search
main
0

Избирать и быть избранным… Тема урока: “Выборы в Российской Федерации”. Старшие классы (2 часа)

Форма урока: урок сообщения новых знаний с элементами практикума.
Основные содержательные:
1. Выборы и референдумы в Российской Федерации.
2. Законодательство о выборах. Избирательная система в России.
3. Основные принципы избирательного права.
4. Порядок голосования.
Цели: 1. Формирование у учащихся первичных знаний и представлений о выборах и референдумах в Российской Федерации, основных принципах российского избирательного права;
2. Обучение первичным навыкам участия в процедуре голосования.
3. Формирование умений работать с первичными источниками – текстами законодательных актов о выборах.
Основные понятия: выборы в Российской Федерации, референдум, избирательное законодательство, всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, избиратель, избирательная комиссия, депутат.
Умения и навыки: 1. Умение работать с первичными источниками – текстами законодательных актов о выборах.
2. Обучение процедуре голосования.
Межкурсовые и межпредметные связи:
Всеобщая история, история России – выборы и избирательные процедуры в Афинской республике, формирование основ современного избирательного права (ХIХ-ХХ вв.), избирательные цензы, борьба за всеобщее избирательное право, выборы в Государственную Думу России (1906-1917 гг.) и Учредительное Собрание, выборы в Советской России.
Оборудование: 1. Документы:
а) Конституция Российской Федерации, ст. 32, 81, 96.
б) Закон РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, ст. 3-9.
в) Устав Калужской области, гл. IV-V.
2. Учебные плакаты “Я – избиратель” и “Я голосую”, “Система выборов в Российской Федерации”.
3. Ксерокопии образцов избирательных бюллетеней.
4. Памятка “Я голосую”.
Ход урока:
Формулируя тему урока и его задачи, учитель ставит перед классом вопросы:
Какие органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации формируются выборным путем?
Какие должностные лица избираются населением России?
Обобщая ответы учащихся, учитель организует работу со схемой:

Система выборов
в Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ
Выборы Президента
Российской Федерации
Выборы депутатов
Государственной Думы

ВЫБОРЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РФ
Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Выборы депутатов законодательных органов субъектов Федерации

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ
Выборы в органы
местного самоуправления

Таким образом разъясняется понятие “выборы в Российской Федерации”. С целью усвоения периодичности проведения выборов и для закрепления полученных знаний учитель организует работу с текстами законодательных актов:
Конституция Российской Федерации, ст. 81, 96.
Закон РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, ст. 8.
Устав Калужской области, ст. 24 (1), 28 (3).
По итогам работы заполняется таблица:
Выборы в Российской Федерации

Наряду с выборами граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме. Учащиеся записывают в тетради определение данного понятия, а учитель разъясняет систему референдумов в Российской Федерации и их особенности:
РЕФЕРЕНДУМ Российской Федерации; РЕФЕРЕНДУМ субъекта Российской Федерации; МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ.
Вопрос об избирательном законодательстве России изучается путем работы с таблицей. Учитель объясняет, что выборы – важнейшее государственное мероприятие, поэтому их проведение регулируется законодательными актами.

Законодательство о выборах Российской Федерации

Избирательная система Российской Федерации изучается путем работы со схемой:

Основные принципы избирательного права. В классе организуется работа с текстом Закона РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Задание классу: определить сущность основных принципов избирательного права в Российской Федерации:
1-я группа – статья 3 закона,
2-я группа – статья 4,
3-я группа – статьи 5, 6, 7.
Каждая из групп представляет итоги групповой работы, которые оформляются в виде таблицы.
Основные принципы избирательного права: всеобщее избирательное право; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование.
Учитель может дать учащимся информацию о том, что избирательное право, прежде чем стать всеобщим, равным и прямым, прошло длительный путь развития. Большой интерес учащихся вызывает вопрос о различного рода цензах в истории избирательного права и борьба за их ликвидацию.
Ценз – условие допущения лица к пользованию избирательными правами. Цензы оседлости, имущественный, образовательный, половой, возрастной.
Вопросы: 1. Какой из цензов существует в современном избирательном праве?
2. Как вы относитесь к практике избирательных цензов? Выскажите свое отношение к идее введения избирательных цензов на современном этапе становления в России демократического общества.
3. Укажите категории граждан, лишенных избирательных прав по российскому законодательству.
Важнейшим этапом выборов является голосование. Учитель раздает классу памятки “Я голосую” и образцы избирательных бюллетеней.
Я голосую
Памятка по порядку голосования для будущего избирателя.
1. Голосование проходит на избирательном участке в специальном помещении, где размещаются кабины для тайного голосования.
2. В помещении для голосования оборудуется специальный стенд, содержащий образец заполненного избирательного бюллетеня и информацию о кандидатах.
3. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
4. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, где присутствие других лиц недопустимо.
5. Для голосования избиратель получает избирательный бюллетень. В каждом из бюллетеней на лицевой стороне в правом верхнем углу должны быть подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные ее печатью. Избирательный бюллетень, не заверенный участковой избирательной комиссией, при подсчете голосов не учитывается.
6. Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Избиратель расписывается в получении бюллетеня.
7. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии кандидата, за которого он голосует (при этом только за одного кандидата), либо в квадрате, расположенном справа от строки “Против всех кандидатов”. Избирательный бюллетень, в котором этот знак проставлен более чем в одном квадрате, либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.
Для заполнения избирательного бюллетеня запрещается использовать карандаш.
8. В случае совершения ошибки при заполнении избирательного бюллетеня избиратель вправе получить новый бюллетень взамен испорченного.
9. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный ящик для голосования.
10. Во время голосования в помещении для голосования допускается присутствие наблюдателей. Агитация в день голосования запрещена. Размещение агитационных материалов в помещении для голосования не допускается.
После ознакомления с текстом памятки класс делится на четыре группы. Каждая из групп получает задание: разыграть предложенную учителем ситуацию, происходящую на избирательном участке в день голосования, и проанализировать ее с позиций закона (каждая из групп получает задание в виде подготовленной учителем карты с описанием ситуации). Группы анализируют ситуации, представленные другими группами.
1-я группа: наблюдатели на избирательном участке в день голосования дают советы избирателям, за кого им голосовать.
2-я группа: избирательный бюллетень выдан избирателю без предъявления паспорта или удостоверения личности.
3-я группа: избиратель предъявляет два или несколько паспортов и просит разрешения проголосовать за других граждан (болеющего члена семьи, соседа и т.д.).
4-я группа: избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня он допустил ошибки и просит выдать новый бюллетень.
Вопросы и задания:
Укажите категории граждан, лишенных избирательного права по российскому законодательству.
Какой возраст требуется для того, чтобы стать кандидатом на выборные должности:
а) Президента РФ;
б) депутата Государственной Думы;
в) главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
г) главы местного самоуправления,
Какой возраст требуется для получения активного избирательного права?
Укажите законодательные акты Российской Федерации, регулирующие проведение выборов.
Выскажите свое отношение к идее введения избирательных цензов в современную избирательную практику России (в частности, образовательного и имущественного). Свою точку зрения обоснуйте.
Проанализируйте с позиций закона ситуацию:
а) в помещении для голосования в день выборов расклеены предвыборные агитационные материалы;
б) в помещении для голосования вывешены печатные материалы о кандидатах в депутаты;
в) избиратель во время голосования заполняет избирательный бюллетень карандашом.
Укажите факты, противоречащие российскому законодательству о выборах:
а) избиратель заполняет избирательный бюллетень карандашом;
б) избирательный бюллетень выдан избирателю без предъявления паспорта или удостоверения личности;
в) избиратель голосует по предъявлении открепительного удостоверения;
г) наблюдатели дают советы избирателям во время голосования, за кого им голосовать;
д) наблюдатель опрашивает избирателей, за кого они проголосовали или хотят проголосовать.
Вы пришли на свой избирательный участок в день голосования, чтобы проголосовать, и обнаружили, что вашей фамилии нет в списках избирателей. Как в соответствии с законом вы должны будете поступить, чтобы удовлетворить свое право избирать?
Используя текст Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (гл. 4), постройте схему “Система избирательных комиссий и комиссий референдума в Российской Федерации”. Определите назначение и полномочия каждого из звеньев этой системы.
Посетите избирательную комиссию Калужской области, либо территориальную избирательную комиссию с целью ознакомления с ее работой. Подготовьте вопросы, которые вы зададите ее сотрудникам.
В период проведения избирательной кампании посетите ближайший к школе избирательный участок. Ознакомьтесь с работой участковой избирательной комиссии, расспросите ее членов о функциях комиссии, порядке голосования, работе, которую проводит комиссия по подготовке голосования.
Пригласите в школу одного из депутатов, представляющих ваш избирательный округ в Законодательном собрании Калужской области или органе местного самоуправления. Расспросите его о работе его законодательного органа, его функциях, полномочиях и т.д. Какие наказы вы дали бы своему депутаты?
В период одной из избирательных кампаний соберите архив, включающий агитационные материалы, листовки, брошюры и т.д.
Словарь урока:
Всеобщее избирательное право – право граждан Российской Федерации, достигших 18 лет, избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного законом, быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Выборы в Российской Федерации – выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов РФ, а также выборы в органы местного самоуправления.
Депутат – лицо, избранное избирателями избирательного округа в представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, полномочный представитель населения в органах власти.
Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательное законодательство – законодательные акты, регулирующие процесс проведения выборов.
Избирательные комиссии – коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.
Прямое избирательное право – установленное законом право граждан Российской Федерации голосовать на выборах “за” или “против” кандидатов непосредственно.
Равное избирательное право – установленное законом право граждан участвовать в выборах и референдуме на равных основаниях.
Референдум Российской Федерации – голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения.
Тайное голосование – голосование граждан на выборах и референдуме, исключающее возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Александр АНИКЕЕВ,
учитель истории и обществознания
Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте