В отчетный период деятельность территориальных организаций профсоюза и отраслевой технической инспекции труда была направлена на выполнение требований законодательства и обеспечение гарантий безопасных и здоровых условий труда работникам образования.
Продолжалась работа по внедрению системы общественного контроля на всех уровнях отраслевого профсоюза.
Системность, эффективность и результативность – эти критерии в деятельности технической инспекции, обозначенные нами еще в 2007 году, нашли реальное выражение в конкретных делах и формах работы территориальных комитетов профсоюза в отчетный период.
1. Инновационные подходы, эффективные схемы управления охраной труда
Следует отметить, что территориальные комитеты профсоюза и находящиеся в их ведении технические инспекторы труда стали все чаще применять более эффективные схемы управления общественным контролем за состоянием охраны труда в учреждениях образования, использовать инновационные подходы.
Так, желая привлечь внимание к этим проблемам со стороны органов исполнительной власти, Башкирский республиканский комитет профсоюза вышел с инициативой рассмотреть вопрос о состоянии охраны труда и пожарной безопасности в образовательных учреждениях региона на Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан.
В течение 2008 года органами государственного надзора, Федерацией профсоюзов, Минтруда РБ, а также техническим и внештатными техническими инспекторами труда рескома профсоюза были проведены комплексные обследования в 109 образовательных учреждениях. В ходе проверок особое внимание уделялось исполнению требований трудового законодательства о проведении аттестации рабочих мест, вопросам обучения руководителей образовательных учреждений и специалистов по охране труда, обеспечения работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, пожарной безопасности, а также вопросам финансирования мероприятий по охране труда.
По итогам обсуждения в декабре прошлого года Межведомственная комиссия под председательством заместителя премьер-министра РБ приняла решение, в котором поддержано предложение профсоюзов о ежегодном заключении территориальных соглашений по финансированию мероприятий по охране труда до принятия соответствующих бюджетов, обеспечении штатной численности службы охраны труда в соответствии с трудовым законодательством, проведении аттестации рабочих мест и другие меры.
В Пермском крае по инициативе краевого комитета профсоюза работников образования в апреле 2008 года состоялся объединенный пленум профсоюзов бюджетной сферы, посвященный проблемам охраны труда. Проведенные накануне проверки бюджетных учреждений и анализ недостатков в работе органов исполнительной власти края позволили найти правильные и, главное, своевременные пути решения накопившихся проблем. По итогам пленума принято постановление, которое было направлено в законодательные, исполнительные органы и общественные организации края, ФНПР и Минздравсоцразвития России для принятия соответствующих решений.
Президиум Кировского обкома профсоюза в рамках программы обучения внештатных технических инспекторов провел в октябре 2008 года областную конференцию «Охрана труда. Профсоюз – главный партнер социально-трудовой сферы». Участие в форуме руководителей различных структур исполнительной власти, Федерации профсоюзов, прокуратуры области, управляющего региональным отделением ФСС, главных технических инспекторов труда обкома и ЦК профсоюза позволило раскрыть социальную значимость этой государственной проблемы и определить векторы дальнейшего сотрудничества в ее решении. В резолюцию конференции включены рекомендации как для органов исполнительной власти, так и для профсоюзных структур. Информация о форуме была опубликована в декабрьском номере нашей газеты «Мой профсоюз» и специальном выпуске печатного органа Кировской области «Безопасность труда и жизни».
Особого внимания заслуживает работа Рязанского областного комитета профсоюза, который в целях повышения эффективности общественного контроля тесно взаимодействует с органами федеральной власти. Так, в 2008 году обком заключил ряд официальных соглашений о сотрудничестве:
– с Государственной инспекцией труда в Рязанской области;
– с Главным управлением МЧС России;
– с Управлением по технологическому, экологическому надзору Ростехнадзора;
– с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
– с региональным отделением ФСС;
– с прокуратурой области.
Положения принятых соглашений сразу же после заключения нашли применение при проведении обследований учреждений образования, расследовании несчастных случаев на производстве, проведении совместных учений и тренировок. Так, главным техническим инспектором труда профсоюза совместно с государственными инспекторами проведено 16 обследований образовательных учреждений, выдано 16 совместных представлений и предписаний. По представлениям техинспектора должностные лица привлекаются к административной ответственности, а несколько руководителей образовательных учреждений за грубейшие нарушения правил и норм охраны труда отстранены от работы.
Проведение обследований совместно с представителями государственных органов надзора дает свои результаты. Снижается уровень травматизма и заболеваемости среди работников, повышается ответственность руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием за состояние охраны труда, улучшается обеспеченность спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
По инициативе Марийского рескома профсоюза проблемы финансового обеспечения мероприятий по охране труда в организациях бюджетной сферы стали предметом обсуждения республиканской трехсторонней комиссии с участием министерства образования. Данный вопрос был рассмотрен на заседании комиссии в мае 2008 года.
В республике продолжена практика взаимодействия при подготовке и проведении выездных совместных заседаний коллегии министерства образования и президиума рескома профсоюза, когда социальные партнеры предварительно, с выездом на место, знакомятся с положением дел в образовательных учреждениях муниципалитетов.
Свердловский областной комитет профсоюза также поддерживает внедрение инновационных программ в территориях, в том числе и по охране труда. Так, в Алапаевской городской организации профсоюза действует «Программа совершенствования работы по охране труда на 2008-2009 годы», основой которой стала подпрограмма «Безопасность образовательного учреждения», созданная совместная с управлением образования. На внедрение утвержденной программы обком профсоюза выделил 57 тысяч рублей. Аналогичная программа разработана и в Краснотурьинске.
Все перечисленные формы работы теркомов профсоюза, направленные на реальное улучшение охраны труда, являются также веским аргументом в вопросах мотивации профсоюзного членства, отвечая желанию каждого работника образования быть защищенным в любой чрезвычайной ситуации.
2. Социальное партнерство и охрана труда
Из года в год растет число профсоюзных организаций, которые усиливают контроль за выполнением мероприятий по охране труда, включенных в отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры.
Так, например, в Волгоградской области территориальные профорганизации и профкомы учреждений профессионального образования уделяют особое внимание контролю за выполнением соглашений по охране труда. Два раза в год составляется акт проверки выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных соглашениями. По данным территориальных и вузовских профорганизаций, соглашениями по охране труда в образовательных учреждениях в 2008 году было запланировано 9870 мероприятий, из которых выполнено 9481, что составляет 96%. На эти цели израсходовано около 300 миллионов рублей – на 78 миллионов больше, чем в 2007 году. На противопожарные мероприятия – 171 миллион рублей, на приобретение средств индивидуальной защиты – 18 миллионов, на аттестацию рабочих мест – 24,3 миллиона, на другие мероприятия по охране труда – 101 миллион.
В Воронежской области во всех 1505 образовательных учреждениях заключены коллективные договоры и соглашения по охране труда, ход выполнения которых регулярно рассматривается на совместных заседаниях профкомов и администраций. Анализ коллективных договоров и соглашений показал, что муниципальные органы районов и ректоры вузов стали выделять больше средств на выполнение мероприятий по охране труда. Так, в 2008 году ректоратами государственной технологической академии и архитектурно-строительного университета на эти цели выделено по 2 миллиона рублей.
В Новосибирской области на реализацию соглашений и разделов «Охрана труда» коллективных договоров в 2008 году израсходовано в среднем около 5 тысяч рублей в расчете на одного работника образовательного учреждения (без учета средств, направленных на противопожарные мероприятия), что на порядок больше, чем в 2005 году (454 рубля).
В Свердловской области в отраслевое соглашение между Минобразованием и областным комитетом профсоюза на 2009-2011 годы удалось включить пункт о финансировании мероприятий по охране труда в размере 0,2% от общего бюджета образовательного учреждения.
В Республике Дагестан по рекомендации рескома профсоюза практически во всех образовательных учреждениях обновлены коллективные договоры и соглашения, где особая роль отводится разделу «Охрана труда», в составлении которого участвуют члены комитетов (комиссий) и уполномоченные по охране труда.
Заслуживает внимания инициатива Московского горкома по оказанию единовременной материальной помощи членам профсоюза, ставшим инвалидами в результате производственной травмы, а также иждивенцам при потере кормильца. В соответствии с Соглашением между Департаментом образования Москвы и городской организацией профсоюза такая помощь в 2008 году была оказана пятерым членам профсоюза из 12 работников системы образования Москвы, получивших инвалидность вследствие несчастного случая на производстве. Инвалиды II группы получили по 60 тысяч рублей, III группы – 40 тысяч рублей, иждивенцы погибшего кормильца – 50 тысяч рублей.
В Самарской, Саратовской, Смоленской, Челябинской, Ярославской областях, Краснодарском и Приморском краях, республиках Северная Осетия – Алания, Татарстан и Саха (Якутия), Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области в отчетном году также увеличилось финансирование мероприятий по охране труда по сравнению с 2007 годом.
3. Безопасная эксплуатация зданий и сооружений и профсоюзный контроль
В отчетном году под особым вниманием профсоюзных органов находились вопросы, связанные с безопасной эксплуатацией зданий и сооружений общеобразовательных учреждений. Трагические события в Беляевской средней школе Оренбургской области, где в результате обрушения стены погибли 5 учениц выпускного класса, еще раз подчеркнули степень тревоги и беспокойства органов власти за то, в каком положении находятся здания наших школ. Многие из них требуют немедленного закрытия ввиду их аварийного состояния, срочного проведения капитального и текущего ремонтов.
Принимая во внимание поручение президента по предотвращению подобных ситуаций, ЦК профсоюза в октябре прошлого года направил в территориальные комитеты письмо, где просил проанализировать положение дел с техническим состоянием зданий образовательных учреждений и совместно с органами управления образованием субъектов РФ, государственными органами надзора провести проверки учебных заведений. При этом предлагалось обратить особое внимание на качество технической инвентаризации всех образовательных учреждений, планово-предупредительного ремонта, периодических осмотров зданий, приемки школ к новому учебному году и по итогам проделанной работы при необходимости рассмотреть данный вопрос совместно с органами управления образованием, а итоговую информацию представить в ЦК для анализа и принятия соответствующих решений в Минобрнауки России.
Однако информацию по данному вопросу направили только 16 территорий – Вологодская, Волгоградская, Кировская, Курганская, Курская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Томская, Тульская области, Пермский и Приморский края, Москва. Остальные территориальные комитеты не представили информацию о проделанной работе. ЦК профсоюза рассматривает данную ситуацию как несоблюдение исполнительской дисциплины, в первую очередь – со стороны технических инспекторов труда, которые не приняли конкретных мер, предложенных в письме, и, видимо, считают ситуацию у себя в регионе благополучной и не требующей внимания.
Необходимо отметить, что в Вологодской, Волгоградской, Курской, Новосибирской, Ростовской и Томской областях это важное направление охраны труда на протяжении нескольких лет находится в зоне постоянного внимания территориальных комитетов профсоюза и технических инспекторов. Именно здесь по итогам обследований образовательных учреждений, проведенных вместе со специалистами МЧС, Ростехнадзора, проектных и строительных организаций, были организованы совместные коллегии и совещания, на которых приняты решения по реконструкции и ремонту школьных зданий, приведению работы по безопасной технической эксплуатации сооружений в соответствие с нормативными требованиями.
Так, в Вологодской области по требованию главного технического инспектора труда Валерия Чистякова к концу отчетного года 1260 из 1686 зданий образовательных учреждений прошли техническую инвентаризацию и имеют технический паспорт БТИ.
Во всех без исключения зданиях образовательных учреждений области проводятся ежегодные общие технические осмотры, а в большинстве случаев – планово-предупредительные ремонты. На 776 зданий и сооружений ведутся журналы технической эксплуатации. Эксплуатация 4 сооружений (2 спортзала и 2 котельные), находящихся в аварийном состоянии, приостановлена.
Технический инспектор труда Томского обкома профсоюза Николай Чулков в 2008 году также организовал целевую проверку технического состояния школьных зданий. Председателям районных и городских профсоюзных организаций, внештатным техническим инспекторам труда направлено письмо о проведении дополнительных обследований школ и детских домов, где рекомендовалось обратить особое внимание на недопустимость проведения ремонта во время занятий. По результатам проверки 4 аварийные школы в сельских районах области были закрыты на ремонт и восстановлены за счет средств федерального и областного бюджетов. В 78 школах во время осенних каникул проведен текущий ремонт кровли, оконных блоков, электропроводки. В областной программе на 2009 год запланирован ремонт 40 школ.
В Новосибирской области главным техническим инспектором труда Борисом Мигулиным после обследования большинства зданий образовательных учреждений было установлено, что 14 из них находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии. Их эксплуатация приостановлена.
Подобные предупредительные меры со стороны территориальных комитетов профсоюза и технических инспекторов труда способствуют решению той застарелой проблемы, какой является безопасность при эксплуатации зданий школ, детских садов, и позволяют избежать трагедий.
4. Создание служб охраны труда в органах управления образованием и введение специалистов по охране труда в штат образовательных учреждений
В 2008 году технические инспекторы принимали самые различные меры общественного воздействия на территориальные органы управления образованием для реализации ст. 217 Трудового кодекса РФ в части введения в штат образовательных учреждений, где численность работников превышает 50 человек, специалистов по охране труда, а в органах образования – служб охраны труда.
Так, из года в год улучшаются показатели в этом направлении в Красноярском крае. В настоящее время в районном и городском звене работают уже 53 таких специалиста, а в образовательных учреждениях – 37. Процесс по введению должностей специалистов по охране труда продолжается.
В Башкортостане введены 272 должности специалистов по охране труда (в 2007 году – 153 человека). А в образовательных учреждениях Ишимбайского, Кармаскалинского, Салаватского муниципальных районов и Калининского района Уфы такие специалисты работают в 100% образовательных учреждений.
В Самаре с 1 января 2008 года введена штатная должность заместителя руководителя по охране труда во всех учреждениях среднего образования. Из года в год растет число специалистов по охране труда в образовательных учреждениях области и в штатах территориальных управлений образования.
Продуманная и четкая позиция в данном вопросе отличает Воронежский, Курский, Оренбургский, Ярославский обкомы, Татарский реском и другие территориальные комитеты профсоюза.
Вместе с тем в целях реализации ст. 217 Трудового кодекса РФ не в полной мере используется механизм территориальных соглашений и коллективных договоров, что не позволяет без участия специалистов по охране труда профессионально вести систематическую профилактическую работу по снижению травматизма, выявлению вредных и опасных условий труда, улучшению здоровья каждого работника образования.
5. Аттестация рабочих мест, компенсационные выплаты за работу во вредных условиях труда
Одной из самых сложных проблем в сфере охраны труда в нашей отрасли на сегодняшний день является аттестация рабочих. Основная причина крайне медленного проведения аттестации – отсутствие или недостаток средств на реализацию мероприятий по охране труда, особенно в сельской местности.
Во многих территориях контролирующие финансовые органы в актах проверок признают неправомерной выплату компенсационных доплат и предоставление отпусков за работу во вредных условиях труда в учреждениях, где не проведена аттестация рабочих мест. Руководители учреждений при этом часто занимают примиренческую позицию и подписывают акты проверок без письменного оформления разногласий. Чтобы выполнить требование профсоюза и сохранить прежний уровень оплаты труда, работодатели используют надтарифный фонд, предназначенный для стимулирования работников. Некоторые работодатели отказываются производить работникам повышенную оплату за работу во вредных условиях по причине отсутствия средств на проведение аттестации рабочих мест.
ЦК профсоюза в январе 2008 года направил в адрес руководителей территориальных организаций письмо с просьбой принять меры по недопущению нарушений прав работников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда, если по каким-либо основаниям не проводилась аттестация их рабочих мест. Аргументы и ссылки на действующие нормативные правовые акты по охране труда, приведенные в письме, позволили профсоюзным органам более активно и принципиально защищать интересы членов профсоюза в данном вопросе.
В ноябре прошлого года Правительство Российской Федерации приняло Постановление №870, предусматривающее, что компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, могут быть предоставлены только по результатам аттестации рабочих мест.
Не дожидаясь вступления данного постановления в силу, ЦК профсоюза обратился к министру здравоохранения и социального развития РФ Татьяне Голиковой с предложением предусмотреть для бюджетных организаций возможность сохранения на переходный период порядка предоставления компенсационных выплат работникам, предусмотренного Трудовым кодексом РФ. И тем самым не допустить фактической дискриминации прав работников бюджетной сферы, которые не могут реально повлиять на организацию и финансирование аттестации рабочих мест (письмо министру размещено на сайте ЦК профсоюза и опубликовано в центральной профсоюзной газете «Солидарность» №4, 2009 год). Данные предложения были учтены Минздравсоцразвития России при разработке проекта условий предоставления указанных компенсаций.
6. Деятельность технической инспекции труда
В 2008 году 53 технических инспектора, состоящих в штате аппаратов территориальных комитетов профсоюза, провели 2570 обследований учреждений образования на их соответствие требованиям безопасности труда, то есть практически столько же, сколько и в предыдущем году (в среднем 49 проверок на одного инспектора). По результатам проверок ими выдано 2025 представлений работодателям и должностным лицам на устранение почти 20 тысяч нарушений, каждое из которых можно потенциально рассматривать как угрозу здоровью работника или несчастный случай на производстве.
Наибольшую активность в 2008 году проявили технические инспекторы Астраханского, Волгоградского, Вологодского, Кировского, Оренбургского, Ростовского, Рязанского, Саратовского обкомов; Башкирского, Дагестанского, Марийского, Северо-Осетинского, Татарского, Чувашского республиканских комитетов; территориального комитета Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Московского горкома профсоюза. В отчетном году каждый из них провел от 50 и более обследований.
Показательна своей стабильностью и эффективностью работа главного технического инспектора труда Чувашского республиканского комитета профсоюза Венегдита Лукшина. Он ежегодно проводит не менее 85-90 обследований образовательных учреждений.
Как правило, при проверке образовательных учреждений того или иного района, города в целях повышения квалификации привлекаются внештатные технические инспекторы, уполномоченные и члены комиссий по охране труда, председатели районных, городских организаций профсоюза, специалисты отделов образования муниципальных администраций. По окончании недельных выездных обследований в обязательном порядке подводятся итоги проверок в присутствии всех руководителей и председателей первичных профорганизаций образовательных учреждений, ставятся конкретные задачи по созданию безопасных условий труда работников.
За отчетный период главный технический инспектор провел 17 обучающих семинаров для внештатных инспекторов, руководителей образовательных учреждений, специалистов, членов комиссий и уполномоченных по охране труда, председателей первичных профсоюзных организаций.
Из года в год в республике увеличивается число специалистов по охране труда. В настоящее время на должностях инженеров по охране труда в образовательных учреждениях трудятся 45 человек (в 2007 году – 30), из них 3 – в управлениях образования Новочебоксарска, Порецкого и Ядринского районов.
Системно и с высокой эффективностью продолжает работать главный технический инспектор труда Кировского обкома профсоюза Иван Степанов.
Так, за отчетный период им проведено 87 комплексных, тематических и целевых обследований образовательных учреждений, в том числе с участием представителей органов государственного надзора и управления образованием области.
По итогам проверок в адрес руководителей образовательных учреждений внесены 86 представлений по устранению 1495 выявленных фактов нарушения законодательства по охране труда. К проводимым обследованиям с целью приобретения практического опыта привлекаются внештатные технические инспекторы, члены комитетов (комиссий) и уполномоченные по охране труда. В большинстве случаев в проверках принимают участие руководители территориальных органов управления образованием или их полномочные представители.
Итоги обследований, как правило, рассматриваются на оперативных совещаниях с профактивом в рамках Дня обкома профсоюза в районе, в проведении которого принимают участие главы районов и городов, специалисты по охране труда органов управления образованием, руководители учреждений.
Такой комплекс мероприятий повышает ответственность работодателей и руководителей от образования за сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся.
Последовательную и продуманную работу проводит в течение последних лет главный технический инспектор труда Пермского краевого комитета профсоюза Анатолий Залазаев. Разработанная им Система управления охраной труда для образовательных учреждений (СУОТ), изданная в виде методических рекомендаций, по экспертной оценке технической инспекции ЦК профсоюза, после апробации и внедрения в Пермском крае может быть рекомендована для практического использования в других регионах.
Инициатива и принципиальная позиция в вопросах охраны труда характерна также для Брянского, Курского, Московского, Оренбургского, Томского, Тульского, Челябинского обкомов, Красноярского и Приморского краевых, Бурятского, Дагестанского республиканских, Московского городского и других территориальных комитетов профсоюза и их технических инспекторов труда.
7. Помощь территориальным комитетам профсоюза
Члены Совета технической инспекции труда оказывают помощь территориальным организациям профсоюза. Так, в 2008 году главные технические инспекторы Валерий Чистяков, Геннадий Лагутин, Венегдит Лукшин оказали практическую помощь в работе по охране труда Архангельскому, Астраханскому и Ивановскому обкомам, а Борис Мигулин изучил практику работы Томского обкома профсоюза и образовательных учреждений области по вопросам, связанным с возвратом и использованием 20% страховых взносов, перечисляемых в ФСС.
Подобная практика оказания профессиональной помощи коллегам в решении сложных проблем аттестации рабочих мест, внедрения СУОТ, использования IT-технологий в документообороте по охране труда, обучения уполномоченных показала свою практическую отдачу, и мы предполагаем продолжить ее в будущем.
8. Охрана труда в системе профессионального образования
В мае 2008 года по инициативе профсоюза состоялось Всероссийское совещание руководителей и председателей профкомов учреждений профессионального образования, посвященное охране труда в подведомственных Рособразованию учебных заведениях. Форум позволил не только определить проблемы и болевые точки в этом направлении, но и наметить пути выхода из создавшейся ситуации, найти правильные решения для устранения недостатков и упущений. Участники совещания приняли рекомендации, основные мероприятия которых включены в раздел «Охрана труда» Отраслевого соглашения между ЦК профсоюза и Рособразованием на 2009-2011 годы.
Понимая актуальность проблем, поднятых на совещании, многие территориальные комитеты профсоюза (Башкирский, Татарский, Волгоградский, Свердловский и другие) провели в течение 2008 года совместные заседания президиумов и коллегий региональных органов управления образованием, на которых приняты конкретные решения и программы повышения комплексной безопасности в учреждениях профессионального образования.
Материалы совещания изданы отдельной брошюрой и направлены в территориальные комитеты профсоюза и вузы, а также размещены на сайте ЦК и опубликованы на страницах «Учительской газеты» и приложения «Мой профсоюз».
9. Использование информационных технологий и средств массовой информации
В отчетном периоде территориальные организации профсоюза стали уделять больше внимания такому важному направлению работы, как применение информационных технологий и использование профсоюзных СМИ для повышения качества реализации защитных функций по охране труда.
Информация отчетов обработана автоматизированным методом и представлена в качестве приложений в сводном отчете по форме 19-ТИ и таблице основных показателей работы технических, главных технических инспекторов труда в 2008 году в разрезе каждой территории.
С каждым годом повышается качество пояснительных записок к отчетам 19-ТИ, в которых технические инспекторы отражают многообразие форм, подходов и результативность своей деятельности в отчетном году с приложением различных подтверждающих документов в виде справок, таблиц и т. п.
В большинстве материалов, представленных территориальными комитетами профсоюза и техническими инспекторами труда, раскрыты интересные формы и методы их деятельности, отражены проблемы, характерные для данного региона, и пути их решения, даны рекомендации в адрес ЦК профсоюза.
Однако несмотря на неоднократные просьбы и напоминания технической инспекции об обязательном включении в пояснительные записки таких важных позиций, как:
– финансирование мероприятий по охране труда;
– проведение аттестации рабочих мест образовательных учреждений с указанием количества мест, подлежащих аттестации и прошедших ее;
– введение специалистов по охране труда в штаты образовательных учреждений и органов управления образованием,
некоторые технические инспекторы не представили данную информацию, что свидетельствует о том, что этими сведениями они не располагают, не владеют ситуацией по всему спектру вопросов охраны труда, проявляя крайнюю недальновидность в условиях предстоящей отчетно-выборной кампании. Поэтому еще раз обращаем ваше внимание на последнее постановление президиума №20 от 21 апреля 2009 года, пункт 4.6, в котором указано в срок до 1 сентября 2008 года представить вышеперечисленные сведения в ЦК профсоюза.
Выводы
Работа по организации общественного контроля за выполнением работодателями и должностными лицами законодательства по охране труда, проводимая территориальными комитетами профсоюза и техническими инспекторами, еще не дает желаемых результатов.
Несмотря на некоторое снижение количества несчастных случаев среди работников образования (1371 в 2008 году против 1614 в 2007-м), по-прежнему высоким остается уровень травматизма с летальным исходом. По отчетным данным, в 2008 году погибли 37 человек (столько же в 2007 году). Наблюдается незначительный рост числа тяжелых несчастных случаев (103 против 94) среди работников образования во время учебного процесса.
В большинстве регионов медленно разворачивается работа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. За редким исключением используется опыт Белгородской и Тамбовской областных организаций по созданию отраслевых центров и испытательных лабораторий, одобренный президиумом ЦК профсоюза в декабре 2007 года.
Несмотря на целевую установку ЦК профсоюза по использованию в качестве дополнительного источника финансирования 20% страховых взносов, перечисляемых образовательными учреждениями в Фонд социального страхования РФ, многие территориальные комитеты еще не развернули работу по разъяснению и практическому использованию этих небольших, но реальных возможностей, в том числе для проведения аттестации рабочих мест.
К сожалению, еще не все территории включились в Общероссийский смотр-конкурс на звания «Лучший уполномоченный по охране труда профсоюза» и «Лучший внештатный технический инспектор труда».
В мае состоялось заседание конкурсной комиссии ЦК профсоюза по подведению итогов смотра-конкурса за 2007-2008 годы. Были рассмотрены 37 материалов, поступивших из 27 территорий. Определены 9 кандидатов на призовые места, которые должны быть утверждены на ближайшем заседании президиума ЦК профсоюза. Среди них – уполномоченные по охране труда первичных организаций Волгоградской, Брянской, Тульской, Челябинской областей, Москвы, республик Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Якутия. Остальные определены лауреатами смотра и также будут отмечены грамотами.
Надеемся, что наш семинар, как в Курске, так и в Новосибирске, позволит более профессионально и эффективно выполнять основную функцию профсоюза – защищать права работников на охрану труда и обеспечить сохранность их жизни и здоровья.
Комментарии