Количество компаний, предоставляющих услуги интернета, неуклонно растет. Мы уже можем выбирать провайдера, следуя собственным возможностям и интересам. Самые продвинутые подключаются к локальным сетям. Интернет становится доступнее и совершеннее. Он неотъемлемый атрибут жизни современного подростка. Вот только радужное состояние причастности к мировому потоку информации оборачивается запоздалым разочарованием…
Ученики все чаще простой и удобный интернет предпочитают книгам и школьным учебникам. Зачем часами просиживать в библиотеке, отбирая материал и размышляя над темой, если можно легко и быстро нужный реферат “скачать” на каком-нибудь сайте? Многие ученические работы, как сиамские близнецы, похожи своей неестественной глубиной и подозрительно блестящей грамотностью. Они словно приросли к соответствующим страничкам интернета. Копни немного в сторону, задай нестандартный вопрос, и развалится карточный домик, построенный на зыбком сыпучем песке. Где же ожидаемые детские размышления и чувства? Красиво оформленные доклады, яркие картинки, броские заголовки, отпечатанные на современных принтерах, все еще производят на некоторых учителей завораживающее впечатление: смотрится солидно, можно украсить кабинет творческими работами, опять-таки нетрадиционный подход к обучению, использование современных технологий и все такое… И чему удивляться, если большинство учителей этого интернета в глаза не видели. Вроде как-то и неудобно отставать от своих учеников. Не хочется давать им повод заподозрить себя в некомпетентности.
Ребятам теперь не страшны школьные экзамены. Они умело пользуются преимуществами положений итоговой аттестации. Ведь практически по любому устному предмету можно защитить реферат. Вот и несут они свои “быстроиспеченные блины” за неделю до защиты. Только продукт этот, увы, несъедобный. Все та же эфемерная глубина, невесть откуда взявшаяся компетентность и полное отсутствие собственных размышлений. Учитель оказывается в затруднительном положении. Запретить пользоваться интернетом – противопоставить себя техническому прогрессу. Усомниться в самостоятельности работы – обидеть ученика. Как же быть?
Учиться. Да, да, учиться самому, учиться у них и постараться хоть немного и в этом деле быть выше учеников. Предложите им не просто тему реферата или доклада, попросите дать сравнительную характеристику того или иного вопроса, изложенного на нескольких сайтах. По возможности “скачайте” сами какой-нибудь материал, вместе с ребятами проведите детальный анализ “электронного сочинения”, принесите на урок наглядные интернет-материалы, удивите их своей осведомленностью и современностью. Попросите ученика подобрать программы для урока, вместе разработайте технологию обучения, попросите разработать предмет-сайт и т.д. Придумывая постоянно подобные примеры “методического противоядия”, привлекайте интернет на свою сторону.
Понятно, что с интернет-интервенцией бороться можно. Точнее, не бороться, а пытаться находить взаимосвязи привычного и нового. А как быть с другим малоприятным влиянием Всемирной паутины – игроманией? Компьютерные игры заменили детям все – книги, спорт, искусство. С сожалением смотришь на то, как маленькие и взрослые дети, позабыв обо всем на свете, часами просиживают у компьютера. А потом мы удивляемся, почему так катастрофически ухудшается здоровье подрастающего поколения.
Хочется верить, что для многих повзрослевших детей интернет останется средством, открывающим дорогу в многообразный мир науки, культуры и человеческого общения. А чтобы так было, им надо помогать открывать этот мир, вместе познавая его яркие страницы.
У нас должно быть больше опыта и вкуса, выдержки и самообладания, знаний и умений. Тогда наши дети увидят на сайтах интернета не только компьютерных монстров и виртуальных мутантов, но и тех замечательных людей, чьи имена и творения красуются на страницах великих книг и школьных учебников.
Алексей АЗЕВИЧ,
преподаватель математики,
кандидат педагогических наук
Москва
Комментарии