Концепция формирования имиджа Профсоюза работников народного образования и науки РФ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «корпоративный имидж», прочно утвердившееся в бизнесе и менеджменте, становится актуальным и для общественных организаций, в том числе и профсоюзов. Имидж в переводе с английского языка обозначает образ, изображение.
В контексте настоящей Концепции имидж будет пониматься как непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о Профсоюзе работников народного образования и науки Российской Федерации.
Концепция формирования нового имиджа Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы политики профсоюза в сфере представительства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, во внутрисоюзной деятельности.
Концепция разработана в развитие положений:
Устава Профсоюза работников народного образования и науки РФ;
Программы развития деятельности профсоюза на период до 2010 года;
Постановления Пленума ЦК профсоюза от 21 февраля 2007 года «Об укреплении единства и повышении эффективности деятельности профсоюза».
Объектом Концепции являются отношения, возникающие внутри профсоюза между его членами и выборными органами, профсоюзными работниками, активом, которые осуществляют полномочия профсоюзных организаций по реализации функций профсоюза в объеме и в порядке, установленными правовыми и нормативно-уставными нормами профсоюза, а также отношения профсоюза с гражданским обществом, государством, другими профсоюзами и общественными объединениями.
Предметом Концепции является формирование профсоюзной идеологии, определение целей, подходов и основных принципов деятельности профсоюза в современных условиях.
Концепция содержит семь разделов:
в первом разделе приводится краткий анализ текущего состояния дел во внутрисоюзной деятельности, выявляются основные противоречия и проблемы организационно-уставного характера, влияющие на имидж профсоюза;
во втором разделе уточняется структура имиджа профсоюза, цели, задачи и принципы деятельности профсоюза по реализации основных профсоюзных функций;
в третьем разделе определяются и обосновываются основные контуры новой профсоюзной идеологии;
в четвертом разделе определяется совокупность условий и критериев эффективности деятельности профсоюза и его организаций, обеспечивающих повышение мотивации профсоюзного членства и формирование нового имиджа профсоюза;
в пятом разделе раскрываются основные формы взаимодействия профсоюзов и государства;
в шестом разделе показаны роль и место профсоюза в профсоюзном движении страны;
в седьмом разделе определяются некоторые практические механизмы формирования нового имиджа профсоюза и пути совершенствования этой работы.
Целью реализации изложенных в Концепции принципов формирования имиджа профсоюза является существенное повышение эффективности деятельности профсоюза по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, повышение мотивации профсоюзного членства и формирование нового, отвечающего современному уровню развития гражданского общества, облика профсоюза.
РАЗДЕЛ 1.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
СОСТОЯНИЕ ПРОФСОЮЗА
Успешность деятельности профсоюза в решении главной уставной задачи – защиты социально-экономических, трудовых прав и профессиональных интересов работников и обучающихся – во многом зависит от состояния внутрисоюзной работы, включая кадровое и финансовое обеспечение профсоюза, уровень профессионализма профсоюзных кадров и актива, использование новейших информационных технологий, уровень организационной работы по мотивации профсоюзного членства и т.д.
Укреплена нормативная база деятельности первичных и территориальных профсоюзных организаций. Разработаны и утверждены Президиумом ЦК профсоюза 8 примерных положений – о профсоюзных организациях всех уровней структуры профсоюза, о первичных профсоюзных организациях работников и студентов основных видов образовательных учреждений, а также примерные положения о ревизионных комиссиях первичной и территориальной организаций профсоюза.
Уделяется постоянное внимание поддержанию, развитию и совершенствованию структуры профсоюза.
По состоянию на начало 2009 года в структуре профсоюза насчитывается 78 территориальных профсоюзных организаций в субъектах РФ, 2505 территориальных организаций на уровне муниципальных образований и более 93 тысяч первичных организаций на уровне трудовых коллективов в образовательных учреждениях, организациях и предприятиях отрасли, в том числе 1887 – в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (в вузах – 651, из которых 252 – профсоюзные организации студентов, в учреждениях СПО – 596, из них 149 – профсоюзные организации студентов, в учреждениях НПО – 640, из них 9 профсоюзных организаций обучающихся).
Выборными профсоюзными органами от профсоюзного комитета первички до ЦК профсоюза принимаются меры по мотивации профсоюзного членства, росту численности профсоюза.
Вместе с тем сохраняется особая по важности и остроте проблема – отсутствие эффективных форм и методов работы по вовлечению в профсоюз молодежи, приходящей работать в образовательные учреждения.
Сегодня только небольшая часть молодых людей, заканчивающих педагогические вузы и колледжи, приходит работать в государственные и муниципальные образовательные учреждения. Далеко не все из пришедших в сферу образования молодых людей вступают в профсоюз.
Сохраняется проблема вовлечения новых членов профсоюза в профсоюзную деятельность по месту работы в школе или дошкольном учреждении, что негативно сказывается на мотивации профсоюзного членства.
РАЗДЕЛ 2.
ПРОФСОЮЗ В СТРУКТУРЕ
ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ
Отраслевые профессиональные союзы в силу своей природы всегда тяготеют к объединению, солидарности и координации усилий для решения общих задач в сфере труда в интересах своих членов.
Возникшие еще весной 1905 года первые центральные бюро профсоюзов в Петербурге, Москве и других промышленных центрах страны стали предшественниками объединений профсоюзов.
Весь исторический путь развития профсоюзов показывает, что их объединения как в центре, так и на местах стали действительно необходимым элементом солидарности и организационного единства профсоюзного движения, действующего в интересах всех трудящихся.
На уровне страны, на уровне субъектов РФ, городов и районов существует множество проблем, которые связаны с рынком труда, занятостью населения, охраной труда, экологией, состоянием социальной сферы, медициной, санаторно-курортным обслуживанием, организацией отдыха и туризма и т.д. Все они носят межотраслевой (общепрофсоюзный) характер, а, следовательно, влиять на их решение профсоюзы могут, только объединив усилия и координируя совместные действия через механизмы социального партнерства.
Действующее законодательство определило, что общероссийским объединением профсоюзов признается такое объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов, которое действует на всей территории или на территории более половины субъектов РФ.
Такими структурами стали Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), созданная в марте 1990 года на Учредительном съезде профсоюзов РСФСР, и территориальные объединения организаций профсоюзов на уровне субъектов РФ, которые за короткий период новейшей российской истории доказали свою эффективность и полезность профсоюзам в реализации их основной функции по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов своих членов.
ФНПР является крупнейшим национальным объединением профсоюзов в мире. С 1990 года Профсоюз работников народного образования и науки РФ, как и 43 других общероссийских, межрегиональных профсоюза, входит в ФНПР.
ФНПР, а вместе с ней и отраслевые профсоюзы, активно интегрируются в международное профсоюзное движение, поддерживая и развивая отношения более чем со 100 национальными профцентрами из 70 стран мира.
В ноябре 2006 года, после объединения Международной конфедерации свободных профсоюзов (МКСП), коллективным членом которой является ФНПР, и Всемирной конфедерации труда (ВКТ), в мире создано новое профсоюзное объединение – Международная профсоюзная конфедерация (МПК). В МПК входят 370 национальных профцентров из 150 стран мира с общей численностью 175 миллионов членов профсоюзов.
ФНПР представлена в качестве титулярного члена в Административном совете МОТ; имеет статус наблюдателя при Экономическом и социальном совете ООН и Комиссии ООН по вопросам женщин; имеет партнерский статус при Профсоюзном консультативном комитете Организации экономического сотрудничества и развития и Совете профсоюзов северных стран; является членом профсоюзной «большой восьмерки», подготавливает предложения к заседаниям правительственной «большой восьмерки», является членом профсоюзной сети при организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
ФНПР заключает Генеральное соглашение с общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.
Генеральное соглашение предусматривает обязательства сторон в области экономической политики, оплаты труда и уровня жизни населения, развития рынка труда и обеспечения занятости населения, социального страхования и социальной защиты населения, защиты трудовых прав, охраны труда и экологической безопасности и т.д.
Разработка такого соглашения осуществляется в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в работе которой участвуют представители отраслевых профсоюзов.
В результате объединяющей роли ФНПР в условиях внутренней миграции рабочей силы стало возможным сохранение профсоюзного членства за работниками, переходящими из одной отрасли в другую. Это важно, поскольку члены профсоюзов, переходя на работу из одной отрасли в другую, сохраняют стаж профсоюзного членства, от которого все больше зависят те или иные льготы, существующие в профсоюзах.
На съезде ФНПР в 2006 году закреплен и обновленный статус объединений территориальных организаций профсоюзов в субъектах РФ и их место в структуре ФНПР.
В соответствии с поправками в Устав ФНПР территориальные объединения организаций профсоюзов сегодня имеют право объединять только организации профсоюзов, входящих в ФНПР. Кроме того, территориальное объединение организаций профсоюзов, сохранив статус членской организации, лишилось права выхода из ФНПР, его также нельзя исключить из ФНПР.
Эти поправки в Устав ФНПР носят принципиальный характер и закрепляют территориальные объединения организаций профсоюзов в субъектах РФ в качестве структуры ФНПР, что привело к значительному организационному укреплению ФНПР и повышению доверия к территориальным объединениям со стороны общероссийских отраслевых профсоюзов.
В условиях развития местного самоуправления все большую роль играют Координационные советы профсоюзных организаций отраслевых профсоюзов, которые действуют на муниципальном уровне. Они:
содействуют развитию социального партнерства на территории муниципального образования;
вносят в органы местного самоуправления предложения о разработке и принятии нормативных, правовых и других актов по вопросам социально-трудовой сферы;
участвуют на паритетной основе в управлении государственными внебюджетными социальными фондами в муниципальном образовании;
организуют правовую помощь членам профсоюзов и профсоюзным организациям в муниципальном образовании;
оказывают помощь в обучении профсоюзного актива;
содействуют в реализации решений выборных органов вышестоящих отраслевых территориальных организаций профсоюзов и межсоюзных органов профсоюзов, в вопросах развития социального партнерства, более эффективного влияния на решение социально-экономических, экологических и иных проблем, имеющихся на местном уровне, в интересах всех членов профсоюзов.
Участвуя в работе Координационного совета на муниципальном уровне, отраслевые профсоюзные организации создают благоприятные внешние условия для реализации своих уставных целей и задач.
РАЗДЕЛ 3.
ПРОФСОЮЗ И ГОСУДАРСТВО
Правовые взаимоотношения профсоюза и государства охватывают самые различные стороны жизни общества и проявляются в разнообразных формах в соответствии с действующим законодательством. Они отражают, с одной стороны, все то общее и наиболее существенное, что сближает государство и такую негосударственную общественную организацию, как профсоюз, с другой – все то особенное, специфическое, что их разделяет.
В соответствии с законодательством профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
Конвенция МОТ №87 предусматривает, что государственные органы власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить право трудящихся на объединение или воспрепятствовать его осуществлению. Это дает право профсоюзам самостоятельно вырабатывать свои уставы, создавать свой аппарат, формировать программу своих действий.
Независимость профсоюзов от органов исполнительной власти является объективной необходимостью для эффективного осуществления социального партнерства, где партнеры могут принимать согласованное решение только тогда, когда они находятся в равных условиях.
Гарантия независимости профсоюзов от политических партий и других общественных объединений, устанавливаемая законодательством, также является оправданной мерой, так как профсоюзы – прежде всего экономические организации, среди членов которых имеются представители различных политических взглядов, и разделение их по партийной принадлежности может привести к дроблению профсоюзов по политическим взглядам, уходу от профессионального и производственного принципов построения.
Но независимость профсоюзов от политических партий не противопоставляется конструктивному сотрудничеству с ними в интересах защиты социально-трудовых прав работников.
Отношения, возникающие в процессе сотрудничества государственных органов с профессиональными союзами, определяются нормами гражданского, трудового, административного, налогового и другого законодательства.
Отношения сотрудничества государственных органов и профсоюзов характеризуются, как правило, равенством прав и обязанностей субъектов этих отношений, их взаимной ответственностью и выражением отношений в договорно-правовой форме.
Основными формами взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти являются:
Сотрудничество как субъектов социальной политики. В процессе взаимодействия с профсоюзами государственные органы власти получают поддержку и помощь от профсоюзов при реализации социальной и экономической политики.
Конкретным выражением данной формы сотрудничества является участие профессиональных союзов в разработке законодательных актов и программ, планов, затрагивающих социально-экономические, трудовые и иные права и интересы граждан.
Законодательное закрепление получили отношения сотрудничества профсоюзов и государства при решении некоторых вопросов пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости, при рассмотрении трудовых споров, охране труда и т.д.
Сотрудничество как субъектов социального партнерства. Примером такого сотрудничества являются отношения в процессе работы Российской трехсторонней комиссии, коллективных переговоров, заключения соглашений на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и др.
Сотрудничество как субъектов трудового права. В соответствии с действующим законодательством соответствующие органы государственной власти издают нормативно-правовые акты об оказании помощи профсоюзам. Например, в Трудовом кодексе РФ закреплено, что государственные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять выборному профсоюзному органу бесплатно необходимое помещение с оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной; транспорт, связь, отчислять денежные средства для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, предоставлять здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурно-просветительской, оздоровительной физкультурной и спортивной работы.
Помимо материальной помощи государство оказывает профсоюзам и другие виды помощи, в частности, правовую. Суть ее заключается в том, что государство создает юридические условия для правовой защиты профсоюзных организаций через органы прокуратуры и суды. Такие правовые условия обеспечиваются принятием ФЗ «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также повседневной практикой совместной деятельности профсоюзов и правоохранительных органов.
Сотрудничество в процессе контроля и координации деятельности профсоюзов в рамках соблюдения ими Конституции РФ, федеральных законов, налогового законодательства и др.
Сотрудничество в процессе выборов (формирования) органов государственной власти и управления, а также образования общественных объединений.
Кроме того, надо иметь в виду, что законодательство не исчерпывает всех возможных форм контактов профсоюзов с государственными органами и работодателями.
За рамками законов остаются такие формы взаимодействия профсоюзов, ставшие традиционными, как, например, проведение совместных мероприятий (совещаний, слушаний, обсуждений, семинаров, конференций), рабочие контакты по текущим и перспективным социально-трудовым проблемам и др.
РАЗДЕЛ 4.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ
ПРОФСОЮЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ
В современных условиях профсоюз можно определить как самоуправляющуюся, независимую, некоммерческую организацию, добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов работников образования и обучающихся (студентов).
Во взглядах на роль профсоюза, его месте в трудовых коллективах образовательных учреждений, обществе и государстве наблюдается большой разброс мнений, что само по себе неудивительно.
Органы власти и управления хотели бы оставить за профсоюзом роль приводного ремня, работодатели – сохранить за ним функции социального отдела, кто-то из работников хотел бы видеть в профсоюзных организациях только кассы взаимопомощи или пункты социального обеспечения.
Но, несмотря на это, в современных условиях уже нет сомневающихся в том, что социальное влияние профсоюзов – объективная реальность, а сам факт их существования – историческая неизбежность.
Профсоюз фактически стал одной из важных форм самоорганизации общества, особенно в такой сфере жизнедеятельности, как труд в сфере образования. Он обладает организационно взаимосвязанной структурой, имеет систему выборных органов, обеспечивающих реализацию сущностного назначения профсоюза. А вся логика повседневной деятельности выборных профсоюзных органов выстраивается под реализацию защитной функции профсоюза в сфере социально-трудовых отношений.
В связи с этим в качестве цели деятельности профсоюза выступает работник образования, а главным критерием эффективности реализации этой цели становится соблюдение социально-трудовых прав и профессиональных интересов учителей, воспитателей, преподавателей и других работников отрасли – членов профсоюза.
Социально-защитная функция профсоюза будет востребована и в условиях стабильного функционирования образовательных учреждений, поскольку в правоприменительной практике в сфере образования неизбежны издержки, вызываемые недостаточным уровнем правовой культуры работодателей и низким качеством административного управления.
По сути, в качестве цели деятельности профсоюза и его организаций как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне муниципального образования и субъекта РФ является гармонизация личных трудовых и социально-экономических интересов работников образования, обеспечивающих их достойную жизнь.
Такой подход предполагает ориентацию профсоюзной работы на создание условий для обеспечения достойной жизни, развития личности члена профсоюза, его социально-трудовое становление.
В современных условиях профсоюз выступает школой достойной жизни, школой самоуправления, школой развития общественного потенциала для миллионов учителей и других работников образования.
В таком случае члены профсоюза с полным основанием могут утверждать, что через профсоюз они коллективно «учатся жить достойно». Хотя и не все члены профсоюза осознают подобный смысл в миссии профсоюза, как и не все из них в школе видят «дом радости» (в переводе с греческого).
В основу новой профсоюзной идеологии можно положить утверждение, что современная миссия Общероссийского Профсоюза образования заключается в создании условий для того, чтобы учителя коллективно учились жить достойно, полноценно и через это чувствовали себя более счастливо.
В практике работы профсоюзных организаций в условиях новой профсоюзной идеологии все чаще будут встречаться такие девизы, как: «Мы вместе учимся жить достойно, а значит, счастливо»; «Член профсоюза – звучит гордо, а организация профсоюза – убедительно».
Профсоюзная практика показывает, что для актива недостаточно внимания только к практической деятельности, ему необходимо глубокое теоретическое осмысление новой профсоюзной идеологии.
Следует учитывать, что в советский период существования страны член профсоюза, не имея права не только на добровольность вступления, но и на свободный выход из профсоюза, становился, по сути, его заложником. Он мог покинуть профсоюз только при выходе на пенсию, а до того момента обязан был состоять в профсоюзе и являться средством для достижения производственных задач. В этих целях вводились даже так называемые производственные совещания, строго регламентированные формы работы, превращающие работника в средство для выполнения производственных заданий.
В современных условиях, возвратившись к исконно профсоюзной функции (защитной), многие профсоюзные активисты на самом деле до конца так и не осознали сути внутренних перемен в профсоюзе.
В новых условиях член профсоюза перестал быть средством для достижения производственных задач. Он стал для профсоюза наивысшей самоценностью, хотя внешне признаки как бы остались неизменны (те же по наименованию профсоюзные организации и органы, характерные формы профсоюзной работы и т.д.).
«Член профсоюза есть наивысшая самоценность для профсоюза» – первый принцип новой идеологии.
Следующая проблема внутреннего развития профсоюза связана с сохранением некоторой рабской психологии у профсоюзного актива и самих профсоюзных организаций.
Действительно, в условиях извечного противостояния труда и капитала преимуществом Профсоюза образования должно стать понимание и защита истинных интересов работников, которые заключаются не только в повышении уровня оплаты труда, но и в личностном развитии.
Добиться истинной свободы и высокого уровня производственной демократии профсоюз сможет, если в основу своей новой идеологии положит воспитательное воздействие.
До тех пор, пока в профсоюзных организациях как социальных общностях будет оставаться хоть капля рабской психологии по отношению к капиталу и работодателю, не следует ожидать роста доверия к профсоюзным органам со стороны работников отрасли и членов профсоюза.
Кроме того, различные социальные проблемы общества, такие как алкоголизм, наркомания и другие, могут более успешно решаться и через профсоюзы, как важный социальный институт гражданского общества, на основе их воспитывающего эффекта.
То есть Общероссийский Профсоюз образования, как и все профсоюзы, по сути, был, есть и должен оставаться школой – школой производственной демократии, школой профессионального самосознания, школой гражданского и правового воспитания.
Профсоюз – школа профессионального самосознания, школа производственной демократии, школа гражданского и правового воспитания – второй принцип новой профсоюзной идеологии.
Улучшение качества и увеличение продолжительности жизни россиян – важнейшая конституционная норма, для реализации которой у государства предусмотрены соответствующие ресурсы.
Поскольку сама природа профсоюза, цели, задачи и деятельность профсоюзных организаций направлены на улучшение качества жизни членов профсоюза, то он как часть гражданского общества должен иметь свою нишу в реализации этой конституционной нормы.
Профсоюзу, являясь прежде всего экономической организацией, следует более эффективно использовать свою уникальную социальную природу, прививать членам профсоюза навыки взаимной поддержки и самозащиты, помочь людям самим сделать свою жизнь более достойной и социально защищенной.
Подчинить профсоюзную практику задачам помощи в самореализации и содействию развития навыков самозащиты членов профсоюза – третий принцип новой профсоюзной идеологии.
РАЗДЕЛ 5.
ИМИДЖА ПРОФСОЮЗА И ЕГО
СТРУКТУРА
Имидж профсоюза определяется совокупностью характеристик, дающих представление о его деятельности. Для имиджа профсоюза важна не только сама характеристика, но и то представление, которое можно создать о нем профессиональными средствами и которое обеспечит профсоюзу позитивный имидж.
В качестве основных характеристик имиджа профсоюза можно выделить:
активность профсоюза в отстаивании социально-трудовых прав членов профсоюза, включающая инновационные формы, стабильность и надежность профсоюзной организации для членов профсоюза и социальных партнеров;
социальный имидж профсоюза и его организаций, создаваемый на основе представлений в обществе и в образовательных учреждениях о профсоюзе, о его роли в социально-экономической и культурной жизни общества;
образ председателя профсоюза, образ председателя первичной и территориальной организации профсоюза (внешние данные, интуиция, прогностические способности, социально-психологические характеристики, умение создавать хороший социально-психологический климат в коллективе, целеустремленность и активность, ценностные ориентации и др.);
корпоративная культура профсоюза и его организаций, стиль работы выборных профсоюзных органов, социально-психологический климат, представления профсоюзного актива о надежности профсоюзных организаций, создающие хороший потенциал для формирования позитивного имиджа профсоюза;
имидж форм (услуг) профсоюзной работы по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза;
образ профсоюзного работника и профсоюзного активиста, его профессиональная компетентность, личностные характеристики, общая культура;
символика профсоюза (визуальный имидж профсоюза).
Эффективность имиджа профсоюза определяется обобщенными критериями деятельности профсоюзных организаций.
Такими критериями могут быть:
позитивные оценки деятельности первичной профсоюзной организации, получаемые от членов профсоюза и выборных органов вышестоящих территориальных организаций профсоюза, от профсоюзного актива, социальных партнеров и др.;
конкурентоспособность профсоюзной организации при решении вопросов защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, обусловленная состоянием мотивации и уровнем профсоюзного членства;
высокий уровень самоуправляемости и самофинансирования, способность профсоюзных работников и актива качественно реализовывать профсоюзные функции и др.;
развитие профессиональной компетентности профсоюзных кадров и актива, готовность профсоюзных работников к повышению квалификации;
авторитет профсоюзной организации, проявляющийся в доверии к ней различных социальных институтов;
позитивные оценки деятельности профсоюзной организации со стороны СМИ.
РАЗДЕЛ 6.
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРОФСОЮЗА
Организационным механизмом формирования нового имиджа профсоюза должна стать Программа развития деятельности профсоюза, а также целевые программы выборных профсоюзных органов всех уровней структуры профсоюза по отдельным направлениям деятельности.
Механизмами реализации Концепции должны стать и разрабатываемые индикаторы и критерии оценки эффективности деятельности первичных и территориальных организаций профсоюза, которые позволят на этапе планирования выявлять те организации, которые нуждаются в организационно-методической помощи, либо опыт которых следует сделать достоянием всего профсоюза.
Актуальной остается задача быстрой и адекватной адаптации структуры и всей организационно-уставной деятельности профсоюза к новым внешним и внутренним вызовам, которые требуют:
изменения организационно-уставной деятельности первичных и территориальных организаций профсоюза, форм и методов руководства структурами профсоюза;
введения системы, основанной на управлении прежде всего результатами профсоюзной деятельности как необходимого компонента самоуправления профсоюза;
обновления и уточнения функций профсоюза, номенклатуры профсоюзных услуг с целью их адаптации к современным требованиям развития профсоюзного движения и потребностям членов профсоюза;
выявления и развития конкурентных преимуществ профсоюза перед иными общественными организациями в сфере образования;
разработки и реализации проектов и целевых программ по основным направлениям деятельности профсоюза и по различным категориям членов профсоюза;
формирования корпоративной культуры в профсоюзе.
Важным условием и механизмом формирования нового имиджа профсоюза должно стать улучшение взаимодействия всех организаций профсоюза по вертикали, обеспечение согласованных действий профсоюзных структур для эффективного решения стоящих перед ними проблем.
Важно обеспечить дальнейшую консолидацию усилий всех звеньев структуры профсоюза для реализации основных уставных целей и задач. Предстоит принять ряд действенных мер в этом направлении. Необходимо дальнейшее укрепление профсоюзной структуры, кадровое обеспечение территориальных организаций, особенно среднего звена профсоюза.
В условиях сложной демографической ситуации, продолжающегося процесса сокращения сети образовательных учреждений и численности работающих, возрастает актуальность принятия эффективных мер по созданию первичных профсоюзных организаций во всех государственных и муниципальных образовательных учреждениях, привлечения в профсоюз молодежи.
Важнейшим направлением формирования нового имиджа должна стать практическая работа по обеспечению активного участия членов профсоюза в деятельности первичных и территориальных профсоюзных организаций, развитию коллегиальности и гласности в работе всех выборных профсоюзных органов.
Особое внимание должно уделяться укреплению исполнительской дисциплины, повышению личной ответственности профсоюзных кадров и актива за выполнение коллегиально принятых решений.
Актуальной задачей и важным механизмом формирования нового имиджа профсоюза должны стать аттестация профсоюзных кадров, введение системы электронного реестра членов профсоюза и другие меры.
Формирование нового имиджа призвано помочь решить главную задачу – увеличение численности профсоюза и доведение профсоюзного членства в каждой территориальной организации до уровня не ниже среднего по профсоюзу. Все это должно реализовываться за счет формирования и реализации целевой программы по мотивации профсоюзного членства как на федеральном уровне, так и в территориальных организациях профсоюза.
Предполагается усиление взаимодействия с создаваемыми в субъектах РФ ассоциациями лучших школ России, клубами и ассоциациями педагогических работников, советами молодых ученых и преподавателей, профессорскими собраниями и другими институтами гражданского общества с тем, чтобы на основе конструктивной заинтересованной работы над реализацией совместных проектов конкурентоспособные, талантливые педагоги лучше понимали, почему им нужен профессиональный союз, чувствовали его заинтересованность во взаимодействии с ними.
Предусматривается повсеместное внедрение инновационных форм и методов организаторской работы на основе положительной практики по мотивации профсоюзного членства в территориальных организациях профсоюза.
РАЗДЕЛ 7.
ИМИДЖ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА
Уровень эффективности профсоюзной деятельности является важнейшей составляющей нового имиджа профсоюза.
Для построения эффективной системы профсоюзной работы важно определить условия, которые обеспечат построение такой системы.
Анализ практики работы профсоюзных организаций, выборных профсоюзных органов позволяет выделить четыре группы условий, необходимых для построения их эффективной работы:
нормативно-правовые;
научно-методические;
организационно-кадровые;
материально-технические.
В первой группе выделяются три наиболее важных условия:
наличие правовой базы деятельности профсоюзов;
наличие внутрисоюзных нормативно-уставных актов;
широкая нормативная и правоприменительная практика в деятельности профсоюзных организаций.
Во второй группе выделяются два наиболее важных условия:
наличие теоретических основ профсоюзной работы;
наличие методик по различным направлениям деятельности профсоюзных организаций.
В третьей группе выделяются три наиболее важных условия:
наличие кадров, актива и системы работы с ними;
наличие системы подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива;
наличие благоприятного психологического климата в профсоюзных организациях и выборных профсоюзных органах;
В четвертой группе выделяется одно наиболее важное условие:
наличие финансовой базы и необходимых материально-технических условий (помещений, современных средств связи, компьютеров, обеспечивающих внедрение новых информационных технологий в профсоюзной работе).
Выделенные группы условий в реальной практике позволяют формировать ресурсную базу первичной и территориальной организации профсоюза.
Исходя из четырех вышеназванных групп условий, можно выделить три основные составляющие эффективности деятельности организации профсоюза.
1. Индивидуальная эффективность. Источниками являются знания, способности, умения, навыки профсоюзных кадров и актива, их мотивация, отношение к профсоюзной деятельности, состояние организационной (корпоративной) культуры и др.
2. Групповая эффективность. Источниками являются адекватность и эффективность структуры профсоюзной организации, дееспособность и уровень организаторской деятельности выборных профсоюзных органов, эффективность координирующей роли и уровень взаимодействия и взаимосвязи профсоюзных организаций в ходе реализации единых уставных целей и задач, состояние имиджа организации, уровень организационной (корпоративной) культуры профсоюзных органов и т.д.
3. Организационная эффективность. Источниками являются все виды организационных отношений в профсоюзной организации (состояние исполнительской дисциплины, качество принимаемых решений, четкость определения стратегии деятельности на тот или иной период, уровень корпоративной культуры, технологичность профсоюзной деятельности и т.д.).
Об уровне ре
Комментарии