search
main
0

Из побочных – в приоритетные

Модернизацию образования во многом сдерживает то, что вместо целостного социокультурного опыта ученики осваивают исключительно знания, хотя знаниевая парадигма терпит серьезный кризис. Невероятный поток информации, которая устаревает быстрее, чем ученик окончит школу, уже невозможно (и не нужно) «втискивать» в программы, тем более что существуют иные хранилища информации, нежели память ребенка. Попытки выйти за пределы предметно-знаниевого образования осуществлялись в системах развивающего обучения. Л. Занков делал акцент на ускорении общего интеллектуального развития детей за счет обучения на высоком уровне трудности, проблемности, индивидуализации, прохождения материала быстрым темпом и так далее.

Досье «УГ»Информация к сведениюКлючевые компетентности характеризуются тем, что они: позволяют решать сложные (неалгоритмические) задачи; полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля); переносимы на разные социальные поля (разные области деятельности); требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств); сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования и так далее); реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).

В. Давыдов особую роль отводил развитию теоретического мышления у младших школьников: они сначала овладевали теоретическими понятиями, которые потом служили инструментом построения способов деятельности в некоторых предметных областях.

Немалый вклад внесли разработки, основанные на принципе проектирования образовательных систем. Например, В.Ильин полагал, что образование должно формировать «целостную личность», при этом в его структуре должны быть отражены основные ситуации жизнедеятельности человека, ценности общества, в котором он живет.

Выход за рамки знаниевой парадигмы пытались реализовать разработчики организационно-деятельностных игр, авторы проектного метода обучения, школы «диалога культур», создатели интегрированных учебных курсов, в процессе которых учащимся предлагалось решение изобретательских задач, и так далее. Первопроходцы исходили из того, что существуют «два образования» – «явное», в котором учебные программы подлежат обязательному усвоению, а усвоенные знания – контролю, и «скрытое», способствующее формированию компетентности, личностного опыта и других показателей образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений. Весь фокус в том, что бывшее ранее побочным, теперь становится приоритетным. Компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.

До недавнего времени компетентность связывалась исключительно с профессиональным образованием. Сегодня предлагается компетентностный подход к школьному образованию. Это ново для отечественной дидактики, поэтому возникает очень много самых разных вопросов, порой неприятных. Лично мне кажется, что переход от предметно-знаниевой модели образования к компетентностной не должен заключаться в замене одной модели другой. Возможно, знаниево-академическая система будет реализовываться в начальной и основной школе, компетентностная – в старшей профильной. Наверное, обе модели могут использоваться одновременно. Очевидно, возникнут такие формы построения образования, когда в интегрированных курсах предметные области будут сочетаться со сферами компетентности. Словом, возможны варианты, самое главное, чтобы их разработка, их выбор не навязывались сверху, а стали результатом модернизации теоретических основ конструирования образовательных систем.

Виктор БОЛОТОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте