В настоящее время Москва является крупнейшей образовательной площадкой, которая способна ответить на самые дерзкие вызовы времени. Совместный проект Департамента образования и Департамента культуры «Учебный день в музее» – один из наиболее универсальных инструментов для достижения актуальных образовательных целей.
Проект является преемником сразу двух успешных проектов – «Урок в Москве» и «Урок в музее», в рамках которых учебные занятия проходили не только в музеях, но и на производствах, спортивных и культурных объектах, а иногда даже на улицах города в виде познавательных квестов.Учитывая, что современное образование подразумевает свободную интеграцию развивающих и образовательных платформ, суть проекта состоит в том, чтобы каждый обучающийся на каждой образовательной площадке в музее мог изучить то, что музей представляет как уникальное. Именно так достигается глубокое погружение в предметную область – через проведение практического исследования. Интересна в этом отношении роль учителя, он становится скорее наставником, способным направить учащихся навстречу их собственным открытиям, чем преподавателем, излагающим безапелляционные истины.«Учебный день в музее» позволяет провести от трех до пяти уроков в пространстве одного музея, а учебные материалы разработаны таким образом, чтобы организовать работу с максимальным привлечением экспозиции. Универсальный конструктор урока дает возможность трансформировать рабочие листы и практико-ориентированные задания с учетом особенностей конкретного класса, а наличие дополнительных справочных материалов позволяет пользоваться конструктором урока и родителям, а также для дистанционного обучения.В проекте принимают участие 11 музеев, а в ближайшей перспективе к ним присоединятся и другие. Одной из самых ярких образовательных площадок, без сомнения, можно назвать Мемориальный музей космонавтики. Учащиеся 9‑х классов имеют возможность изучать здесь математику, физику, совершенствовать английский язык.Тщательная подготовка материалов для проведения уроков учитывает даже смену времен года: так, к примеру, конструктор уроков по изобразительному искусству в Зоологическом парке включает рабочие листы для холодного и теплого времени года. Учтены в проекте и плановые реставрации, которые являются неотъемлемой частью жизни музеев. Все это помогает сделать образовательный процесс на базе музеев непрерывным, хорошо продуманным и организованным.Французский писатель Анри Барбюс говорил, что школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, и надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. И потому особенно актуально, что современная школа расширяет границы образовательной среды, вовлекая в нее инновационные экспериментальные площадки, способные представить учащимся цельную картину научного знания. Одной из таких площадок является пространство Музея занимательных наук «Экспериментаниум»: молекулярная физика, оптика, электростатика, электричество и гидродинамика – вот неполный список того, о чем можно узнать на уроках в музее.Погрузиться в особую атмосферу России XIX века учащимся удается на уроках по предметам гуманитарного цикла в Государственном музее А.С.Пушкина. Урок истории построен на самостоятельном исследовании подлинных музейных предметов и экспозиции «Эпоха», посвященной Отечественной войне 1812 года, урок литературы поможет учащимся самостоятельно раскрыть тайны загадочной повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».Экспозиция Государственного музея – культурного центра «Интеграция» имени Н.А.Островского позволяет поговорить на уроке обществознания о судьбах и выдающихся достижениях людей с ограниченными возможностями и особенностями здоровья. Обеспечение равных возможностей участия и оптимальных условий обучения – одна из важнейших основ проекта.Значима и полная открытость проекта: принять участие в нем может любая образовательная организация, подавшая заявку на проведение учебного дня в избранном музее. Так, на настоящий момент в проекте успешно участвуют более полутора сотен образовательных организаций столицы.Проект «Учебный день в музее» позволяет значительно расширить границы знания, используя образовательный потенциал пространства города и экспозиции столичных музеев как уникальный источник получения фундаментальных знаний по разным предметам. Каждый урок – ступень в мир безграничных возможностей, шаг навстречу собственному открытию для всех участников образовательного процесса.Екатерина КИРЬЯНОВА, старший методист ГМЦ ДОгМ
Комментарии