search
main
0

Из страны чудес в яркую реальность

Нетипичный школьник? Обучим и воспитаем!

В рамках повышения качества методической подготовки будущего учителя иностранного языка к обучению и воспитанию школьников с особыми образовательными потребностями нашим коллективом разработаны общеуниверситетские курсы и модульные дисциплины, проводятся конкурсы, круглые столы, направленные на решение сложнейших проблем формирования умений учителя взаимодействовать не только с нетипичными школьниками, но и с их родителями, социализировать учащихся с ОВЗ, грамотно проектировать адаптированные программы.

Приведем примеры наиболее популярных общеуниверситетских курсов, которые получили одобрение среди студентов разных институтов Московского городского педагогического университета.

«Готовность педагога к выстраиванию индивидуальных маршрутов обучения и воспитания». Указанный модуль позволяет формировать у студентов бакалавриата знания и представления о сущности теоретических и прикладных аспектов моделей и этапов проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, знакомить будущих учителей с особенностями индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольном образовательном учреждении, в начальной, основной и средней школе, в системе дополнительного образования, а также в высшей школе. Продуктом обучения на указанном элективном курсе является авторская разработка адаптированной программы обучения и воспитания школьника с особыми потребностями. Примеры таких разработок мы приводим ниже.

Вот что пишет студентка Виктория Агафонова в своем эссе «Если бы тьютором была я…»: «Тьютор – это очень важная и нужная профессия, ведь цель тьютора – научить ребенка жить в обычном мире, принимать самостоятельные решения, уверено чувствовать себя в жизни».

«Мастерство педагогического общения» как отдельный элективный курс является важнейшим компонентом в системе формирования методической готовности учителя обучать и воспитывать нетипичного школьника. Одними из стратегических задач данного модуля являются подготовка студентов к самореализации в будущей профессиональной деятельности и овладение искусством педагогического взаимодействия в рамках профессиональной коммуникации. Студенты учатся проектировать индивидуальные маршруты обучения и воспитания, в том числе в условиях интернет-пространства, создавать авторский педагогический блог для взаимодействия не только со школьниками, но и с их родителями.

При подготовке к конкурсам и участию в различных круглых столах, посвященных вопросам обучения школьника с ограниченными возможностями здоровья, студенты под руководством преподавателей Института иностранных языков МГПУ разрабатывают разнообразные дидактические материалы, которые используются школьниками с конкретными особенностями на занятиях по иностранному языку. Одними из важных требований к учебным материалам для обучения иностранному языку детей, например, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) являются наглядность и возможность все потрогать. На основе данных рекомендаций студенты разработали обучающие пазлы, цель которых – обучение порядку слов в английском предложении. Разноцветные фрагменты задания удерживают внимание учеников, а игровая форма заинтересовывает. Такой вид работы развивает мелкую моторику, параллельно развивается навык грамматики. Данное упражнение затрагивает и такие трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся с НОДА, как чтение и речь. Собрав предложение, обучающийся прочитывает его вслух, отрабатывая изучаемую конструкцию. Данное задание подходит для изу­чения повествовательных, вопросительных и отрицательных предложений. Пазлы вариативны, и у преподавателя есть возможность отобрать материал в соответствии с уровнем владения языком. Собрав картинку, обучающийся почувствует уверенность в своих силах и способностях.

Следующая группа студентов разрабатывала учебный материал для обучения лексике по теме «Домашние животные» детей с нарушением зрения посредством тактильных и слуховых рецепторов, который получил название My farm. Данный проект был создан на основе изученных особенностей и потребностей слепых и слабовидящих детей, а именно наглядности, обеспечения физического контакта, игровых технологий. Продуктом данного проекта являются картонные фигурки животных (собаки, кошки, коровы) с характерными для каждого конкретного животного признаками (перьями, пухом). К фигуркам студенты записали аудио- и видеосопровождение.

Для обучения английскому языку школьников с нарушениями слуха студенты подготовили проект «Learning English with Disney cartoons», руководствуясь принципом наглядности в обучении иностранным языкам, который способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету. В студенческую разработку вошли фрагменты таких мультфильмов, как «Буратино», «Алиса в стране чудес», «Золушка», «Белоснежка», «Бэмби», «Коты-аристократы», «Винни Пух». Учитель предъявляет распечатанные фрагменты из мультфильмов либо показывает их с помощью мультимедийной доски, обсуждает с обуча­ющимися героев, изу­чает названия предметов, изображенных на картинке, затем показывает новый слайд, в котором отсутствуют некоторые детали, и предлагает обучающимся назвать их.

Полагаем, что работа с лексическим материалом, организованная подобным образом, позволит повысить познавательную активность, уровень работоспособности, сформировать коммуникативные умения и навыки, улучшить эмоциональное состояние обучающихся с нарушением слуха на уроке английского языка, что в свою очередь приведет к лучшей адаптации детей с особыми потребностями в обществе слышащих. Значительный эффект от данного проекта заключается в том, что у студентов возникают положительные впечатления от полученного результата, а также формируется чувство уверенности в собственных методических умениях, необходимых при организации обучения иностранному языку детей с особыми потребностями в инклюзивном образовательном пространстве.

Для учеников начальной школы с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) студенты разработали SMART-пособие по английскому языку, которое состоит из трех текстов, объединенных общей тематикой. Они разделены на небольшие отрывки таким образом, чтобы работа с одним текстом занимала приблизительно десять минут – максимально возможное время непрерывной нагрузки на ребенка с СДВГ.

Первый текст сопровождается видеоотрывками длительностью до 10 секунд, которые дополняют учебник интерактивной составляющей: сначала ребенок читает фрагмент истории, а затем включает видеоролик, чтобы своими глазами увидеть процесс. Подобный формат повышает интерес детей к обучению и делает занятие более увлекательным. После окончания работы с текстом следует разминка для глаз или комплекс физических упражнений, направленный на переключение внимания, перенаправление энергии и отдых после выполнения заданий. Второй текст начинается с задания, которое ребенку предлагается выполнить в процессе чтения. Выделенные слова помогают удерживать в голове вопрос и наводят детей на правильный ответ. После окончания работы с текстом ребенок вторично читает задание и выполняет его. Такой формат работы позволяет закрепить пройденный материал. В пособии присутствуют интерактивные задания после каждого из текстов. Для их создания использовались два ресурса: LearningApps и Umaigra. Упражнения направлены на проверку знаний и качество усвоения материала. Задания в игровом формате помогают воспринимать их с энтузиазмом, благодаря чему поддерживается интерес ребенка к учебе.

Последний текст составлен в формате диалога, что значительно облегчает его понимание и делает работу более коммуникативной. Это самый длинный текст, поэтому, чтобы облегчить восприятие новой информации в процессе чтения, его разбили на маленькие отрывки, сопровождаемые сюжетными иллюстрациями, которые помогут ученику структурировать полученные знания и не потерять нить повествования. Каждый предложенный текст сопровождает аудиофайл. Это позволяет детям усваивать материал и зрительно, и на слух. Двухформатный способ получения информации помогает ребенку развивать разные органы восприятия и, следовательно, лучше запоминать пройденную тему.

Еще один из примеров того, что студенты понимают всю сложность задач, которые им предстоит решать в будущей педагогической деятельности, – комикс про Сэма и его друзей (автор – Дарья Пономарева). Данная работа направлена на изменение социальных образов, связанных с психическим состоянием детей с расстройством аутистического спектра (РАС), предназначена для работы учителей со старшими дошкольниками и обучающимися начальных классов.

Из вышесказанного следует, что применение разнообразных интерактивных технологий взаимодействия учителя и ученика, которые реализуются в общеуниверситетских курсах, на практических занятиях по методике обучения иностранному языку, способствует эффективной методической подготовке учителя к ситуациям, которые, к сожалению, в настоящее время становятся реальностью нашего времени. Полагаем, что системная методическая подготовка будущего учителя к обучению и воспитанию школьников в условиях инклюзивных практик, которая ведется в нашем вузе, будет способствовать решению многих важных нерешенных вопросов.

 

Галина СОРОКОВЫХ, профессор кафедры французского языка и лингводидактики Института иностранных языков МГПУ, доктор педагогических наук;

Светлана СТАРИЦЫНА, старший преподаватель кафедры англистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте