Положение Конституции РФ о том, что “граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей”, не есть пустая констатация демократических постулатов, а реальная живая норма нашей жизни, реализующаяся в праве избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления в ходе свободных, демократических выборов.
Демократические выборы обеспечиваются, с одной стороны, путем совершенствования избирательных институтов и процедур, а с другой стороны, за счет повышения правовой культуры избирателей, обеспечивающей ответственное участие граждан в политическом процессе.
Демократия в России чрезвычайно молода. Если брать за точку отсчета первые альтернативные выборы 1989 года, то возраст ее немногим более 10 лет. По школьным меркам она, кажется, только заканчивает начальную школу, и тем не менее за это время сделан огромный шаг вперед.
Наше общество стремительно накапливает политический опыт и за год проходит путь, на который страны, являющиеся колыбелью демократических традиций, тратили десятки лет. Об этом свидетельствуют ход и итоги прошедших выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента России. О возросшей “электоральной мудрости” жителей Дона могут свидетельствовать три объективных показателя.
Весьма высокая, выше среднего показателя по России, активность избирателей (вопреки многим пессимистичным прогнозам).
Значительно более высокий процент избирателей, проголосовавших за избирательные блоки и объединения, преодолевшие 5-процентный барьер на выборах депутатов Государственной Думы.
Продолжающееся снижение числа недействительных бюллетеней.
Однако возьму на себя смелость утверждать, что приобретенный обществом политический опыт в России характеризуется определенной однобокостью, асимметричностью. Избиратели уже лучше представляют себе механизм избрания, однако в то же время все еще слабо осознают значение основополагающих принципов демократии как инструмента влияния граждан на государство.
В России по-прежнему отсутствует конструктивный диалог между обществом и властью. Он все еще не воспринимается в сознании тех и других как диалог равноправных партнеров, а в сознании многих граждан власть представляется в образе недруга, стремящегося только к реализации собственных интересов. К сожалению, именно в создании такого образа немаловажную роль играют средства массовой информации.
Сейчас, когда гражданское общество в России еще не развито и нынешнее устройство государства не устраивает многих, как “внизу”, так и “вверху”, все большее значение для придания позитивного направления вектору перманентно продолжающихся реформ приобретает широкое демократическое образование.
С этим, видимо, согласны все. Однако не все представители политической элиты готовы приветствовать демократическое просвещение масс, поскольку возросшая образованность повышает степень их реального участия в функционировании государственной власти и особенно местного самоуправления.
Следует отметить, что Ростовская область в общероссийском ландшафте выглядит более “продвинутой” в этих вопросах. При большой и разнополярной активности важнейших элитарных групп и политических (общественных) движений компромисс без особых проблем достигается в согласии на ведение честного и неидеологизированного просвещения (обучения) граждан и особенно молодежи. Именно на это нацелена программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, принятая Избирательной комиссией Ростовской области и одобренная губернатором Ростовской области В. Чубом. За последние годы в опорных школах введено изучение старшеклассниками спецкурса “Избирательное право. Избирательный процесс”. С широким общественным резонансом проходят акция “Голосуют дети” и олимпиады школьников. Отдельные просветительские программы специально создаются и реализуются при подготовке к выборам. Большую работу проводят работники музеев области. Так, в Ростовском областном музее краеведения прошла выставка “История выборов Государственной Думы в России”, которую по рекомендации Управления образования посетили учащиеся г. Ростова-на-Дону. Особое значение имеет деятельность библиотек области, организующих накануне выборов выставки литературы, беседы со старшеклассниками, встречи с политиками.
Но чем больше опыта накапливается в ходе выполнения программы, тем сильнее понимание необходимости формирования основ этих знаний у детей еще в начальной школе, а может быть, даже в старших группах дошкольного обучения. Проблема в том, что семья и школа уже представляют, что необходимо детям, но не знают, как это сделать. Карл Ястерс писал: “Как будто к ним предъявляются требования самим создать то, чем не владеют их учителя”. Эксперименты в этом направлении надо продолжить, а их результаты основательно осмысливать.
У нас накоплен немалый опыт в проведении выборов ученического самоуправления: школьных и городских парламентов. Это способствует росту гражданской активности детей. Да и родители подключаются к этому, они вынуждены объяснять своим детям, как составлять и анализировать предвыборную программу кандидата, отличить конкретные предложения от популистских, заведомо неисполнимых. Как вести предвыборную агитацию и завоевывать голоса избирателей, какие избирательные технологии лучше использовать.
К проведению выборов в школе нельзя подходить как к разовому мероприятию, имитируя влияние, реальное участие граждан в выработке важнейших решений в жизни школы и государства.
Наши дети – будущие избиратели, и учиться выбирать необходимо с детства. Формирование электоральной культуры должно стать одним из приоритетов их правового воспитания. Избирательная комиссия Ростовской области положительно оценивает деятельность школ по гражданскому воспитанию учащихся и далее будет поддерживать учителей-подвижников и руководителей образовательных учреждений в поиске новых форм и методов подготовки молодых граждан России к активному участию в общественно-политической жизни нашего государства.
Сергей Юсов,
председатель
избирательной комиссии
Ростовской области
Комментарии