В этом музее у каждого экспоната хочется задержаться надолго. И тогда станет понятно, почему так часто в рассказах о музее звучит определение «живой». Сердце музея – Вечный огонь, сделанный руками ребят из настенного бра, но такой настоящий, что боишься обжечься. Рядом береза и стихотворение Сергея Васильева, которое начинается со строк «Я помню, ранило березу осколком бомбы на заре…». Его обязательно прочтешь до конца. И что-то перевернется в твоей душе. Недаром учителя в один голос говорили, что отсюда дети выходят притихшими, задумчивыми…
Экскурсоводы, а это активисты музейной работы, одетые в военную форму, не просто рассказывают о событиях, они вовлекают ребят в действо, напоминают, что в музее все экспонаты «говорящие». Вопросы слушателям дают самые разные, но все они по теме музея. К примеру, такое задание: «Найдите в изречении Симонова слово, объясняющее название бойцов – ополченцы». Задание глазастым и смекалистым нравится. На стенде у входа в музей они быстро замечают глагол «ополчились», отсюда и название бойцов, защищавших столицу, – ополченцы. Школьному музею 51 год. Создавался он в 706-й школе и назывался Музеем боевой славы 18-й дивизии народного ополчения – 11-й гвардейской стрелковой Городокской (город в Белоруссии) трижды орденоносной дивизии. Такое длинное название, требующее расшифровки, запомнить непросто. Недаром руководитель музея Марина Владимировна Печникова с горечью заметила, что в одной из статей досадная ошибка – вместо городокской дивизию назвали городской… А ведь каждое слово в названии – это особая история. Но приходится упрощать. Несколько лет назад при сертификации появилось короткое название «Добровольцы». И еще надо сказать, что 706-я школа, где создавался музей, вошла структурным подразделением в состав ГБОУ «Школа с углубленным изучением французского языка №1251 имени генерала Шарля де Голля». Но музей сохранился. И надо отдать должное его «родительнице», ныне педагогу-организатору по музею, почетному работнику общего образования Марине Владимировне Печниковой. В свое время, когда школьный туризм был популярен, об увлеченной путешественнице, неутомимом краеведе, бессменном руководителе легендарного клуба «Азимут» слагали легенды. В клубе выросло несколько поколений ребят. И какие они раритеты привозили из своих путешествий! Сейчас Марина Владимировна, чтобы сохранить в памяти то «золотое время» туризма, создает в школе еще один музей – «Мир путешествий». Мне довелось его увидеть – даже в незаконченном виде впечатляет. Теперь знаю, где есть место для обретения хорошего настроения. Одни фотографии чего стоят, не говоря уже о коллекциях камней, ценных находках и других экспонатах. Все это богатство так «вкусно» представлено, что дух захватывает. Как же красива наша страна! Думаю, второй музей будет обладать не менее сильным воспитательным эффектом, чем первый. У Марины Владимировны есть особый дар – всю музейную работу делать для детей и вместе с ними. Она из категории педагогов по призванию, правда, окончила она геологический факультет МГУ, где ей прочили научную карьеру. Но ее из кабинета тянуло в горы. Стала водить в походы школьников и нашла себя в педагогике, где обрела множество единомышленников. Надо послушать, с какой любовью и благодарностью она рассказывает о ребятах и об учителях, верных своему призванию учить, воспитывая. …Довоенный уличный репродуктор в виде четырехугольника (не путайте с домашней «тарелкой») сейчас молчит. Но во время экскурсии раздается голос эпохального диктора Левитана, и все взоры обращаются к черному репродуктору. Его подарила музею учительница математики Наталья Викторовна Неськина. Знала о давней мечте неугомонной Марины Владимировны – чтобы, слушая Левитана, они видели тот довоенный уличный репродуктор. Фотоаппарат военных лет и бинокль – редкие раритеты – принесла в музей Лариса Геннадьевна Кошелева, классный руководитель 10-го класса. Эти семейные реликвии принадлежали когда-то ее деду, командиру партизанского отряда. Глиняная статуэтка Василия Теркина, солдатская гармонь… Каждый экспонат хранит свою историю. И когда ребята ее узнают, происходит прикосновение к прошлому, ощущение неразрывной связи поколений. Спектакль «Реквием», в котором звучали стихи Роберта Рождественского и песни военных лет, в стенах музея обрел особое высокое трагическое звучание. «Мурашки пробежали по коже», – чистосердечно признавались зрители. Успех юных артистов, перевоплотившихся в бойцов из сорок первого, был потрясающий. Спектакль повторяли несколько раз в школе, давали представление во Дворце детского творчества.Турнир военных эрудитов давно стал для школьников состязанием, в котором победить – большая честь. Команды получают задания, справиться с которыми опять же помогают экспонаты музея. Почему в деревне Ефимоново Истринского района посажены 36 березок? Завсегдатаям музея ответ долго искать не приходится. 36 бойцов в ноябре сорок первого не пропустили здесь 20 танков врага. Полегли все воины. В память о защитниках столицы и посажены белоствольные березки. Разговор о подвиге продолжается во время музейных предметных уроков. Так, на уроке литературного чтения «Береза – символ России» ученики начальной школы прикасаются к израненному деревцу, слышат рассказ о героизме бойцов и людской памяти. На уроке биологии ребята постарше рассуждают о психологии личности, обсуждают серьезные вопросы: кто такие герои? Почему становятся героями? Каждый год 12 ноября ученики выезжают на Скирмановские высоты. Здесь, в Рузском районе, произошла первая победоносная битва дивизии народного ополчения. Когда ребята вместе с жителями села стоят на этой высоте, минута молчания в память о погибших заменяет многие торжественные речи. На Скирмановских высотах один из бойцов 18-й дивизии, Анатолий Макрушин, своей грудью прикрыл амбразуру дота. О подвиге Александра Матросова было написано и снято фильмов немало, имя Макрушина известно малому кругу людей. А вот макет, воссоздающий обстоятельства подвига Федора Лаврищева на реке Истра в декабре сорок первого. Над ним трудились и школьники, бывшие выпускники, студенты художественного вуза. Мастерски воспроизведен, до мелочей, тот холодный декабрьский день. Переправу бойцов осложнил перебитый трос. Боец Федор Лаврищев прыгнул в ледяную воду, достал трос, успел передать его и закрепить. Погиб геройски.Марина Владимировна Печникова не только добрый хранитель музейного богатства, но и вдохновитель всей работы. Мастерица на все руки, она умеет вдохнуть жизнь в каждый экспонат, чтобы он «заговорил» с ребятами. Ее неистощимость на выдумки просто поражает. Чего стоит идея нарядить в музее елку Победы! К ее украшению были подключены и учителя, и ученики, а через детей увлеклись и родители. Расспрашивали родственников, которым довелось видеть военные елки, находили описания новогоднего праздника в рассказах, стихах. Все получилось необычайно трогательно. Подарки (завернутые в простую бумагу кусочки сахара и сушки) вызывали слезы у детей и взрослых. Вот она, музейная педагогика в действии! Марина Владимировна обязательно задает один вопрос тем ребятам, которые впервые переступают порог музея: «Зачем нам нужен музей?» Ответы бывают разными: «Чтобы знать прошлое», «Чтобы лучше было учить историю», «Чтобы здесь с ветеранами встречаться». Марина Владимировна обязательно дождется, чтобы кто-то произнес самое главное слово – «память». И тогда начинается разговор о самом важном качестве человеческой личности – памяти и благодарности тем, кто жил до нас, кто нас защищал в годы лихолетья, а сегодня защищает от оскудения души и равнодушия. Из рассказов школьников о своих родственниках, солдатах Победы сложилась Книга памяти. Истории из жизни читаются на одном дыхании. Крепкие, почти родственные связи у школьников и с ветеранами микрорайона.Недавно в Северном округе столицы в ознаменование юбилейной даты битвы под Москвой открыли закладной камень на месте будущего памятника 18-й дивизии народного ополчения. И в сохранении памяти о дивизии, первой из 60 созданных в годы войны формирований народного ополчения, получивших звание гвардейской, есть заслуга небольшого школьного «живого» музея.
Комментарии