search
main
0

Из точки «Я»…

Беспилотные такси привезут вас туда, куда надо

Образовательный проект «Урок цифры» – совместный проект компании «Яндекс», Лаборатории Касперского, фирмы «1С», Mail.ru Group и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке Минцифры и Минпросвещения России. Мы уже рассказывали об этой инициативе, которая касалась изучения тем искусственного интеллекта и интернет-безопасности, тема же очередного урока была связана с беспилотным транспортом.

Как заявил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, наша страна в данном направлении занимает одно из лидирующих мест наряду с такими монстрами, как США и Китай. И нам очень важно не просто сохранить лидерство, но и развить успех. Тем более что для этого есть все предпосылки.

– 15 марта правительство утвердило подготовленный Минтрансом комплекс мероприятий по поэтапному вводу в эксплуатацию беспилотных автомобилей в коммерческом режиме без инженера-испытателя в салоне, – сообщил вице-премьер. – Их тестирование на дорогах общего пользования начнется уже в 2021 году. На сегодняшний день совокупный пробег беспилотников Яндекса составил астрономическую цифру – более 10 миллионов часов!
Разумеется, это время было потрачено отнюдь не просто на то, чтобы ездить по дорогам столицы, передав управление электронному мозгу. На самом деле за этот период было накоплено огромное количество самых разнообразных сюжетов – ситуаций, в которых оказывались автомобили без водителей. Что в свою очередь позволило нейросистемам проанализировать все это и выработать на будущее наиболее эффективные алгоритмы поведения. Иными словами, искусственный интеллект проходит обучение не в выдуманной и спроектированной инженерами виртуальной реальности, а в суровых городских условиях.

– Как вы знаете, дороги не только в стране, но и в Москве далеки от совершенства, – отметила гендиректор Яндекса в России Елена Бунина. – Но мы специально прокладываем маршруты наших беспилотников так, чтобы они катались по всему городу и могли учиться адекватно реагировать на все ситуации, которые могут встретиться и обычным водителям, – пробки, сужения трассы из-за ремонта или аварии, выбоины, лужи и так далее. Плюс ко всему, конечно же, погодные условия – снег, дождь, гололед, туман и прочие неудобства. И, что самое интересное, бортовой компьютер автомашины способен не просто оценить, что творится на проезжей части, а сделать совершенно логичные выводы, например, оценив состояние дорожного полотна, наличие на нем воды, снежной каши и грязи, вычислить коэффициент трения и выбрать оптимальную скорость. Причем тут учитывается множество других факторов – расположение припаркованных автомобилей на обочине, расстояние до тротуара и наличие на нем людей, скорость других машин, расстояние до ближайшего перекрестка, «зебры», светофора, школы, магазинов и много чего еще.

Более подробно о том, как устроен беспилотный автомобиль, рассказал руководитель группы обработки дорожной ситуации в направлении беспилотных автомобилей Яндекса Роман Удовиченко.

– Человек воспринимает окружающую реальность с помощью органов чувств, – напомнил он.

– У нашего автомобиля для этого есть три типа сенсоров. Радары служат для того, чтобы оценивать обстановку на большом расстоянии – от нескольких до сотен метров. Лидары постоянно сканируют пространство вокруг машины, определяя положение любых материальных объектов с точностью до сантиметра. А видеокамеры дают картинку, благодаря которой электронный мозг может понять, какого цвета разметка, расшифровать дорожный знак и увидеть сигнал светофора. Информация, полученная от этих сенсоров, сопоставляется с данными, полученными от навигатора, то есть автомобиль всегда знает, где он находится, куда ему надо и что ему может помешать.

Кстати, последний пункт лично у меня вызвал некоторое недоумение. В самом деле, разве бездушная машина способна лучше человека среагировать на внезапно выбежавшего на проезжую часть ребенка, появившегося из ниоткуда велосипедиста, внезапно распахнувшуюся дверь припаркованной легковушки и множество других непредсказуемых ситуаций? Опять же как быть, если какой-нибудь джигит, не обращая внимания на красный свет, вылетит наперерез и беспилотнику надо будет выбирать – либо въехать ему в корпус, либо, избегая столкновения, свернуть на тротуар, где ходят люди?

Но меня успокоили, сказав, что за 10 миллионов часов была возможность отработать и эти ситуации.

– Тут очень многое зависит от чисто человеческого восприятия, – сказали мне, – но категории «внезапно», «ниоткуда», «непредсказуемо» и так далее – это именно про человека, а не про электронный мозг. Человек видит только то, что перед ним, а машина – все, что вокруг.
Человек не всегда способен, проанализировав множество данных, понять, что вот на этом отрезке пути находится оживленный участок, тут велика вероятность появления пешеходов, значит, надо снизить скорость. А машина так поступает автоматически. Человек, зная, что здесь стоит ограничивающий знак «30», будет ехать и 40, и 45, и 49 км в час, зная, что за это его не оштрафуют. А машина жестко поставлена в рамки соблюдения ПДД, то есть будет ехать ровно со скоростью 30 км в час. Наконец, машина может просчитать тормозной путь любого из видов транспорта при такой-то скорости и погоде, а человек, увы, нет. Поэтому беспилотник в этом смысле более осторожен, чем даже водитель со стажем, который, кстати, может слишком надеяться на свой опыт в ущерб безопасности.

…На уроке ребята (ученики школы №1576 Москвы) могли задать вопросы представителям российских IT-компаний и крупным российским чиновникам из Минпросвещения и Минцифры на любую тему. Интересовало же их в целом понятное: где сейчас хорошо учат на программиста, где можно получить дополнительное образование помимо вуза, где можно использовать технологию беспилотников, кроме как в транспорте, и так далее. А почетные гости в свою очередь спрашивали школьников, какие фантастические фильмы, где бы беспилотные технологии были показаны во всей красе, ребята смотрели, что еще интересного из этих фильмов им хотелось бы воплотить в жизнь, кем и почему ребята хотят стать и тому подобное. В общем, вполне предсказуемый сюжет, в котором бы не запутался ни один электронный мозг.

К слову, выбор данной образовательной организации был тоже не случайным. По словам академического руководителя школьных образовательных программ по информатике и программированию Яндекса Александра Паволоцкого, со школой №1576 их связывают годы успешного сотрудничества.

– Ребята участвуют во многих наших образовательных программах – «Яндекс.Лицей», «Информатика от Яндекса», «IT-класс Яндекса» и других, – рассказал он. – Но мы точно так же работаем и с другими школами. У нас много образовательных проектов и для более старшего возраста, например Школа анализа данных (ШАД), она рассчитана на студентов 3‑го курса и выше, это своего рода магистратура. Плюс, конечно же, стажировки. А наши школьные инициативы имеют чисто просветительский характер, то есть мы не пытаемся уже сейчас сделать так, чтобы эти мальчики и девочки потом пришли работать непременно в нашу компанию. А вообще рано делать выводы. Ведь, если говорить об информатике и программировании, проекту «Яндекс.Лицей» в этом году будет всего 5 лет, значит, наши первые выпускники еще только учатся в вузах. Да, мы следим за их судьбой, но не станем переживать, если они потом предпочтут пойти не к нам, а, скажем, в Лабораторию Касперского или Mail Group. Все равно это наши специалисты!

В конце мероприятия школьники получили возможность при помощи онлайн-тренажеров закрепить полученные знания на практике и попробовать представить себя в роли того самого беспилотника, которому необходимо добраться из точки «А» в точку «Б», преодолевая разные дорожные ситуации. Удалось не всем, но обошлось без жертв.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте