астрономия имеет мировоззренческое значение, поскольку дает школьникам целостное научное представление о мире, это интегральная наука, где используется знание математики, физики, химии, геологии и других предметов. Надеемся, что с помощью нашего нового учебника изучать ее будет проще и интереснее.- Москва и регионы: как транслируется опыт, участие в этом процессе «Просвещения»?- «Просвещение» сотрудничает с разными регионами страны, и мы видим, как коллеги на местах стремятся использовать успешный опыт московского образования, благодаря которому в последние восемь лет удалось значительно повысить образовательные результаты столичных школьников. Существует мнение, что опыт Москвы скорее уместен в мегаполисах, в крупных городах, но есть идеи, которые уже заинтересовали даже традиционно сельские регионы.Москва в последние годы заметно улучшила результаты на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. При обсуждении этих результатов коллеги называют самые разные их причины. Даже доводилось слышать, что, дескать, победителей олимпиад готовят в каких-то специальных московских центрах, куда рекрутируют лучших учителей и лучших преподавателей вузов со всей страны. Однако, на наш взгляд, главная причина побед москвичей на Всероссийской олимпиаде заключается в том, что олимпиадное движение в столице стало массовым. Это следствие целенаправленной политики Департамента образования Москвы, который рекомендовал директорам школ привлекать к участию в школьных турах олимпиады как можно больше детей, а директора в свою очередь провели соответствующую работу с учителями. И результат налицо – 906 победителей и призеров заключительного этапа в 2018 году.Именно принцип массовости в прошедшем учебном году был взят на вооружение в Республике Дагестан, где в школьном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие порядка 80% детей. В результате на заключительном этапе республика получила трех призеров. А ведь в предыдущие годы даже участие ребят из Дагестана в заключительном этапе было скорее исключением, чем правилом.
Комментарии