В октябре нынешнего года в Берлине состоится очередная встреча представителей 29 стран, присоединившихся к Болонскому соглашению, подписанному в 1999 году. Среди них – Англия, Франция, Германия, Италия, Швейцария, Дания, Ирландия, Греция и др. За два года – с 1999 по 2001-й – список пополнили Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия. Процесс присоединения, что называется, идет, и теперь каждая из тех стран, что считают себя значительными мировыми образовательными державами, решает трудный вопрос: “Вступать или не вступать?”.
В поисках ответа находится и Россия.
Основные задачи, которые (по Болонской декларации) должны быть выполнены до 2010 года:
Введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том числе и при помощи внедрения “Приложения к диплому”.
Введение двухуровневой системы подготовки во всех странах: первая ступень – бакалавр (не менее трех лет) и вторая ступень – магистр и/или доктор наук.
Создание системы кредитов, аналогичной европейской системе перезачета кредитов.
Повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей.
Усиление “европейского измерения” в высшем образовании.
Статфакт
17 января 2003 года Минобразование РФ создало рабочую группу по изучению аспектов Болонского процесса (сопредседатели – зам. министра Л.Гребнев, председатель Комитета по науке и образованию Госдумы РФ Александр Шишлов, ректор СПбГУ Людмила Вербицкая) и разработало план мероприятий до 2010 года по включению России в Болонский процесс.
22-25 января 2003 года РГГУ провел научно-методический семинар “Гуманитарная природа образования: единство двух образовательных моделей”, посвященный разработке курсов, соответствующих критериям и требованиям Болонской системы.
Комментарии