search
main
0

Из свободных – в подданные Правовое образование в курсе истории средних веков

В рамках проекта “Правовое образование в средней школе” в ряде чебоксарских школ был разработан курс “Традиции и законы средневековых цивилизаций”. Он заменял в сетке учебных часов привычный курс истории средних веков (68 часов). Суть его – при сохранении основного комплекса фактического материала изменить традиционный подход к изучению и преподаванию истории. Если в старых программах основное внимание уделялось развитию производительных сил и производственных отношений, классовому подходу, то здесь внимание акцентируется на личностных и правовых аспектах истории. Методология курса базируется на концепции социальной антропологически ориентированной истории.
Учитывая специфику средневековой истории и возрастные особенности учащихся 7-х классов, основной упор делается на изучение обычаев, традиций и законов различных средневековых обществ и государств.
Цель курса – дать освещение средневековой истории через призму осознания и появления в обществе стремления к личным и коллективным правам и свободам. При этом критерием прогресса и регресса в обществе, критерием сравнительного изучения средневековых цивилизаций, их традиций и законов становится сужение или расширение прав и свобод человека.
Предполагается включение в курс новых понятий (“личность”, “право”, “обычай”, “традиции”, “привилегии” и т.д.) и нового фактического материала. Воспитательная цель – создать новые мировоззренческие установки у учащихся, ориентированные на осознание ценности прав и свобод человека.

История средних веков предоставляет широкие возможности на примере фактического материала углубить правовое образование, начатое на примере истории древнего мира.
В различных обществах средневековой Европы в V-Х вв. происходит эволюция прав человека. В варварских обществах это эволюция от традиций общинного строя, где равные права принадлежали всем взрослым воинам-мужчинам, где неравенство определялось личными качествами и доблестью, где господствовало обычное право, основанное на веками не изменявшихся традициях.
В бывших римских провинциях происходило забвение норм писаного римского права, свободные граждане превращаются в подданных римского императора, разрушается привычное социальное деление общества на свободных и рабов.
Общим в эволюции изменения положения простого человека является переход к всеобщей “несвободе”, когда каждый человек стал зависеть от своего сеньора, что нарушало основные права человека.
С другой стороны, все средневековые цивилизации основаны на одной из великих религий. Так, в Западной Европе христианство стало основой канонического права – общецерковных норм, одинаково обязательных для всех верующих. Каноническое право в отличие от долго бытовавших в Европе норм обычного права было письменно зафиксировано в постановлениях соборов, энцикликах и буллах римских пап, в Священном писании. Нарушение религиозных догм рассматривалось как тягчайшее преступление. Еретики (диссиденты) подвергались суду инквизиции.
Таким образом, право на свободу убеждений в средневековом обществе отсутствовало. Положение человека зависело не от его личных качеств. Все права люди средневековья получали только как члены определенного сословия и корпорации.
Начиная с ХII века в обществе начинается борьба за права и свободы человека. В начале этого процесса – городские коммунальные движения за освобождение от власти сеньора. Горожане вольного города являлись гражданами, защищенными правами, закрепленными в письменном своде законов (устав, хартия). Далее члены других корпораций стали добиваться для себя определенных прав – привилегий. Для членов корпораций были характерны равноправие, ответственность, взаимные обязательства. В это же время возрождается применение норм римского частного права, принципы и конструкции которого стали источником всей мировой правовой культуры.
В ХII-ХIII вв. появляется английский суд присяжных, следственно-розыскной судебный процесс, явившийся более прогрессивной формой по сравнению с обвинительным процессом, зафиксированным в “Салической правде”.
“Великая хартия вольностей”, принятая в 1215 году, стала первым правовым документом средневековья, создавшим предпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизни общества. Духовной революцией явилась идеология эпохи Возрождения, поставившая человека с его правами в центр мироздания. Процесс разрушения средневекового общества “несвободы” был продолжен Реформацией ХVI века. Таким образом, средневековая история наглядно демонстрирует процесс постепенного осознания необходимости прав и свобод личности, прогресс в правовой культуре.
На эти аспекты необходимо обратить внимание при изучении истории средних веков. При этом не обязательно кардинально менять содержание курса. При сохранении структуры и основной базы фактического материала и понятийного аппарата программы для общеобразовательных школ возможно перенесение акцента с социально-экономических структур на человека средневековья с его взглядами, чувствами, устремлениями и ценностями. Посмотрим на примере отдельных конкретных тем возможности правового образования в школьном курсе истории средних веков.

Вводный урок
Он может быть построен как диалог между средневековым человеком и современными людьми. С этой целью учитель приносит на урок репродукции средневековых картин, как бы галерею портретов средневековых людей. Учащимся задается вопрос: “О чем думают и мечтают изображенные на портретах люди?”
В ходе коллективного обсуждения учитель анализирует наиболее существенные противоречия и несоответствия в ответах учеников, приводя краткие комментарии из фактической истории средневековья, биографий изображенных на портретах людей и т.д. В конце обсуждения ученики должны сами сделать вывод о том, что нельзя подходить к людям далекой эпохи с современными критериями, с позиций современной ментальности. Современный человек пользуется правами и свободами, завоеванными в ходе многовековой борьбы. Проследить ход этой борьбы – одна из задач изучения истории средних веков.
Обсуждение можно заменить коротким сочинением. В этом случае работы учителем не оцениваются, а “складываются в архив”. В конце учебного года учитель раздает учащимся написанные ими сочинения и предлагает самостоятельно найти ошибочные суждения, приписываемые средневековому человеку.
Подчеркивая различия системы ценностей современного и средневекового человека, учитель создает у учащихся побудительный мотив для изучения истории средних веков: увидеть в фактах и событиях далекой эпохи Человека с его чувствами, стремлениями, идеалами. Далее учитель дает понятие “средние века”, его периодизацию, характеристику исторических источников.

Тема “Права человека: вчера и сегодня”. 7-й класс

Цель урока: сформулировать понятия “права человека”, “естественные права человека”, “факторы, ограничивающие права человека”.
Чтобы понять, какими правами мог пользоваться средневековый человек, необходимо определить, что такое права человека в современном мире. Для этого может быть использована игра “Права человека” из пособия ООН (Что говорит закон. Пособие для учителей основной школы. – М.: ИНТЕК ЛТД, 1995. С. 13-16). Мы приводим ее упрощенный, адаптированный вариант. Для проведения игры необходимо подготовить несколько комплектов карточек – по одному комплекту на 4-5 учеников.
Карточка N 1
Нельзя убивать.
Карточка N 2
Нельзя пытать.
Карточка N 3
Нельзя содержать рабов.
Карточка N 4
Достигнув определенного возраста, человек может жениться на ком хочет.
Карточка N 5
Люди могут говорить и писать то, что хотят.
Карточка N 6
Ко всем людям нужно относиться одинаково, независимо от их пола, внешности, возраста или страны, из которой они приехали.
Карточка N 7
Люди, находящиеся в тюрьме, должны знать, за что их там держат.
Карточка N 8
Людям разрешается критиковать свое правительство.
Карточка N 9
Люди могут разговаривать и встречаться с любым человеком.
Карточка N 10
Нельзя заставлять человека работать.
Карточка N 11
Человек, обвиненный в совершении преступления, должен быть судим тем, кто не имеет отношения к делу.
Карточка N 12
Люди могут путешествовать и покидать свою страну, если хотят.
Карточка N 13
Частные письма нельзя читать, а разговоры – подслушивать.
Карточка N 14
Люди могут иметь или не иметь религиозные убеждения.

Ход игры “Права человека”
1. Каждая группа учащихся получает набор карточек. В ходе совместного обсуждения (в течение 10-15 минут) группа должна решить, какие запреты действуют в современном обществе всегда, какие – в большинстве случаев, какие – в некоторых случаях, и разделить карточки на три части соответственно.
2. Учитель делит доску на три поля: “Всегда”, “В большинстве случаев”, “В некоторых случаях”.
3. Один представитель каждой группы выходит к доске. Порядок их выступления может определяться по жребию.
4. Представитель группы, выступающей первой, прикрепляет карточки (или пишет номер карточки) на соответствующем поле доски.
Если у представителей других групп есть возражения по поводу места той или иной карточки, они высказывают аргументацию своих групп. В ходе обсуждения необходимо прийти к компромиссу между всеми группами.
5. На поле “Всегда” должны остаться карточки, которые описывают естественные права человека, действующие независимо от обстоятельств.
На поле “В большинстве случаев” оказываются карточки, которые включают права человека, иногда ограничиваемые государством. Поле “Иногда”, как правило, оказывается незаполненным.
6. Учитель, анализируя содержание карточек, вводит понятие “права человека”, указывая на факторы, по которым они могут ограничиваться:
1) национальная безопасность;
2) экономическое благосостояние страны;
3) общественное здоровье и нравственность;
4) необходимость уважать права других людей.
Рассказ заканчивается кратким упоминанием о Всеобщей декларации прав человека, зафиксировавшей достижения человечества в борьбе за свои права.
Игра дает возможность в дальнейшем опираться на знание учащимися основных прав человека. Этот тип игры может позже использоваться в ретроспективном плане. Например, “Права человека в Византийской империи”. Сравнение расположения карточек в первой игре и в последующих ретроспективных играх наглядно демонстрирует историю осознания прав человека и борьбы за их осуществление. Если в первой игре большинство карточек находится в поле “Всегда”, а поле “Иногда” пустует, то в ретроспективных играх большинство карточек находится на поле “Иногда”.
Проведение данного типа игры в течение года 2-3 раза (например, “Права человека в современном мире”, “Права человека в раннее средневековье”, “Права человека в Англии ХV в.”) позволяет наглядно увидеть историю становления и борьбы за права человека.

Тема “Римская империя
в III-IV вв.”. 7-й класс

Цель урока: проследить изменение положения различных слоев населения в поздней Римской империи.
Основные понятия: “гражданин”, “подданный”, “равенство и равноправие”, “традиция”, “обычай”, “закон”.
Изложение основного материала проходит в форме традиционного рассказа учителя. Однако при этом необходимо обратить внимание на изменение положения различных слоев населения.
Примерные вопросы:
1. Кто такой римский гражданин? Какими правами он обладал?
2. Как изменилось положение свободных римлян в III-IV вв.?
3. Прочитайте материал “Империя в III-IV вв.” из учебника (Гуревич, с. 20). Чем положение подданного отличается от положения гражданина?
4. Какими правами обладали колоны, вольноотпущенники, рабы?
5. Чем определялось правовое неравенство жителей Римской империи – происхождением, имущественным положением или личными качествами?
6. Как регулировались взаимоотношения между людьми – традициями, обычаями, письменно зафиксированными законами?
Аспекты правового образования темы: различие понятий “гражданин” и “подданный”, различие источников неравенства. Повторяются понятия из истории древнего мира “традиция”, “обычай”, “закон”.

Тема “Германцы и славяне в начале I тысячелетия н.э.”

Цели урока: проследить изменение правового положения различных слоев населения германского общества и выявить причины складывающегося неравенства.
При изучении темы для выяснения положения человека в родовом обществе интересным представляется чтение и комментирование высказываний К. Тацита о древних германцах.
Примерные вопросы к источнику:
1. Было ли у германцев равноправие?
2. Какие категории населения выделяются своими правами?
3. Чем определяется неравенство в германском обществе – происхождением, богатством или личными качествами?
4. О каких германских обычаях рассказывает Тацит?
5. Как регулировались взаимоотношения между германцами – традициями или письменно зафиксированным законом?
6. Что удивляет Тацита в германском обществе? А что могло бы удивить германцев в римском обществе?
Аспекты правового образования темы: понятие “равноправие”, общинные интересы и интересы личности, причины складывающегося неравенства.

Тема “Возникновение государства у франков”

Для усиления аспекта правового образования желательно выделить урок для “Салической правды”. Использование позволяет решить несколько задач.
1. Определить на примере Франкского государства типичные черты политического, экономического, социального строя варварских королевств.
2. Познакомиться с новым видом законодательного источника – записью обычного права в виде варварских правд.
3. Выявить различия и дать определения понятиям “традиция”, “обычай”, “закон”.
К сожалению, ни один из учебников не содержит достаточных для анализа выдержек из “Салической правды”. Для использования можно рекомендовать документ из издания: История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей. Ч. 1/Сост. В.Степанова, А.Шевеленко. – М.: Просвещение, 1988. С. 33-41.
Антонина ДАНИЛОВА,
кандидат исторических наук

Чебоксары

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте