Суть эксперимента: из детей, оставшихся без родителей, вырастить элиту общества. Для тех, кому это кажется маниловскими мечтами, есть убедительный аргумент: реальная история о том, как воспитанник детского дома стал губернатором. Речь об Эдуарде Росселе, много лет возглавляющем Свердловскую область. Ему, кроме незаурядных личностных качеств и, наверное, звезд, ничто не помогало. А если создать специальные условия?
В августе прошлого года в Невьянск, что недалеко от Екатеринбурга, прибыли 30 переселенцев. Возраст – около семи лет. Из разных детских домов области они приехали сюда жить, получить общее образование, а затем профессию. Освоились быстро и уже говорят: «Это наш город», «Пойдем посмотрим на нашу башню».
Местечко, жителями которого они стали, с населением 25 тысяч человек, но достойное – известно русской истории около 300 лет. Невьянск – вотчина Демидовых, здесь зарождалась промышленность Урала, здесь был построен один из старейших металлургических заводов России. А башню, возведенную по указу Никиты Демидова, считают сродни Пизанской. Но если итальянский уникум действительно падает, приближаясь к земле на 1 мм каждый год, то невьянский шедевр стоит твердо, хоть и наклонно (отклонение вертикальной оси вверху составляет больше метра и не меняется). Здешняя земля хранит загадки о таинственных подземельях, секреты выплавки особых видов стали и традиции металлургии и машиностроения.
Ничего удивительного в том, что первой специальностью Невьянского механического колледжа была «технология машиностроения». Колледж существует 75 лет и является «градообразующим учебным заведением». В нем учились не только начальники цехов местных предприятий и рабочие, но и 70 процентов сотрудников мэрии. В последние годы в колледже стали готовить специалистов по экономике и организации производства, бухгалтеров, менеджеров, автомехаников и даже поваров. Колледж был соединен с профессиональным лицеем и реорганизован в Горнозаводское училище, получившее имя Демидовых. А в прошлом году здесь открылось отделение для детей-сирот.
Проблемы
Все детки, перебравшиеся в Невьянск, активные и смышленые. Задача ставилась найти самых одаренных. Оценивалось и состояние здоровья, ведь нагрузка им предстоит повыше обычной. Но главное, что учитывалось, это желание самих ребят.
В Свердловской области задача реабилитации и социализации сирот стала одной из приоритетных. Возможно, сказывается личный жизненный путь губернатора Росселя: к сиротам он относится особенно трепетно, и вслед за ним так же – областное Министерство образования. Дети только выигрывают от подобного сочетания личных и общественных стимулов.
Проблема же выглядит так: лишь 8 процентов выпускников детских домов получают специальность. На рынке труда они попадают в заведомо малоперспективное положение. Цель программы по выращиванию «элитных сирот» – дать им качественное профессиональное образование. В рамках Горнозаводского училища начальная и средняя школа соединены с профессиональной, здесь осуществляется принцип непрерывного образования. Слово «отчисление» в уставе отсутствует – профессию получит каждый, по интересам и способностям. В том числе и на уровне высшего образования. В этом учебном году в двух классах школы 30 учеников, в следующем их станет 60, и к моменту перехода в колледж или лицей это будет серьезная команда, выросшая на принципах творческого развития и владения ремеслами. В блоке дополнительного образования много художественных кружков, школа шахмат, а также знакомство с гончарным делом, сундучным промыслом и керамическим производством.
Училище окружено вниманием и, конечно, контролем со стороны власть предержащих. Министр образования области Валерий Нестеров, например, сделал выговор персоналу за то, что на личных шкафчиках учеников были указаны имена без отчеств: к детям надо относиться уважительно. Для столовой потребовал приобрести ножи, чтобы ребята с ранних лет приучались к хорошим манерам. Это «придирки по мелочам», но в деле воспитания, как известно, мелочей не бывает.
Личности
У педагогов колледжа, которые прежде работали только с подростками и молодежью, появились абсолютно новые задачи. «Каждый из пришедших к нам ребят – личность, – делится впечатлениями Надежда Агафонова, заместитель директора училища по учебно-методической работе. – Семилетки рассуждают как десятилетние. Им многое довелось пережить, в основном эти дети – социальные сироты, оставшиеся без родителей при живых родителях. И мы очень хотим, чтобы им у нас было комфортно».
Нестандартные ситуации возникают ежедневно. Первоклассница вдруг побледнела, ей померили давление, оно оказалось повышенным. Стали спрашивать, что случилось, и выяснилось: к девочке приезжал папа, которого она не видела очень давно. У другого мальчика настроение очень переменчиво. Не сразу удалось найти к нему подход. Но уж очень понравилась Валере парадная ученическая форма: китель и фуражка. Надел фуражку и оглядывается: где здесь зеркало? Форма стала для него стимулом хорошего поведения.
«Сначала детки относились настороженно к новым в их жизни взрослым. А сейчас только увидят – как виноград вокруг тебя: каждый хочет потрогать, о чем-то рассказать», – говорит Надежда Николаевна.
В училище появились новые преподаватели, воспитатели. Каждый класс сопровождает мастер-группа: учитель, психолог и социальный педагог. А еще за детьми закреплены вожатые. В училище профессиональную подготовку проходит около полутора тысяч человек. Интересно наблюдать, как старшие общаются с малышами. Если какое-то мероприятие, вместо необходимых десяти вожатых приходят двадцать. Определились и симпатии. На «Веселых стартах» взрослые ребята обмениваются друг с другом: «Ура, моя подопечная выиграла!», «А моей сегодня почему-то нет, надо узнать, что случилось». Эффективный способ социализации личности – когда ценности транслируются младшим через старших ребят. Только бы не надоели взрослым детям эти «игры».
Будущее
Слово «сироты» исключено из лексикона и учеников, и педагогов Горнозаводского училища. Вскоре исчезнет и другое понятие – «детский дом». В ближайшие два года будет построено здание пансионата. Планируется реставрация исторической усадьбы Демидовых. Одобрение на эти действия уже получено у потомков знаменитых уральских заводчиков. Специалисты проектной фирмы «Терем» совместно со студентами Уральского архитектурного института подготовили проект будущего комплекса. В восстановленной усадьбе развернутся не только учебные аудитории, но и медиатека, шахматный и танцевальный залы, оформленные в традициях старинного особняка. Так со временем в Невьянске вырастет учебный мини-городок, аналога которому пока нет нигде.
Марина РОМАНОВА, Невьянск, Свердловская область
Комментарии