search
main
0

Из первых рук

О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году

В соответствии с «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.02.03 №03-51-17ин/13-03) письменный экзамен выпускников ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году будет проводиться в форме сочинения или изложения с творческим заданием. Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются на обязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России №1236 от 19.05.98 и №56 от 30.06.99).

При подготовке экзаменационных материалов будут учтены замечания и предложения, высказанные в письмах из органов управления образованием 52 субъектов Российской Федерации: количество тем, сформулированных по произведениям, которые изучаются обзорно, будет сокращено, сложные цитатные темы будут заменены более простыми, в каждом комплекте будут предусмотрены темы различного уровня сложности.

«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» будет опубликован в третьей декаде марта 2004 года, «Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» – во второй декаде мая 2004 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации электронной почтой и размещены на сайте Минобразования России в интернете (www.informika.ru).

Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году будут сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом комплекте).

Каждый комплект будет формироваться в соответствии со следующей структурой:

1. Анализ стихотворения поэта ХIХ – ХХ века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы ХIХ – ХХ века (эпизоды указаны).

2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).

3. Тема, связанная с творчеством писателя ХIХ века (автор и произведение указаны).

4. Тема, связанная с творчеством писателя ХХ века (автор и произведение указаны).

5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан ХIХ или ХХ век; произведение русской литературы выбирает учащийся).

Приложение: «Образцы комплектов тем сочинений» на 1 л.

Руководитель Департамента общего и дошкольного образования МО РФ А.В.БАРАННИКОВ

Комплект №1

1. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)1.

2. «…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, – подлинный черт, подлинный провокатор жизни». (А. Белый).

3. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Пейзаж в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

5. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).

Комплект №2

1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение А.А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…» (восприятие, истолкование, оценка).

2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

3. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.2

4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».

5. «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С.Никитин). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте