Министерство образования Российской Федерации,
Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических структур
от 29 мая 1996 г. n 261/73
Приказ
В целях реализации права потребителей на просвещение, предусмотренного Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей” в редакции Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”,
Приказываем:
1. Обьявить конкурс на лучшее учебное пособие и комплект учебно-методических материалов по проблеме “Защита прав потребителей” для общеобразовательных учреждений с 1 июня 1996 г.
2. Утвердить Положение о проведении конкурса на лучшее учебное пособие и комплект учебно-методических материалов для изучения в общеобразовательных учреждениях вопросов защиты прав потребителей (приложение 1) и состав жюри конкурса (приложение 2).
3. Выплата премий производится с согласия Акционерного коммерческого банка “КРОСНА-БАНК” за счет средств этого банка.
4. Управлению развития общего среднего образования Минобразования России (Леонтьева М.Р.) и Управлению по защите прав потребителей ГКАП России (Баткаев С.Р.) обеспечить организацию и проведение конкурса согласно утвержденному Положению.
5. Органам управления образованием субьектов Российской Федерации и территориальным управлениям ГКАП России довести настоящий приказ до сведения подведомственных и других заинтересованных учреждений и организаций.
6. Контроль за выполнением данного приказа возложить на начальника Управления развития общего среднего образования Минобразования России Леонтьеву М.Р. и начальника Управления по защите прав потребителей ГКАП России Баткаева С.Р.
Заместитель министра образования Российской Федерации
[[smpbold]].М.РОГОВСКИЙ
Заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
В.Е.БЕЛОВ
Положение
о проведении конкурса на лучшее учебное пособие и комплект учебно-методических материалов для изучения в общеобразовательных учреждениях вопросов защиты прав потребителей
1. Общие положения
1.1. Конкурс проводится для содействия внедрению в общеобразовательные учреждения программ потребительского образования, направленных на формирование у молодежи знаний о потребительском рынке товаров (работ, услуг), о правах потребителей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также правилах действий потребителей в защиту своих интересов.
Программы потребительского образования должны обеспечить реализацию права потребителей на просвещение, предусмотренного ст.3 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” в редакции Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”.
1.2. Потребительское образование в общеобразовательных учреждениях представляется как цикл непрерывного обучения, интегрированного в граждановедческие и правовые дисциплины, начиная с 5-го класса, с общим обьемом учебного материала 50 часов за весь период обучения в общеобразовательных учреждениях.
1.3. Целью конкурса является создание:
– учебного пособия по проблемам защиты прав потребителей для учащихся 5-11-х классов общеобразовательных учебных заведений (условное название учебного пособия – “Потребитель в рыночной экономике и защита его прав”);
– комплекта учебно-методических материалов для преподавания вышеназванной проблематики в общеобразовательных учреждениях, включающего в себя: учебную программу, пособие для учителя, дидактические материалы.
1.4. Участниками конкурса могут быть преподаватели образовательных учреждений общего образования, высшего, среднего и начального профессионального образования, специалисты структур и общественных обьединений потребителей, осуществляющих защиту прав потребителей и др.
2. Организация проведения конкурса
2.1. Организацию конкурса обеспечивают Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальные управления совместно с Министерством образования Российской Федерации и органами управления образованием субьектов Российской Федерации.
2.2. Отбор лучших работ проводит жюри конкурса, образованное Министерством образования Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
В состав жюри входят представители Минобразования России, ГКАП России, АКБ “КРОСНА-БАНК”.
Персональный состав жюри утверждается Минобразованием России по согласованию с ГКАП России.
2.3. Конкурс проводится в два этапа.
На первом – региональном этапе, организуемом территориальными управлениями ГКАП России совместно с органами управления образованием субьектов Российской Федерации, осуществляется отбор лучших работ на уровне субьектов Российской Федерации.
На втором этапе – жюри конкурса выявляет лучшие работы среди присланных из регионов и выносит решение о присуждении премий.
2.4. Конкурсные работы представляются в одном экземпляре, отпечатанные через 1,5 интервала.
Работы должны сопровождаться пояснительной запиской, обосновывающей содержание предлагаемых материалов, а также информацией об авторе (авторском коллективе), содержащей следующие данные:
фамилия, имя, отчество, место работы, ученая степень (звание), занимаемая должность, адрес места проживания, номер телефона для связи.
2.5. Лучшие конкурсные разработки, отобранные в регионе, направляются в жюри конкурса по совместному представлению территориальных управлений ГКАП России и органов управления образованием субьектов Российской Федерации до 1 декабря 1996 года по адресу: ГКАП России, 123808, Москва, ГСП, Садовая Кудринская ул., дом 11, Управление по защите прав потребителей.
2.6. Прием работ на конкурс завершается 1 декабря 1996 года.
3. Подведение итогов конкурса
3.1. Жюри в двухмесячный срок рассматривает поступившие работы и определяет лучшие из них.
Жюри принимает решение о победителях конкурса большинством голосов.
Результаты оформляются протоколом, который подписывается председателем жюри и его секретарем.
3.2. Для награждения победителей конкурса Акционерным коммерческим банком “КРОСНА-БАНК” учреждаются премии в размере:
– за лучшее учебное пособие для учащихся – 12,5 млн.рублей;
– за лучший комплект учебно-методической документации – 12,5 млн.рублей;
– две поощрительные премии по 5 млн.рублей каждая.
Премии победителям конкурса вручаются АКБ “КРОСНА-БАНК” в двухнедельный срок после оглашения результатов.
3.3. [[smpbold]]ридическо-издательская фирма “КРОСНА-ЛЕКС” организует издание учебного пособия и комплекта учебно-методической документации, удостоенных премий.
3.4. Жюри может дать рекомендацию об издании в качестве учебных пособий работ из числа присланных на конкурс, но не получивших премию.
3.5. Разработки, представленные на конкурс, не удостоенные премии, возвращаются авторам в месячный срок.
Состав жюри конкурса на лучшее учебное пособие и комплект учебно-методических материалов для изучения в общеобразовательных учреждениях вопросов защиты прав потребителей
Количество членов жюри – 11 человек
Сопредседатели жюри:
– роговский [[smpbold]]рий Михайлович – заместитель министра образования Российской Федерации
– Фона╡ева Наталия Евгеньевна – заместитель председателя Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
Члены жюри:
1. БОЛЬШАКОВ Сергей Иванович – генеральный директор [[smpbold]]ридическо-издательской фирмы “КРОСНА-ЛЕКС”
2. БУТИНА Елена Аврумовна – начальник отдела Управления по защите прав потребителей ГКАП России
3. ВАСИЛЬЕВА Мария Георгиевна – начальник отдела Управления по защите прав потребителей ГКАП России
4. ЗИМЕНКОВА Ольга Николаевна – профессор кафедры международного права МГИМО МИДа России, к.ю.н.
5. КУЗНЕЦОВА Елена Владимировна – координатор образовательных программ Международной конфедерации обществ потребителей (КонФОП)
6. МИШИН Борис Иванович – главный специалист Управления развития общего среднего образования Минобразования России
7. ПОЛИЛОВА Ольга Петровна – главный специалист Управления педагогического образования и науки Минобразования России
8. Т[[smpbold]]ЛЯЕВА Тамара Ивановна – главный специалист Управления развития общего среднего образования Минобразования России
9. ЧУКАНОВА Маргарита Михайловна – преподаватель экономики средней школы n 16 г.Москвы, методист.
Конкурс
Автора!
В соответствии с планом мероприятий Госкомитета Российской Федерации по антимонопольной политике и Минобразования России совместным приказом этих двух ведомств от 29 мая т.г. n 261/73 с 1 июня 1996 г. обьявлен Российский конкурс на лучшее учебное пособие и комплект учебно-методических материалов по проблеме “Защита прав потребителей”, предназначенных для общеобразовательных учебных заведений.
Уже первый год проведения рыночных реформ показал необходимость такого обучения потребителей, являющихся одним из основных субьектов потребительского рынка товаров, работ и услуг. Правовая неграмотность людей в данных вопросах является одной из главных причин случаев нарушения их интересов как потребителей.
Практика показывает, что российский гражданин не умеет выбрать доброкачественный товар, разбираться в информации о товаре, не владеет элементарными понятиями о безопасности, качестве товара и услуг, о санитарных требованиях, о мерах предосторожности, которые нужно соблюдать при покупке товара или заключении договора на оказание потребительской услуги, выполнение работы. И, что особенно важно, большинство потребителей не знает своих законных прав в части предьявления требований к продавцам, производителям, изготовителям в случае приобретения ими недоброкачественных товаров, работ, услуг.
Норма о праве потребителей на просвещение и механизм реализации этого права предусмотрены в ст. 3 новой редакции Закона “О защите прав потребителей”.
Внедрение в учебный процесс общеобразовательных учебных заведений изучения вопросов защиты прав потребителей уже ведется практически во всех регионах России. Обучение по данной проблематике должно обеспечить формирование у будущих потребителей, а ими являются все граждане страны, навыков грамотного поведения во взаимоотношениях с предпринимательскими структурами потребительского рынка.
Однако для массового внедрения в учебный процесс данной проблематики необходимо обеспечить учебные заведения учебной литературой и методическими материалами. Эту задачу мы хотим решить с помощью Российского конкурса, который должен привлечь к созданию необходимой литературы и учебно-методических материалов преподавателей любых учебных заведений, научных работников, специалистов государственных и муниципальных органов, занимающихся защитой прав потребителей, одним словом, всех желающих.
В Положении о конкурсе, публикуемом ниже, изложена концепция преподавания проблем защиты прав потребителей в общеобразовательных учебных заведениях.
Положением определен срок представления работ на конкурс до 1 декабря 1996═г. Утверждено жюри конкурса. Организация работы в регионах по проведению конкурса возлагается на территориальные управления Антимонопольного комитета и органы управления образованием субьектов Российской Федерации.
Для победителей конкурса Акционерным коммерческим банком “КРОСНА-БАНК” учреждены премии в размере 12,5 млн. рублей за первое место по каждой номинации, а также поощрительные премии по 5 млн.рублей.
Решены вопросы и последующего издания конкурсных работ. [[smpbold]]ридическо-издательская фирма “КРОСНА-ЛЕКС” обязалась издать учебное пособие и комплект учебно-методических материалов, удостоенных премий, и готово заключить соответствующий договор с их авторами.
Приглашаем всех заинтересованных принять участие в конкурсе. По вопросам его организации и участия в нем следует обращаться в территориальные управления Антимонопольного комитета, имеющиеся в 79 субьектах Российской Федерации, а также в органы управления образованием в регионах.
Необходимые разьяснения можно получить и в Управлении по защите прав потребителей Госкомитета по антимонопольной политике, контактные телефоны по данному вопросу: (095) 252-71-52, 254-05-59.
Елена БУТИНА,
начальник отдела Управления по защите прав потребителей Антимонопольного комитета Российской Федерации
Комментарии