Перед учащимися второй ступени обучения особенно остро стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров.
В нормативных документах образовательного стандарта (Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования) подчеркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) в печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения говорить и писать). Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации обучающихся. Использование проектной деятельности как средство развития творческой активности на уроках филологического цикла, во внеурочной деятельности может гарантировать осуществление этих задач. На первой ступени образования важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально-творческой деятельности.
В центре внимания учителя на уроке русского языка находится письмо – его содержательная и нормативная сторона. Многие учителя считают, что чем больше на уроках ученик пишет, тем эффективнее проходит процесс усвоения родного языка. Чем больше читает – тем выше техника чтения и соответственно понимание смысла прочитанного. Однако при этом нарушается один из основных законов психолингвистики, заключающийся в том, что все виды речевой деятельности в процессе школьного обучения должны формироваться в единстве и взаимосвязи. Курс русского языка начальной школы чаще всего ограничивается изучением синтаксиса изолированного предложения, закономерности же контекстной речи, выходящие за пределы отдельных предложений, учащиеся познают стихийно. Учителю необходимо вести работу по формированию и совершенствованию умений и навыков речевой деятельности учащихся, раскрывать свойства и возможности всех единиц языка с помощью текста или на текстовой основе. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические). Об этом надо говорить на уроках с детьми, побуждая их к деятельности, к работе над словом. Встает задача: как приобщить детей к пониманию художественного слова? Как научить творческому мышлению и творческой активности? Надо больше уделять внимание развитию устной и письменной речи. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально-творческой деятельности.
Я считаю, что новым средством по формированию творческой активности младшего школьника выступает УМК «Начальная школа XXI века», в котором заложены качественные изменения в содержании и организации образовательного процесса, современные педагогические технологии, инновационный подход к оцениваю успеваемости обучающихся.
Наиболее эффективной является комплексная работа над развитием речи в УМК «Начальная школа XXI века» программа «Русский язык» (авт. С.В.Иванов), «Литературное чтение» (авт. Л.А. Ефросинина). Авторы считают своими основными задачами развивать ребенка, раскрыть перед ним особенности родного языка, прививать любовь и интерес к языку, формировать у младшего школьника навыка грамотного письма, развивать устную и, главное письменную речь. Использование проектной деятельности как средство развития творческой активности на уроках литературного чтения и на уроках русского языка гарантирует осуществление этих задач. Проектная деятельность в технологии личностно-ориентированного, интеллектуального развития обучающихся, коллективного взаимообучения, проблемного обучения позволяет повысить познавательную мотивацию, учебную самостоятельность, качество обученности младших школьников.
Обучение на уроках филологического цикла строю с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умения понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания – слушания; навыков изучающего чтения; умения ведения диалога и построения монологического высказывания – говорения; умения, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание – письма, говорения. Как видим, задач обучения много. Наиболее эффективной является комплексная работа над развитием речи, при которой умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). Речевая деятельность, как деятельность творческая, представляет собой многоярусный механизм. Развитие творческой активности младшего школьника можно осуществлять во внеурочной деятельности по предметам филологического цикла.
Материал, рассказывающий о программе кружка маленьких журналистов «Юный издатель», опубликован в «Учительской газете», №31 от 5 августа 2014 года.
Ниже – дополнительные материалы.
Этапы работы над изданием литературной газеты для
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1 этап, подготовительный
1. Формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта): «Зачем мы делаем этот проект?».
2. Формулирует тему номера газеты, задачи издания: «Что мы для этого делаем?».
1. Вхождение в проблему. «Почему это важно лично для меня?»
2. Принятие задачи. «Как мы это можем делать?»
2 этап,
практический
3. Помогает в написании статей, рассказов, стихотворений (индивидуальная работа с учащимися по мере необходимости).
4. Помогает спланировать деятельность творческих групп.
5. Практическая помощь каждой группе по отбору материалов в номер.
3. Написание статей, стихотворений, рассказов, иллюстрирование. «Я журналист».
4. Объединение детей в рабочие группы:
1) информационный центр;
2) информаторы;
3) редколлегия.
5. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
3 этап,
контрольно-
коррекционный
6. Направляет, контролирует осуществление проекта: «Что получится?».
6. Подготовка продукта деятельности (информационно – литературная газета) к изданию. «Что получилось?».
4 этап,
заключительный
7. Подготовка к изданию, набор и распечатка номера.
7. Знакомство с очередным номером газеты, обсуждение. «Что во мне изменилось?»
В четвёртом классе разрабатывается алгоритм, по которому младшие школьники могут организовать собственное издание печатного органа (книжки-малышки, мини-журнала): актуализация проблемы, выбор темы, выработка гипотезы, систематизация подходов к решению, определение последовательности проведения, сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов, защита работы. Так в нашей библиотеке класса появились сборники книжек-малышек с авторскими детскими рассказами, сказками, стихотворениями.
1 класс: книжки-малышки: «Загадки», «Сказка о зайце», «Я сочиняю сказку», «Моё любимое дерево».
2 класс: сборники «Стихи русских поэтов», «Мои любимые поэты», «Сказки о лисе» (авторские сочинения), «Золотая осень», «Моя школа, мой класс».
3 класс: сборники: «Фиолетовый пес», «Сказки о растениях», «Как я провел летние каникулы», «Письмо учителю», «Песенка подо льдом».
4 класс: сборники: «Что такое счастье?», «Поучение Мономаха», «Зимушка – зима!», «Россия – Родина моя», «Что значит быть добрым», журнал для девочек «Подружки» №1, №2.
Практика моей работы показала, что поэтапное включение обучающихся в творческую проектную деятельность – один из эффективных путей обогащения индивидуального практического и эмоционального опыта ребёнка. В чем заключается педагогическая значимость работы над таким творческим проектом. Проект…
– развивает творческую активность на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира;
– стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
– развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное,
– обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, выводит процесс обучения и воспитания за пределы школы,
– ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
В результате освоения проектной деятельности у младших школьников успешно формируются познавательные общеучебные универсальные действия: формируется умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать, умение наблюдать, рассматривать, анализировать, классифицировать, развивается устная и письменная речь. Коммуникативные учебные действия: формируется умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формируется умение обосновывать и доказывать своё мнение; умение работать в группах и сохранять дружеские отношения; формируются невербальные способы коммуникации – посредством жестов, мимики.
Выстраивается качественно иное коммуникативное пространство, в котором ребенок выступает как полноправный субъект образовательного процесса. Практический уровень является разработкой конкретных действий по реализации проекта и их выполнения. Важно отметить, что при грамотном построении работы практическая реализация соотносится с ценностным и творческим уровнями, является их логическим продолжением. Проектное обучение дает возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одаренных и творчески развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешным».
Реализация инновационного педагогического опыта предусматривает создание познавательной среды, позволяет вовлечь в учебно-воспитательную деятельность родителей обучающихся, расширить круг социального партнерства, снижает риск неуспешности у младших школьников, так как оценивается не только результат, но и сам процесс творческой активности.
В результате организации проектной деятельности происходят личностные приращения у всех участников образовательного процесса, меняется тип взаимодействия учителя и младших школьников с субъект-объектного на субъект-субъектный и субъект-субъектпорождающий. Подвергаются изменениям и ценностные ориентации учителя и учеников. Знание рассматривается не только как результат учебной деятельности, но и как самостоятельная ценность, так как его «открытие» является личным достижением каждого ученика. Появляется новый тип учителя – учитель-менеджер, учитель-консультант, который не транслирует знания, а организует, стимулирует самостоятельную творческую учебную деятельность.
Диагностические исследования показали, что вовлечение младших школьников в проектную деятельность позволило мне улучшить показатели успеваемости, сделать процесс обучения более комфортным, развить познавательную самостоятельность обучающихся, умело сочетать обучение с воспитанием. Родители обучающихся также отмечают, что постоянное вовлечение детей в проектную деятельность привело к тому, что они не «пасуют» перед проблемами, а стремятся их разрешить, тем самым формируется творческая, активная личность, способная к самосовершенствованию.
Результативность работы. Паспорт проектной работы.
Творческий проект: издательство печатной газеты («Классная радуга» – 2010-2011 учебный год, «Переменка» – 2011-2012, 2012-2013 учебные года).
1. Название проекта: творческий проект «Издательство печатной газеты «Классная радуга» «Переменка».
2. Руководитель проекта: учитель начальных классов Акимова Елена Михайловна.
3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, информатика.
4. Состав проектной группы: 3-4 класс – 28 обучающихся, родители, 1-2 класс – 25 обучающихся, родители.
5. Тип проекта:
доминирующие методы: творческий, информационный,
по профилю знаний: межпредметный,
по количеству участников проекта: весь класс – индивидуальная работа, работа в группах,
по характеру координации: с открытой (явной) координацией,
по продолжительности проведения: долгосрочный.
6. Заказчик проекта: учитель.
7. Цели проекта: практическая: выпуск (издательство) печатного органа (информационно-литературные газеты «Классная радуга» «Переменка»), в котором помещаются статьи, рассказы, стихотворения, рисунки, ребусы, тематические викторины, написанные учащимися, родителями, учителем; педагогическая: обеспечение целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся.
8. Задачи проекта:
– развитие творческих способностей и активности учащихся;
– формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества;
– расширение знаний о профессиях, связанных с издательством газеты,
– учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают ответственность перед своими товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то необходимый результат не будет достигнут.
9. Необходимое оборудование: компьютер (программа «Индезайн» для верстки книг, газет), листы белой бумаги, формат А 4.
10. Аннотация: газета «Классная радуга» «Переменка» представляет собой печатный лист форматом А4, она предназначена для обучающихся начальных классов. В каждом номере газеты собраны материалы информационного характера – о самых интересных способностях животных, об истории создания и развития школы, о героях Великой Отечественной войны. Материалы творческого характера – сочинения, стихотворения, ребусы, викторины – написаны ребятами самостоятельно. Творческое проектное создание (выпуск) газеты дает возможность поиска, осмысления, отбора материала на заданную тему каждого номера, помогает определить актуальность и практическую значимость написанной работы, грамотно использовать наглядности на страницах газет. Материал, который предлагается ребятами для печатания в газете, охватывает все стороны жизни класса, класса.
11. Продукт проекта. Информационно – литературная газета для школьников «Классная радуга»
№ п/п
Тематика газеты
Дата выпуска
Количество экземпляров
Колич.
одного номера
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Рождественские чтения»
22.01.10 г.
30
«Нет в мире краше Родины нашей»
12.02.10 г.
«С Днем Защитника Отечества»
25.02.10 г.
«8 МАРТА. Просто весна!»
12.03.10 г.
«9 Мая – День Победы»
12.05.10 г.
«Подведем итоги и на каникулы.
Сказки о цветах»
26.05.10 г.
«Нашей школе -50 лет»
10.09.10 г.
«День Матери, поздравления нашим мамам»
28.11.10 г.
«Поздравляем наших учителей с праздником. Письма лета»
5.10.10 г.
«Поздравляем с Рождеством.
Письма Гансу Христиану Андерсену»
1.01.11 г.
Продукт проекта. Информационно – литературная газета для школьников «Переменка»
Колич. листов одного номера
«Сентябрь наступил. Закончилось лето»
01.098.11г.
«Знакомьтесь – это мы.
С днем рождения, Железногорск!»
23.09.11г.
«Теперь мы первоклассники.
Я люблю тебя, мама!»
27.11.11г.
«Школьная жизнь. Рождественская страничка»
29.12.11г.
«Песенка подо льдом. Зимняя сказка»
05.05.12г.
«О любимом городе»
10.10.12г.
«25 ноября – День Матери. Осенние зарисовки»
30.11.12г.
«Сказки о зиме»
29.12.12г.
«9 мая –День Победы»
07.05.13г.
«Здравствуй, лето!»
20.05.3г.
Литература:
1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Журнал «Начальная школа». – 2005. №9
2.Беляков Е., Воскресенская Н., Иоффе А. Активная школа. Руководство по развитию школы с использованием проектирования (рабочие материалы). //Фонд Сивитас, М., 2010 год.
3.Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред.проф. Я.Н. Засурского.
4. В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000год
5. Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. проф. Хомоненко А.Д. СПб, 2002г.
Приложение – творческие работы обучающихся.
Праздник, проведенный в классе по теме «Россия – Родина моя» активно включил ребят в диалог с окружающим миром, родным городом, людьми, которые здесь живут и трудятся. Любимый Курский край и есть исток, начало, откуда маленький человек делает шаг в большой мир. Ребята не только воспевали свой родной край, но и вслушивались в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. Готовясь к празднику, ребята писали сочинение о своем родном городе Железногорске, о том, за что они любят свой Курский соловьиный край.
О других странах и городах можно узнать из книжек, услышать и увидеть по телевизору. О них нам рассказывает в школе учительница. Я бы очень хотел посмотреть мир, но знаю точно, что всегда буду хотеть вернуться на свою Родину. Потому что Родина – это где папа и мама, где я родился, живу и учусь. У меня на Родине много лесов, полей и рек. Много летом цветов и поют соловьи. Осень красит всё в яркие краски, а зимой всё укрыто белым покрывалом. Весной бегут ручьи, просыпаются все звери от зимней спячки. Я очень люблю свою Родину.
Ковалёв Кирилл
Огромна и могуча моя любимая Родина – Россия. Как близки в душе эти дороги, зеркальные озёра и реки, голубые просторы морей и океанов, необъятная ширь зелёных лугов и лесов, золотые Нивы хлебов. В самом центре России среди вековых дубов, полей и озёр живёт русский народ – куряне. Удивительно добрый, трудолюбивый и искусный. А ещё его называют соловьиный край. Здесь же находится мой любимый город Железногорск. В нём я живу и учусь. Приезжайте в наш город. Он очень красив, а люди у нас гостеприимные. Нет ничего дороже слова Родина. И нужно помнить, что всё то, что меня окружает, – поля, леса, дом, где я живу, улица, город, край – это милая Родина моя.
Гафарова Диана
Для каждого человека «Родина» – это что-то родное и близкое. Родина бывает большой и маленькой. Большая наша Родина – это Россия. Самая большая, красивая, справедливая страна, которой мы очень гордимся и очень любим. За её обширные поля, необъятные леса, синие реки и самое голубое небо. А ещё у каждого человека есть своя маленькая Родина, где он родился и вырос. И даже если он живёт где-то далеко, он всегда скучает по ней и ждёт с ней встречи. Я родилась в городе Железногорске, но – всё-таки своей Родиной я считаю деревню Старый Бузец. Наш домик, качели, которые мне смастерил папа и дедушка. Ещё живутил папа и дедушка. Ещё у меня в деревне мои прадедушка и прабабушка, которые с нетерпением ждут меня в гости. Я очень люблю свою деревню, мою маленькую милую и дорогую для моего сердца Родину.
Юрьева Вика
Наша страна лучшая в мире. И наш город – маленькая частица необъятной и прекрасной России. Красивые дома и чистые улицы, большие деревья и клумбы с цветами радуют глаз. Особенно красив наш город осенью, когда жёлтые и красные листья с тихим шелестом кружат в воздухе. Дворники сгребают их в большие кучи. Но даже небольшой ветерок срывает новые листья, в воздухе пахнет осенней прохладой, и сердце переполняется любовью к Родине.
Рейх Ангелина
Москва – это столица России. Её знают все. Она славится своей Красной площадью. Её окружает большое архитектурное сооружение – Кремль. На Красной площади стоит храм Василия Блаженного. У этого храма красивые цветные купола. Недалеко от Красной площади находится Манежная площадь. На этой площади стоит фонтан. В центре этого фонтана четыре бегущих коня. Ещё в Москве есть Останкинская телебашня. В ней много этажей. Также в Москве есть зоопарк. Там очень много разных зверей.
Алёнкина Маша
Наступило лето. Я поехала в деревню. Там нивы и поля, леса, озёра. В лесу поют соловьи, кукуют кукушки. В поле стрекочут стрекозы. Там одна природа, очень мне приятно слушать её звуки. В полях ранним летом растёт земляника, клубника. В лесу белые берёзы, сильные дубы, высокие клёны и зелёные сосны. В лесу можно встретить зайцев, лис. Над землёй летают коршуны. А осенью в деревне собирают фрукты и овощи, в лесу – грибы, в поле убирают рожь, ячмень, овёс, косят солому. А леса осенью ярко-золотые. Нет в мире краше Родины нашей!
Филина Саша
Каждый человек любит то место, где он родился и вырос. Я родилась в Курском крае, который вызывает у меня чувство гордости. В Курском крае много красивых цветов и замечательных курских соловьёв, которые чудесно поют. Наша земля дала много знаменитых людей: художников, писателей, поэтов. А как красивы бескрайние поля и голубые озёра! Ещё наша земля известна во всём мире танковым сражением, которое переломило ход Великой Отечественной войны. Моя «маленькая Родина» богата запасами железной руды. Всем этим гордится каждый человек, который родился на нашей курской земле.
Овчинникова Ульяна
В жаркий летний день мы с мамой и с папой ходили в лес гулять. В лесу много разных деревьев: осины, дубы, берёзы. На стволах деревьях растёт мох. В лесу я нарвала много красивых цветов. Это были колокольчики и ромашки. Из этих цветов мы с мамой сплели венок. Вдруг из травы вылетела птичка. Мы подошли ближе и увидели гнездо. В нём были маленькие птенцы. Мы их не стали беспокоить. Как хорошо и красиво в лесу. Нет нигде такой красивой и милой природы, как в нашей стране. Я очень рада, что родилась и живу в России.
Пантюхина Лера
Часто с родителями и сестрёнкой я бываю в парке. Это самое лучшее место в нашем городе. Своей красой поражают меня берёзы. Все они в зелёных косынках, белых сарафанах светятся в лучах солнца. А в тени берёз прячутся интересные скульптуры из дерева – мишки, белочки, солдатики. Воздух в парке чистый и свежий. Всё время здесь пахнет цветами и листвой. При входе в парк много цветочных клумб. Есть и фонтан, а над ним всегда стоит цветная радуга. Мне нравится бегать под струйками воды и ловить капельки в ладошки. Я очень люблю свой парк и свой город Железногорск!
Новосёлов Артём
Обычно каждое лето, когда мама берёт отпуск, мы отдыхаем у моря. Но этим летом мы с мамой были Санкт-Петербурге, где я увидела множество театров, дворцов, памятников. Сначала мама показала памятник Петру I, потом мы посетили Эрмитаж. Там меня поразил большой танцевальный зал, где я не только потанцевала, но и посидела на царском троне. Очень понравилась золотая карета Екатерины II. Я побывала в посёлке Пушкино, в котором удивлялась знаменитой янтарной комнате. В Петергофе мы любовались радужными, поющими фонтанами. Память о встрече с этим удивительным городом навсегда останется не только в моих фотографиях, но и в моём сердце. Вот такие незабываемые были деньки!
Рыбакина Лера
Я родилась в городе Железногорске. В городе осенью очень красиво, особенно в парке. Деревья становятся разноцветными. Они одеваются в жёлтые, красные, оранжевые платья. Я люблю гулять там с родителями. Мне нравится листопад, шуршание листвы под ногами. В парке тихо, иногда слышно чириканье птиц. Один раз мы с семьёй видели белку. Она была серенького цвета, с пушистым хвостом. Рядом с парком расположено городское озеро. Осенью вода становится прозрачной, у берега плавают листья. При ветре на озере образуются красивые волны. Мой город прекрасен и я очень рада, что родилась и живу здесь.
Романенкова Таня
Моя Родина – Россия. Это очень красивая страна. Она славится своими красивыми лесами и полями. Я живу в соловьином крае. Здесь чудесно поют соловьи. Россия богата полезными ископаемыми. Она простирается с юга до крайнего севера. На её земле обитают много зверей и чудных птиц. Красоту России воспевали русские поэты и писатели – Есенин, Бунин, Паустовский и многие другие. Президент России молод и энергичен. Он делает многое, чтобы наша страна стала мировым лидером. Но, не смотря на это, есть ещё места, где русские люди живут по старинке. Питаются урожаем своих огородов, прядут пряжу, поют русские народные песни. Я люблю свою родную страну и горжусь ей.
Москальчук Кирилл
Летом с бабушкой мы побывали в Дивеево. Мы туда ехали очень весело, слушали песенку «Батюшка Серафим», это святой нашей курской земли. Мы проезжали много разных русских городов – Москву, Муром. Когда мы приехали, то сразу пошли в Монастырь. Такой красоты как там я в жизни не видела. В Монастыре мы видели необычайно красивые цветы, раскинувшиеся деревья, кустарники. Там был один Храм, мы с подружкой за этим Храмом увидели дерево с медвежьей головой. Ещё в Дивееево много святых источников. В лесу, в живописном месте, есть источник Серафима Саровского с часовней и купелью. В Дивеево мне очень понравилось. В России очень много Святых мест. За это я и люблю нашу Родину.
Хатюхина Арина
К нам в школу казачий пришёл атаман,
Мальчишкой пошёл на войну. Океан
Бессмысленных войн на коне проскакал,
Теперь перед нами он шашку держал.
Он нам показал, как владеть ей в бою
И всё рассказал про культуру свою.
А после, окончив серьёзный рассказ,
Сказал нам: Ребятки, спою я для вас.
Папаху поправил, кафтан подобрал
И голос его как струна задрожал.
Он пел нам о страшной, жестокой войне.
И очень хотелось расплакаться мне.
Я каждое слово, как губка впитал.
А после он руку мне крепко пожал.
О. Н. Алёнкина (родительница ученицы класса Аленкиной Маши)
Письма Гансу Христиану Андерсену.
С произведениями датского писателя Ганса Христиана Андерсена мы познакомились на уроках литературного чтения. С творчеством писателя ребята часто встречались в детстве, в его сказках. Андерсену не нужна была волшебная палочка – все, на что падал его взгляд, он умел превратить в сказку. В книгах Ганса Христиана счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду. Счастлив был Андерсен, хотя немало горьких минут выпало на его долю, ведь жизнь его не прошла даром: он подарил миру свои живые сказки. Слушая их, люди становятся умнее и добрее. Несмотря на тяжелые условия жизни писателя – бедность, голод, унижение, он продолжал писать стихи, комедии, драмы. В 1831г. Андерсен написал первую сказку, а с 1835г. сборники его сказок выходили почти каждый раз к Новому году в подарок детям на елку. И дети, и взрослые во всем мире полюбили эти фантастические и правдивые, забавные и мудрые сказки, каждый очень хотел получить сборник сказок великого писателя в подарок. В своих письмах к великому сказочнику вы, ребята, поделились впечатлениями о прочитанных историях, рассказанные великим сказочником.
Дорогой Ганс Христиан Андерсен!
Мне очень понравилась твоя сказка «Девочка со спичками», потому что эта сказка передает волнение и чувства девочки. Ей так было грустно и очень холодно быть одной на зимней улице. Она представляла себя в теплой комнате со своей хорошей и милой бабушкой. Мне стало очень грустно, когда эта маленькая девочка умерла. Я думаю, что она все-таки встретила Новогоднее счастье вместе со своей милой бабушкой, которая так любила свою внучку. Бог забрал душу девочки к себе в рай…
Пишет тебе девочка из XXI века Савастеева Даша
Пишу тебе из XXI века, я мальчик по имени Женя. Я знаю, что ты был королем сказок и необыкновенных рассказов, тобой восхищались, даже сам король желал бы пожать твою руку в знак благодарности. И сегодня люди очень любят твои веселые и грустные сказки. Мне кажется, что тебе было немного грустно жить. И в твоих сказках ты рассказывал, как детям было тяжело жить в то время. Но мне твои произведения нравятся. Я зачитывался сказкой «Снежная королева», я переживал, что Кая королева забрала в свой замок и хотела тоже сделать бессердечным и злым, как хорошо, что в конце сказки злой снежный замок развалился. Как жаль, что сейчас тебя нет, я бы попросил у тебя написать еще интересные истории для моего братика и для меня. Многие хотели бы, чтобы ты жил в нашем XXI веке.
Блажко Женя.
Здравствуйте, уважаемый Ганс Христиан Андерсен.
Я с Вами незнаком и мало о Вас знаю. Но я точно уверен в том, что Вы замечательный писатель. Мне очень нравятся многие Ваши сказки. Например: «Девочка со спичками», «Русалочка», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Гадкий утенок» и другие. Некоторые сказки я прочитал сам, некоторые еще в детстве, мне читала моя мама. Знаете у Вас все сказки хорошие. Даже можно сказать отличные и интересные, а некоторые смешные и забавные. Вот, к примеру, в сказке «Дюймовочка», надо же придумать такое, что мокрая жаба женит своего сына. Или в «Принцессе на горошине» надо было почувствовать маленькую горошинку через столько матрасов и пуховиков. Но, к сожалению, у Вас есть грустные и печальные сказки, как, например, «Девочка со спичками». Мне очень было жалко девочку, она умерла в нищете и холоде. Или в «Русалочке», конец у сказки тоже грустный, русалочка умерла ради любви и дружбы к другому человеку. Знаю, что у Вас еще много произведений, которые я обещаю прочитать.
С уважением Максим.
Здравствуйте, дорогой Андерсен Г.К.
Я пишу вам из современного города Железногорска. Меня зовут Емельянова Ольга, мне 10 лет. Мне понравились ваши произведения. Больше всего понравился рассказ «Девочка со спичками», там ты рассказываешь о маленькой девочке, которую выгнал из дома отец, он заставил ее продавать спички. Она не смогла продать спички и боялась вернуться домой к злому отцу. Ей было очень холодно и грустно, она вспоминала свою любимую бабушку, ей привиделись рождественские истории. Но, к, сожалению, девочка умерла от холода, от голода и человеческого равнодушия. История учит нас не быть злыми и черствыми людьми.
Вы, Андерсен, замечательный писатель. У Вас добрые, поучительные истории. До свидания, дорогой сказочник.
Оля.
Привет! Дорогой рассказчик и великий сказочник, Ганс Христиан Андерсен.
Пишет тебе мальчик из XXI века. Сейчас век технологий и ребята, к сожалению, мало читают, больше играют на компьютере. В современном мире мало таких интересных сказочных историй как у тебя. Мне очень понравились твои сказки с необычными героями, и я с удовольствием перечитываю их. Мне хотелось бы встретиться с тобой и задать много вопросов тебе.
Я думаю, что Вы еще живы, так как героев Ваших рассказов можно встретить и сегодня. Я с удовольствием читаю Ваши истории и сказки. Они мне нравятся. Чтобы написать такие поучительные произведения, я думаю надо прожить интересную жизнь. Мне понравился Ваш грустный рассказ «Девочка со спичками». Главная героиня была очень доброй и несчастной девочкой. Она умерла, замерзла в Рождественскую ночь всеми забытая и покинутая… Этот рассказ очень грустный и помогает нам задуматься о смысле жизни. А в детстве мама мне читала много Ваших сказок, особенно мне запомнилась сказка о маленькой девочке Дюймовочке и о ее приключениях.
Долгих Вам столетий жизни, дорогой Андерсен!
Из XXI века любящий Вас Беспалов Ярослав.
Здравствуйте Ганс Христиан Андерсен.
Пишет Вам Татьяна из школы №3 города Железногорска, девочка 4 «Б» класса. Пишу тебе из XXI века! Наш класс знает много твоих произведений. На уроке мы познакомились с произведением «Девочка со спичками». Мне оно очень понравилось. Ты подобрал отличные слова, которые заставляют грустить и переживать за судьбу маленькой, несчастной девочки Мне ее было очень жалко, и я грустила весь вечер. Часто в твоих сказках бывают грустные сюжеты, в них ты показываешь жизнь того времени, когда ты жил. Судьба главных героев трагична и я удивлена, как у тебя получается это показать читателям. Я думаю, что твои произведения будут жизнь вечно! Так же как и ты!
Тебе написала ученица 4 класса Теплова Таня.
Пишет тебе Макухин Даниил. Я прочитал не все твои сказки, только те, которые мы изучали на уроках литературного чтения. Это сказки «Дикие лебеди», «Девочка со спичками». Мне понравилось в твоих сказках то, что ты изображаешь своих героев как в реальности, как будто ты с ними был лично знаком. В сказке «Девочка со спичками» ты так показал свою героиню, что мы переживаем вместе с ней ее чувства, понимаем, как ей было одиноко, холодно и голодно. Маленькой девочке очень хотелось отогреться, попасть на Рождественскую елку. Когда девочка зажигала спичку, то представляла, что стена дома перед ней исчезала, и девочка попадала в сказку, встречала свою любимую бабушку, которая одна на всем свете любила ее. Чтобы не расставаться с бабушкой, девочка зажгла все спички и вознеслась со своей бабушкой к Богу. А прохожие люди думали, что девочка просто хотела согреться от огонька спички. Это очень грустная история, и она заставляет о многом подумать. У меня она вызвала грусть и переживания за людей, которым некому помочь. Теперь я буду внимательнее относиться к своим родным и знакомым.
До свидания, до встречи на страницах твоих книжек!
Елена Акимова, учитель начальных классов средней школы №3 города Железногорска Курской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Комментарии