Наш авторский коллектив вот уже три года активно работает над психолого-педагогическими и организационно-методическими проблемами развития школьного самоуправления. В 2002 году мы завершили разработку этой темы по заказу Министерства образования России. Подготовили свое методическое пособие, которое готовится к изданию, и сейчас проводим серию учебно-методических семинаров для педагогов различных регионов.
Увидев на сайте юниорского союза «Дорога» учебник школьного самоуправления, мы связались с автором – Д. Рогаткиным и получили любезное разрешение на его публикацию. В «Граждановедении» мы ведем постоянную рубрику «Ученическое самоуправление». Именно для этой рубрики мы предлагаем эту книгу.
Пособие Дмитрия Рогаткина не является учебником в полном смысле этого слова. Его можно рассматривать скорее как попытку автора изложить взгляды на проблемы школьного ученического самоуправления с точки зрения учеников. Именно этим книга и интересна. Но такой односторонний взгляд имеет и свои недостатки, связанные с необходимостью «подыграть» школьникам, показать, что они многое могут.
К сожалению, в пособии практически полностью отсутствует позиция других участников образовательного процесса, прежде всего педагогов. Например, слабо проработаны правовые основы создания и функционирования самоуправления, включая именно ученическое как органичную составную часть всей системы школьного самоуправления.
Это вызывает определенное огорчение нашего коллектива, но, с другой стороны, мы рекомендуем эту книгу, подчеркивая, что это лишь одна из точек зрения, с которой полезно ознакомиться.
Мы по-прежнему ждем ваших вопросов, а в связи с публикацией этих материалов – и ваши соображения и отношения к ним.
Предисловие
Дорогой читатель!
В своей жизни тебе наверняка пришлось прочитать немало учебников. Их стало так много, что теперь они с трудом вмещаются в школьный портфель. Авторы этих умных книг изо всех сил стараются передать свои знания школьникам, чтобы они выросли грамотными людьми. И все-таки среди нужных пособий по математике, биологии, литературе и другим предметам нет одного очень важного учебника. Его-то мы и начинаем писать и приглашаем тебя, читатель, стать одним из его авторов.
Ты удивлен? Считаешь, что учебники должны писать не «простые люди», а ученые, которые много лет «грызут гранит наук»? Дело в том, что мы хотим написать не совсем обычный учебник. Он не поможет тебе получить пятерку и не спасет от заслуженной двойки. Но в жизни пригодится наверняка. Особенно если ты хочешь, чтобы жизнь в твоей школе менялась к лучшему.
Итак, мы собираемся написать УЧЕБНИК ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Возможно, слово «самоуправление» тебе уже хорошо знакомо. Это значит, что в твоей школе есть свой парламент, свое правительство, школьный совет или орган ученического самоуправления с каким-нибудь другим названием. Наверняка уже накопился интересный опыт, которым ты сможешь поделиться с читателями. Мы напечатаем твое письмо, и тогда ты станешь одним из наших авторов. А может быть и так. Ты впервые слышишь о каком-то там самоуправлении. Что ж, не беда: если тебе станет интересно, то ты сможешь отвечать на наши вопросы и выполнять задания. Этим ты поможешь нам узнать, как относятся к идее самоуправления твои одноклассники.
Давай-ка сначала познакомимся. Этот учебник вместе с вами, читателями, будем создавать мы – детская общественная организация юниорский союз «Дорога». Наша организация объединяет активную молодежь Петрозаводска, которая своими силами хочет изменить к лучшему жизнь в нашем городе. Школьное самоуправление стало для нас одним из самых интересных направлений работы два года назад. За эти два года мы проводили учебу ребят-активистов. Наши ребята создали советы ученического самоуправления в нескольких школах города. Мы организовали работу школьных правозащитных приемных, которые занимались защитой прав учеников. Мы пробовали, ошибались и находили решения. Этим опытом мы готовы поделиться с вами.
Присылать нам свои заметки вы можете по электронному адресу doroga@karelia.ru или обычной почтой: 185035, город Петрозаводск, пр. Ленина, 38, центр содействия занятости молодежи, Юниорскому союзу «Дорога».
А теперь, дорогой читатель, позволь представить тех, с кем тебе предстоит общаться на страницах нашего учебника. Итак…
Главный специалист по ученическому самоуправлению, доктор школьных наук, профессор Ю.С.Дорога.
– Здравствуйте, уважаемый профессор! Позвольте начать наше знакомство с вопроса: что заставило вас посвятить свою научную карьеру теме ученического самоуправления?
– Видите ли, мне очень хочется, чтобы школа не отставала от быстро меняющегося времени. Сегодня наши дети сидят за партами, а завтра они станут взрослыми. И чтобы не растеряться, чтобы добиться успеха, юному человеку потребуются не только знания, но и умение разбираться в окружающем его мире. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но одного этого мало. Она также должна научить человека быть самостоятельным, уверенным в себе, быть готовым совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. К сожалению, еще не все педагоги поняли, что школе необходимо меняться. Ведь дети должны научиться ориентироваться в жизни, находить в ней свое место. И если в школе не будет ученического самоуправления, то вряд ли она сможет идти «в ногу с временем».
– Но, позвольте… – скажут наши читатели, среди которых есть и учителя. – Вы говорите очень странные вещи! Все знают, что главное для школы – качество образования. «В ногу с временем» идут в первую очередь те школы, которые смогли стать лицеями и гимназиями. В них преподают лучшие учителя и учатся лучшие ученики. И им абсолютно безразлично, есть в их школе ученическое самоуправление или нет.
– В том-то и беда, что многие до сих пор путают качество образования и качество обучения. Уже почти десять лет действует Закон «Об образовании», который трактует образование как «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Заметьте, слово «воспитание» стоит в законе на первом месте. Но, к сожалению, многие школы до сих пор не сняли со своих стен старый лозунг «Учиться, учиться и учиться!» Я вспоминаю забавный случай, который произошел в одном из петрозаводских лицеев. Совет ученического самоуправления этого лицея решил организовать турнир по КВН. Администрация лицея дала свое согласие на его проведение, и команды старшеклассников начали готовиться. И вдруг за несколько дней до начала завуч лицея заявил: «КВН отменяется!» – «Почему?» – изумились активисты. – «Потому что мы – Лицей! Для нас главное – учеба! Ваш КВН будет мешать лицеистам учиться и приведет к снижению оценок за полугодие». Активистам осталось только развести руками. Мне кажется, что в подобных школах ребят могут научить успешно сдавать экзамены, но никогда не смогут подготовить их к взрослой, самостоятельной жизни. Представьте себе человека, который стоит на оживленном перекрестке с чемоданом знаний и не знает, куда ему пойти. Стоит он и думает: «Я закончил престижный лицей, мне дали столько знаний… Но какой опыт есть у меня за плечами, кроме опыта выполнения домашних заданий? Что я умею в жизни? Какая из этих дорог – моя? И если у меня нет ответа на эти вопросы, то зачем мне этот чемодан?..». Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни. И роль в этом ученического самоуправления…
– Самоуправления, самоуправления… Вас, докторов-профессоров, хлебом не корми, дай только побормотать себе под нос что-нибудь шибко умное…
– Стоп-стоп-стоп! В наш разговор вклинился второй собеседник, учащийся – Федор Пессимистов. Он знает школьную жизнь, что называется, не понаслышке, и поэтому его мнение для нас будет особенно интересным. Ну, Федя, раз уж ты перебил нашего уважаемого профессора, теперь высказывайся! О чем ты хотел поспорить?
– Вы в школу-то давно заглядывали? Вам хорошо умные слова здесь говорить. А ко мне вот вчера подошла Мариванна, наша классная, и говорит: после седьмого урока иди к завучу. Я пошел. Там собрали по одному человеку из каждого класса и говорят: «Вы теперь будете школьным парламентом. Сегодня решаем вопрос о запрете курения в школе. Кто за?» Все подняли руки и быстренько пошли по домам. А с утра по всем классам объявили, что парламент решил штрафовать всех, кого с сигаретой заметят. Один перекур – червонец. И на стенд список членов парламента повесили. Я сегодня весь день из-за этой истории от школьных курильщиков убегал…
– Ха-ха-ха! Ну ты, Федя, насмешил! Ой, извините, здрассте!
– Здравствуй, здравствуй, Василий. (Вы уже догадались, что пришел наш третий собеседник. Это Вася Активистов. Он тоже петрозаводский школьник, но в отличие от Феди в ученическом самоуправлении Василий участвует давно и активно. Как говорится, профессионал. Что же, Вася, так насмешило тебя в грустном рассказе Феди Пессимистова?)
– Да то, что у нас в школе была очень похожая ситуация. Только развивалась она с точностью до наоборот. Начнем с того, что депутатов в наш школьный совет выбирали сами ребята, а не «посылали» учителя. Так вот, однажды к нам обратились старшеклассники. Они пожаловались на то, что им запрещают курить в туалете, а другого места для курения нет. Не курить совсем они не могут, потому что, извините, со второго класса привыкли. Школьный совет решил, что с этим надо что-то делать, и предложил директору оборудовать место для курения. Директор велел завхозу открыть черный ход и поставить у крыльца мусорницы. Теперь курильщикам не надо прятаться по туалетам. А всем остальным не приходится дышать табачным дымом. И никто ни от кого не бегает.
– Какой вывод, уважаемый профессор
Ю.С. Дорога, вы делаете из Фединого рассказа?
– Вывод прост – Федя считает самоуправлением то, что вовсе им не является. Какое же это самоуправление? Завуч собрал детей, назначенных учителями, и они, как в «старые добрые времена», якобы от имени школьников «проштамповали» готовое решение. К сожалению, такое «самоуправление» еще не редкость. И одна из причин этого состоит в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить настоящее ученическое самоуправление. Для того чтобы восполнить этот пробел, и нужен учебник, первую страницу которого мы вместе с вами, друзья, уже написали. Вот, читатель, мы с тобой и познакомились с персонажами, с которыми нам предстоит вести разговор об ученическом самоуправлении. В конце параграфа, как и положено в учебнике, ты найдешь задание. Мы будем рады, если ты захочешь его выполнить и пришлешь нам письмо о том, что у тебя получилось.
Домашнее задание:
1. Узнай, есть ли в твоей школе ученическое самоуправление.
2. Расскажи о нем. Как называется орган ученического самоуправления, как он избирается, что он делает? Как к его работе относятся ученики и учителя?
3. Обсуди со своими друзьями и знакомыми этот материал нашего учебника. Расскажи, как они отнеслись к прочитанному. Что вызвало интерес? Что осталось непонятным? Какие возникли вопросы?
Параграф 1. Сложное слово «самоуправление»
Наши новые знакомые – доктор школьных наук, профессор Ю.С.Дорога, петрозаводские школьники Федя Пессимистов и Вася Активистов – решили начать работу над учебником с самого главного. Они встретились в штабе юниорского союза «Дорога», чтобы обсудить, какой смысл скрывается за сложным словом «самоуправление».
Профессор: Ну что ж, мои юные друзья, приступим. На прошлой встрече Федя поведал грустную историю о том, как его записали в «самоуправление» и что из этого вышло. Федя, может быть, ты расскажешь нам, что же в твоей школе понимают под ученическим самоуправлением?
Федя: Как раз недавно у нас был классный час. Мариванна, наша классная, говорит: «Будем создавать в нашем классе самоуправление. Вы теперь все будете делать сами. Сначала давайте выберем старосту. Он будет руководить дежурствами, проводить классные часы и собирать дневники на проверку. Я думаю, старостой будет Маша Отличникова. Все за? Отлично. Еще нам нужен культмассовый сектор, чтобы проводить вечера и утренники. Это будет Сева Затевахин. Теперь учком. Это тот, кто будет подтягивать двоечников. Учкомом выберем Светочку Заучкину. И, наконец, редактор. Он будет выпускать газету нашего класса под названием «Учеба – наш главный труд». Так-с, редактором будет Петя Рифмоплетов. Ну а в школьном парламенте у нас – Федя Пессимистов. Молодцы, все по домам!»
Профессор: Очень любопытно! Вася, как ты считаешь, действительно ли в Федином классе есть самоуправление?
Вася: Ага. Только учительница, наверное, думает, что «самоуправление» – это когда она сама управляет, без учеников. Просто назначила себе помощников, которые будут облегчать ей жизнь. Нет, я не спорю, ученики должны помогать учителям. И в нашем классе тоже есть староста. Но, по-моему, ученическое самоуправление – это совсем другое!
Профессор: Что же тогда, Вася, ты понимаешь под «ученическим самоуправлением»?
Вася: Это когда ученики сами собой управляют. То есть решают вопросы своей жизни в школе сами, без указки учителей. В нашей школе для этого выбран школьный совет. Если у учеников есть какая-то проблема, то он ставит ее перед директором. И директор от этой проблемы уже не отмахнется, потому что знает, что совет говорит от имени всех учеников. А если ребята хотят чем-то заняться в свободное время, например, провести спортивный праздник, то им не надо уговаривать учителя физкультуры – школьный совет поможет организовать все самим.
Федя: Да никому это не нужно! Кто из ребят будет тратить свое личное время, чтобы проводить какие-то там праздники? Им ведь денег за это не платят!
Вася: Ты, Федя, не обижайся, но… Сейчас ты показал нам, какие взгляды у тех ребят, где самоуправление заканчивается на дежурстве по столовой. Давай-ка сравним наши школы на простом примере. Какой у нас скоро праздник? Новый год. Расскажи-ка мне, как он обычно проходит в вашей школе?
Федя: Физрук надевает бороду Деда Мороза и водит хороводы вокруг елочки. Кто стишок прочитает – тому конфетку.
Вася: И вам нравится?
Федя: Конечно! Я с первого класса один и тот же стишок читаю, и мне всегда конфетка достается!
Вася: Вот видишь! Не новый год, а какая-то стихотворная повинность! А в нашей школе новогодний праздник проводит школьный совет. Там есть организаторская комиссия, которая придумывает разные интересные дела. В прошлом году у нас на новогодней елке произошло совершенно неожиданное событие. Снегурочку – ее играла Кристина, председатель организаторской комиссии – украла «нечистая сила». В «нечистую силу» нарядились ребята из школьного совета. И главный среди этой нечисти объявил, что теперь Снегурочку надо выкупить, а иначе праздника не будет. Всем пришлось бегать по школе и выполнять смешные задания, чтобы «нечистая сила» развеселилась и отпустила бедную внучку Деда Мороза. Меня, например, заставили с завязанными глазами рисовать снеговика. Знаешь, как прикольно было! До сих пор вспоминаем!
Профессор: Давайте обобщим. Вася считает, что ученическое самоуправление есть в том случае, если вопросы своей жизни в школе ученики решают сами. Конечно же, Вася не говорит, что школьный совет отбирает полномочия у директора или учителя. Ведь активисты ученического самоуправления не могут вместо завхоза покупать краску на ремонт школы или вместо учителей вести уроки…
Федя: Ну почему же? Иногда могут! Поучись-ка, Васечка, у нас! В нашей школе в День учителя каждый год проходит День самоуправления. В этот день уроки вместо учителей ведут старшеклассники, а самый солидный школьник выполняет обязанности директора. Учителя уходят отмечать свой праздник, а у нас начинается… полное самоуправление! Я на прошлом Дне самоуправления вел урок в 5-м «Б» классе. Есть там такой Колька Дергунов. Все время в столовой в меня корками апельсиновыми кидался. Так я ему в отместку двоек наставил в журнал на всю четверть вперед! Правда, математичка меня потом этим журналом чуть не пришибла…
Вася: Честно говоря, Федя, даже не знаю, чему тут можно поучиться. Ты предложи в следующий раз назвать это веселое мероприятие как-нибудь по-другому. Например, Днем будущего учителя. Во всяком случае, самоуправление здесь точно ни при чем. Ведь оно не может существовать один день в году и не означает, что ученики подменяют учителей. У учителей есть свои права и обязанности, а у школьников – свои.
Профессор: Раз уж мы заговорили о правах и обязанностях, давайте обратимся к Закону «Об образовании». Многое из того, что в нем написано, в школах до сих пор не используется. А зря! Например, закон дает обучающимся право участвовать в управлении школой. Таким же правом обладают педагоги и родители. А управление школой, согласно статье 35 этого закона, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это значит, что в школе есть «начальник» – директор, который имеет право решать многие вопросы своей властью. Но есть и органы самоуправления, каждый из которых также обладает властью при решении определенных вопросов.
Вася: Правильно ли я понял, профессор, что ученики через самоуправление осуществляют свое право на участие в управлении школой?
Профессор: Совершенно верно! При этом в уставе школы должно быть написано, какие в ней существуют органы самоуправления и какие вопросы они могут решать.
Федя: Это что еще за устав такой?
Профессор: Каждая школа, Федя, работает на основе своего устава. Там написано, какие есть права и обязанности у учеников и учителей. Что можно, а что нельзя. Какие наказания можно применять. И много других полезных сведений о правилах школьной жизни. В том числе, как устроена школьная власть: что может делать директор, а что – органы самоуправления. Органы самоуправления – это педсовет, общешкольное собрание и многие другие, в том числе и совет ученического самоуправления. Между прочим, устав должен висеть на видном месте, а администрация обязана знакомить с ним учеников и родителей. Это написано в законах «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Вася: Значит, в уставе школы должно быть сказано, какие у школьного парламента есть полномочия. И это даст возможность ученикам через него участвовать в управлении школой.
Профессор: Совершенно верно! Но это идеальный вариант. К сожалению, нередко об ученическом самоуправлении не написано вообще ничего.
Вася: И как же тогда быть?
Профессор: Нужно помнить, что право участвовать в управлении школой ученикам дает закон. Устав школы не может отнять у них это право. Самоуправление – механизм, который позволяет это право реализовать. Другого механизма участия учеников в управлении школой просто нет в природе! Конечно, лучше всего, когда полномочия органов самоуправления отражены в уставе школы. Но если это не сделано, тогда может быть принято Положение об ученическом самоуправлении, которое восполнит этот пробел.
Федя: Давайте-ка я скажу своими словами, что я из того всего понял. Оказывается, школой управляет не только директор. В управлении участвуют учителя, ученики и родители. И для того, чтобы они могли это делать, необходимо создать органы самоуправления. Значит, ученическое самоуправление может не только праздники проводить, но и школой управлять?
Вася: Гениально, Федя! А еще я думаю, что если ученики будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя хозяевами школьной жизни. Сейчас большинство ребят считают, что от них ничего не зависит. Они думают, что все решают учителя. Ведь им никто не рассказывал, что у них есть право участвовать в управлении школой.
Профессор: Коллеги, давайте договоримся: даже в соседних школах ученические самоуправления могут быть совершенно разными, и это нормально. Например, в первой из этих школ ребята встречаются с директором и решают, потратить школьные деньги на новый компьютер или же на аппаратуру для дискотеки. А во второй школе ученики хотят только проводить замечательные праздники, и им больше ничего не надо. Каким будет самоуправление в школе, зависит и от желания ребят, и от доброй воли администрации школы. Если ребята не хотят управлять своей школой, а администрация не хочет к ним прислушиваться, то право учеников на участие в управлении образовательным учреждением так и останется на бумаге.
Федя: Так, может быть, именно поэтому в нашей школе нет настоящего ученического самоуправления? Ребята ничего об этом не знают и не умеют договориться друг с другом, а администрации школы проще жить, когда никто не сует нос в ее дела?
Профессор: Не торопись с выводами, Федя. Пусть ребята и учителя подумают наш нашей беседой и решат для себя этот вопрос сами. Может быть, читая следующие параграфы нашего учебника, они поймут, что в школе должно быть сильное ученическое самоуправление, причем с реальными правами и полномочиями.
1. Расскажи, что понимают под словом «самоуправление» ребята и учителя твоей школы.
2. Дай прочитать этот параграф своим друзьям и знакомым. Узнай их мнение о прочитанном. А что думаешь ты сам?
3. Если бы ты мог управлять своей школой, что бы ты в ней изменил? А твои знакомые? Одноклассники? Родители? Учителя?
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры развития образовательных систем АПК и ПРО МО РФ, председатель Конституционного совета Межрегиональной общественной организации детей и молодежи «Новая цивилизация»
Продолжение следует
Комментарии