search
main
0

Из потребителей – в предприниматели. По плечу не только малый, но и средний бизнес

Сегодня уже можно подвести некоторые итоги той работы, которая была проведена в регионах, принявших на свой бюджет значительную часть российских ПУ и техникумов. Что же произошло в субъектах РФ на самом деле и правы ли были скептики?

Борис ПАХАЕВ, первый заместитель министра образования и науки Республики Алтай:

– Как и другие регионы, мы получили на свой бюджет учреждения НПО и СПО. Их у нас 6, все 6 и остались, ни одно учреждение профобразования мы не закрыли. Финансирование осталось в таких же пределах, что было на федеральном уровне. Повысить объемы финансирования нам не удается – нет таких средств в региональном бюджете. По перечню специальностей профобразования мы пока никаких изменений не вносили, но месяц тому назад провели «круглый стол» с работодателями. Его вел министр образования Республики Алтай. За «круглым столом» представители Союза предпринимателей выдвинули перечень тех специальностей, которые, по их мнению, нужны на рынке труда. Например, они просили подготовить специалистов по технологии переработки – такие специалисты нужны в нашей республике. Эти предложения директора учреждений НПО и СПО учли, и сейчас уже идет разработка новых образовательных программ. Но новые программы, как известно, открывать сложно, поскольку это требует усиления материальной базы училищ. Средств на развитие базы маловато, если работодатели помогут, значит, все будет так, как они просят.

Анна КРЮКОВА, первый заместитель министра образования и науки Республики Адыгея:

– Мы довольно «хитро» преобразовали наши ПУ. Раньше их было вместе с теми, что находились на республиканском бюджете, 9, теперь осталось 2. Остальные, что были по станицам и аулам, не закрыли, а превратили в филиалы тех ПУ, которые остались на федеральном бюджете. Таким образом, никакого сокращения количества образовательных учреждений системы профобразования не произошло. В этом году у нас даже увеличился набор. Мы сумели в республиканском бюджете увеличить средства на содержание профучилищ и пока живем без стрессовых ситуаций. На будущее же строим планы: провели коллегию министерства вместе с работодателями, обсудили то, как нам выстраивать общую политику в подготовке рабочих кадров. Разговор шел о том, что работодателям нужна более современная подготовка – редукторный, химический заводы, завод «Промсвязь» и другие предприятия переходят на выпуск более сложной техники, которая должна быть конкурентоспособна на рынке, а потому им требуются квалифицированные рабочие. Выпускников-то системы профтеха приходится доучивать на производстве, а это работодателям не выгодно. Следовательно, нужно по-новому выстраивать работу систем НПО и СПО. Для этого работодатели готовы помогать материально, вкладывать деньги в модернизацию учебной базы. Что касается системы СПО, то тут никаких изменений не произошло, потому что все учреждения были уже переданы на уровень республики. Медицинское, педагогическое училища, училище искусств всегда были республиканскими, ими и остались. Гуманитарно-технический колледж давно вошел в состав университета, политехнический колледж – в состав технологического университета. Эти колледжи – на федеральном бюджете.

Татьяна ДОВГИЙ, заместитель руководителя Департамента образования и науки Смоленской области:

– Сегодня в области все учреждения НПО и СПО находятся на региональном бюджете, кроме трех профучилищ. Ни одно из образовательных учреждений не было закрыто благодаря внимательному и заинтересованному отношению к образованию губернатора области Виктора Маслова и помощи «трехсторонней комиссии», в которую входят представители администрации, профсоюзов и научно-промышленного союза. В январе 2005 года при передаче учреждений НПО и СПО у нас была уже готова вся региональная нормативная база для предоставления всем желающим возможности получить профессиональное образование: было подписано постановление главы администрации области о принятии в распоряжение Смоленской области имущества этих профучреждений, утвержден порядок приема в учреждения НПО за счет областного бюджета и предусмотрено, что контрольные цифры приема будут определяться исходя из договоров, заключенных с предприятиями, организациями, учреждениями (то есть подготовка специалистов будет идти «под заказ»). Затем были утверждены и сами контрольные цифры приема, которые не уменьшились ни по числу специальностей, ни по количеству принимаемых для обучения. Теперь мы принимаем в рамках бюджетной подготовки более 4000 человек на специальности НПО, 990 – на профессиональную подготовку. Кроме этого, профессиональную подготовку мы даем и с полным возмещением затрат – те, кто желают, могут на платной основе получить вторую специальность. А вообще в список специальностей внесены 12 новых: например, «электромонтер охранно-пожарной сигнализации», «электромонтер по обслуживанию подстанций, тепловых сетей, кабельных линий» и так далее. Из оставшихся специальностей по-прежнему лидируют металлообработка, общественное питание, транспорт – все те специальности, которые пользуются спросом. В строителях у нас потребность в два раза больше, чем предусматривает прием на обучение, поэтому сегодня мы с Департаментом строительства рассматриваем вопрос об усилении и развитии этого направления подготовки – «строительный бум» требует в больших количествах каменщиков, плиточников, штукатуров.

Уровень финансирования учреждений НПО и СПО не только полностью сохранен на том же уровне, который давал федеральный центр, но, кроме того, усилены социально защищенные статьи – одно из областных постановлений предусматривает для НПО и СПО выплату как социальных стипендий в размере 210 рублей в месяц, так и академических в размере 140 рублей.

Для того чтобы заинтересовать работодателей, мы провели «круглый стол» с выставкой «Смоленск-профтех». Получилась солидная экспозиция, которую посетили все работодатели. Интересно, что половина выставки – образовательные технологии, а вот другая половина была демонстрацией производственной деятельности.

Учреждения профобразования сегодня уже получают лицензии не только на образовательную деятельность, но и на производственную, выходя на рынок не только образовательных услуг, но и на рынок товаров. То есть профучилища начинают понимать, что они не только бюджетополучатели, но в потенциале еще и предприниматели, которым по силам малый и средний бизнес.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте