В подвижничестве учителя – будущее России
Положение о конкурсе
Проект
О конкурсе “Учитель года России-99”
В целях поддержки инновационного движения, распространения педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации, развития и расширения профессиональных контактов, внедрения новых педагогических технологий в систему образования, поддержки талантливых, творчески работающих педагогов
Приказываю:
1. Объявить по согласованию с ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и редакцией “Учительской газеты” конкурс “Учитель года России-99”.
2. Управлению экономики (Г.В.Боровскому) предусмотреть в централизованной смете расходов на 1999 год средства на проведение Всероссийского конкурса “Учитель года России-99”.
3. Утвердить по согласованию с ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и редакцией “Учительской газеты” персональный состав Всероссийского оргкомитета конкурса “Учитель года России-99” (приложение).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр В.М.ФИЛИППОВ
Всероссийский конкурс “Учитель года России” (далее – конкурс) проводится Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, “Учительской газетой”, ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
Главные цели конкурса:
выявление талантливых работников образования;
их поддержка и поощрение;
повышение престижа учительской профессии;
распространение педагогического опыта.
2. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
Принять участие в конкурсе могут педагогические работники образовательных учреждений всех типов. Преподаватели высших учебных заведений, работающие по совместительству в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, также могут принять участие в конкурсе. Стаж педагогической работы, возраст участников не ограничиваются.
Выдвижение кандидатов на муниципальном уровне и уровне субъекта Российской Федерации может осуществляться:
посредством самовыдвижения;
любым лицом, группой лиц или организацией, непосредственно знакомых с педагогической деятельностью претендента и ее результатами.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА
Устанавливаются следующие этапы конкурса:
уровень образовательного учреждения;
муниципальный;
субъекта Российской Федерации;
Всероссийский (финал и суперфинал).
Учредителями конкурса в территориях могут выступать соответствующие органы управления образованием, комитеты профсоюза работников народного образования и науки, ИПК, методслужбы, творческие ассоциации и т.д.
Каждое образовательное учреждение, принимающее участие в конкурсе, самостоятельно решает, какую процедуру взять за основу выбора своего представителя на следующий этап конкурса.
Функцию жюри может взять на себя педсовет, совет образовательного учреждения.
Выбранный представитель учебного заведения участвует в муниципальном конкурсе или сразу на уровне субъекта Российской Федерации.
На муниципальном и субъекта Российской Федерации уровнях создаются соответствующие оргкомитеты конкурсов, которые действуют на основании положений о них, утверждаемых территориальными учредителями.
В положении оговариваются формы проведения конкурса, порядок предоставления документов для участия, распределение обязанностей учредителей. Победитель муниципального этапа участвует в конкурсе на уровне субъекта Российской Федерации. Во Всероссийский финал от каждого субъекта Российской Федерации направляется только один участник – победитель конкурса на уровне субъекта Российской Федерации.
В случае, если победитель конкурса на уровне субъекта Российской Федерации по каким-либо причинам не может принять участия во Всероссийском финале, соответствующий оргкомитет, обосновав в письме на имя председателя Всероссийского оргкомитета сложившуюся ситуацию, вправе направить на финал в качестве участника конкурсанта, занявшего второе или третье место. При этом материалы такого участника будут проходить экспертизу в Экспертной комиссии, после чего принимается заключительное решение о его участии во Всероссийском финале.
Оргкомитет конкурса на уровне субъекта Российской Федерации, представляющий свою кандидатуру во Всероссийский оргкомитет, берет на себя обязательства выполнять условия, обеспечивающие единство механизма отбора конкурса, прежде всего использование общих критериев. В свою очередь Всероссийский оргкомитет гарантирует победителю этапа на уровне субъекта Российской Федерации участие в финале и награждение его знаком “Учитель года”. Совместными усилиями оргкомитеты добиваются максимального участия педагогических работников в конкурсе.
Расходы по командированию участников Всероссийского финала берут на себя соответствующие органы управления образованием субъектов Российской Федерации или организации-спонсоры.
Каждый оргкомитет или организация, выдвигающая участников финала, имеет право направить одного сопровождающего, сообщив его данные в форме анкеты Всероссийского оргкомитета не позднее 1 июня.
4. СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСА
В ходе проведения конкурса выявляются творчески работающие учителя, имеющие высокий профессиональный рейтинг в образовательных учреждениях, среди учащихся, родителей и общественности.
Проведение конкурса на всех уровнях предполагает:
оценку системы работы учителя и степень владения им техникой и методикой урока, а также научно-методической проблематикой на современном уровне;
анализ содержательных и технологических методик и изобретений, новых приемов и подходов к передаче знаний;
мероприятия, раскрывающие коммуникативные качества конкурсантов.
5. ФИНАЛ КОНКУРСА
Финал конкурса включает:
открытый урок в соответствии с прохождением программы на момент конкурсного испытания (класс выбирает сам участник конкурса);
творческую самопрезентацию (защита педагогической концепции и материалов, представленных на конкурс);
пресс-конференции, ток-шоу, “круглые столы” (форму свободного общения определяет жюри конкурса);
задания, раскрывающие профессиональные и творческие способности (по решению жюри конкурса).
В результате всех конкурсных испытаний жюри определяет победителя конкурса, называет четырех финалистов и десять лауреатов. Их имена объявляются на торжественной церемонии награждения.
Проведение суперфинала проводится по отдельной программе.
6. ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ
В целях достижения максимальной объективности в процессе выбора победителей на всех этапах конкурса, а также разрешения возникающих при этом споров создается Экспертная комиссия.
В ее задачу входит:
экспертиза материалов, представленных участниками;
экспертиза заявлений участников конкурса, опротестовывающих какое-либо из решений жюри.
Члены и председатель Экспертной комиссии утверждаются совместным решением учредителей конкурса.
Членами Экспертной комиссии могут быть ученые, педагоги, психологи, социологи, директора учебных заведений.
7. ЖЮРИ КОНКУРСА
На каждом этапе конкурса избирается (утверждается) жюри.
Его состав, порядок работы, система судейства и прочее утверждаются учредителями в территориях.
Членами жюри могут быть представители общественности, работники образовательных, научных, методических учреждений, органов местного самоуправления, творческих союзов и центров, деятели искусства, культуры и науки. Жюри конкурса оценивает качество представленных материалов каждого финалиста. Члены жюри присутствуют на открытых уроках конкурсантов, формируют задания, раскрывающие их профессиональные и творческие способности.
Члены жюри конкурса работают во взаимодействии с жюри по предметным номинациям.
8. ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРГКОМИТЕТ
Для организации и проведения Всероссийского финала создается Всероссийский оргкомитет. В его задачу входит координация деятельности всех территориальных оргкомитетов, осуществление согласованной политики в проведении этапов конкурса.
Всероссийский оргкомитет определяет порядок и формы, место и дату проведения Всероссийского финала, список участников, утверждает его жюри.
Состав Всероссийского оргкомитета – председатель, три сопредседателя, ответственный секретарь и другие его члены утверждаются учредителями конкурса. В его состав также входят руководители оргкомитетов конкурсов на уровне субъектов Российской Федерации.
Официальный список Всероссийского оргкомитета и его ежегодный отчет публикуются в “Учительской газете”.
Решение Всероссийского оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава. Решение оформляется протоколом за подписью председателя или его заместителя.
9. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ
Исполнительная дирекция конкурса создается для обеспечения финансово-организационной подготовки мероприятий конкурса, а также для создания имиджа конкурса, пропаганды его результатов, выпуска и распространения информационных материалов-брошюр, книжных изданий, съемки видеофильмов и телепередач, публикации работ лауреатов в научно-методических журналах, “Учительской газете”, создание банка данных и видеотеки.
В состав исполнительной дирекции входят: директор программы, его заместители, директор программно-методической дирекции, административный директор, директор-распорядитель, коммерческий директор, художественный директор, руководитель пресс-центра и их службы.
Исполнительная дирекция нанимает творческую группу для проведения финала – сценаристов, художников, режиссеров и так далее, обеспечивает питание, проживание, транспортное обслуживание, культурную программу, ведет переговоры со спонсорами, взаимодействует со средствами массовой информации и т.д.
Для обеспечения финансирования Всероссийского финала исполнительная дирекция объявляет благотворительный счет для пожертвований и спонсорских взносов.
Ежегодно объявляется конкурс среди заинтересованных организаций на звание генерального спонсора.
Спонсорам, организациям, оказавшим материальную помощь конкурсу на всех этапах, создаются благоприятные условия для рекламы.
10. ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ КОНКУРСА
Для контроля и поддержки деятельности Всероссийского оргкомитета создается Попечительский совет конкурса.
В состав Попечительского совета входят: первые руководители организаций-учредителей, представители педагогической общественности, известные деятели науки, культуры и искусства, политики, предприниматели, поддерживающие образование.
Состав Попечительского совета утверждается совместным решением учредителей.
11. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРГКОМИТЕТ
Для регистрации участника финала во Всероссийский оргкомитет представляются следующие документы:
справка-объективка;
фотографии (одна цветная любого размера и две черно-белые 4х6);
видеозаписи уроков: открытого урока в своей школе и урока с детьми другой школы на областном, краевом или республиканском конкурсах;
представление, в котором дается описание общественно значимых действий претендента в течение прошедшего учебного года;
творческие работы:
– эссе на темы “Роль образования в современном обществе”, “Моя педагогическая философия”;
– описание системы работы участника конкурса (8 экземпляров для жюри и Экспертной комиссии);
– статья в научно-методический журнал (8 экземпляров);
– заявка на проведение открытого урока в Москве;
– опубликованные статьи, методические пособия, сценарии уроков, внеклассных мероприятий и другие материалы (по выбору участника конкурса).
Все материалы представляются на русском языке и оформляются в соответствии с типовыми формами, утвержденными Всероссийским оргкомитетом. Претенденты из национальных учреждений образования могут представить материалы на родном языке с приложением перевода на русский язык.
Документы направляются в адрес Всероссийского оргкомитета до 1 июня. Ответственный секретарь Всероссийского оргкомитета регистрирует поступившие материалы и направляет их в Экспертную комиссию.
Материалы, поступившие (по почтовому штемпелю) позднее 25 мая, НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ.
Материалы, поступившие в оргкомитет конкурса, участнику НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.
12. СИМВОЛИКА И ПРИЗЫ КОНКУРСА
Официальной эмблемой конкурса является пеликан, распростерший крылья над своими птенцами.
Девиз конкурса “В подвижничестве учителя – будущее России”.
Главный приз – “Хрустальный пеликан”.
Победители областных, краевых и республиканских конкурсов награждаются знаками Правительства Российской Федерации “Учитель года”.
15 лауреатов конкурса получают премии Президента Российской Федерации, размер и порядок вручения которых устанавливаются соответствующим нормативным актом.
Учредители конкурса, спонсоры и др. организации и частные лица могут устанавливать свои индивидуальные призы лауреатам и победителю.
Приложение к приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
Состав Всероссийского оргкомитета конкурса “Учитель года России-99”
ФИЛИППОВ Владимир Михайлович, министр общего и профессионального образования Российской Федерации, председатель;
ЯКОВЛЕВ Владимир Михайлович, председатель профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, сопредседатель;
ПОЛОЖЕВЕЦ Петр Григорьевич, главный редактор “Учительской газеты”, сопредседатель;
КЕЗИНА Любовь Петровна, председатель Московского комитета образования, сопредседатель;
БАЦЫН Владимир Константинович, начальник Управления региональной образовательной политики;
БУРДИНА Нина Георгиевна, председатель Департамента Московской области по образованию;
ВОЛКОВА Татьяна Михайловна, учитель черчения средней школы ? 1 г.Егорьевска Московской области, “Учитель года Подмосковья-97”;
ГЛОЗМАН Александр Евгеньевич, учитель технологии средней школы ? 293 г.Москвы, “Учитель года России-97”;
ДИМОВА Ирина Георгиевна, заместитель главного редактора “Учительской газеты”;
ЗАРУБА Артур Викторович, ведущий специалист ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, “Учитель года России-92”;
ЗИНОВЬЕВА Валентина Леонтьевна, главный специалист ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации;
КИСЕЛЕВ Александр Федотович, первый заместитель министра общего и профессионального образования Российской Федерации;
МЕРКУЛОВА Галина Ивановна, заместитель председателя ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации;
НИКИТИН Эдуард Михайлович, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
ПАХОМОВА Елена Михайловна, заведующая кабинетом педагогического опыта Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
САФРОНОВ Сергей Александрович, заместитель главного редактора “Учительской газеты”;
СВЕШНИКОВА Нина Аркадьевна, ведущий специалист Управления региональной образовательной политики Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;
СКОРОБОГАТОВА Галина Георгиевна, заведующая лабораторией педмастерства МИПКРО;
ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич, заместитель министра общего и профессионального образования Российской Федерации;
ЧЕПУРНЫХ Елена Евгеньевна, заместитель министра общего и профессионального образования Российской Федерации.
Материалы социологического опроса организаторов и учителей – участников конкурса
4-13 октября 1998 г. в Москве состоялся седьмой Всероссийский конкурс “Учитель года России-98”. Проведенный в ходе конкурса социологический опрос участников заключительного общероссийского этапа конкурса (74 человека) позволил установить ряд особенностей в оценке лучшими представителями педагогической общественности состояния отечественного образования в период системного кризиса в обществе.
I. В опросе приняли участие 37% мужчин и 63% женщин. Возраст участников конкурса распределился следующим образом:
– от 25 до 30 лет – 33%,
– от 30 до 35 лет – 30%,
– от 35 до 40 лет – 23%,
– от 40 до 45 лет – 13%.
Старше 45 лет и моложе 25 лет участников конкурса не было.
Распределение участников конкурса по стажу работы следующее:
Среди респондентов представлены лучшие учителя России – победители российских, городских, краевых и республиканских этапов конкурса. Как видно, самый активный творческий возраст учителя – от 25 до 45 лет, оптимальный стаж в системе образования – от 11 до 20 лет. За нижней границей этого интервала еще недостаточно опыта, за верхней же границей с приобретением опыта, знаний постепенно начинает накапливаться профессиональная усталость, отягощенная тяжелым экономическим положением учителя.
Как же оценивают состояние системы отечественного образования представители педагогической общественности? (Диаграмма 1).
Сравнение результатов социологического опроса с полученными в последние годы данными показывает, что, несмотря на тяжелое положение общеобразовательной школы, наблюдается устойчивая тенденция к снижению остроты восприятия кризисной ситуации большинством учителей. Это объясняется прежде всего тем, что большая часть учительского состава – по-настоящему преданные своему делу люди. Сказывается, очевидно, и фактор приспосабливаемости учительства, как и всех россиян, к реалиям сегодняшнего дня. Учителя с достаточным оптимизмом оценивают свое положение в современном российском обществе:
– довольны достигнутыми результатами, уверены в будущем – 20% опрошенных,
– думают, что удастся сохранить достигнутый уровень жизни, – 30%,
– испытывают затруднения – 27%,
– не уверены в будущем – 3%.
Кризисная ситуация в образовании, в экономике, трудности, переживаемые в связи с этим, в среде учительства в определенной степени компенсируются самоотверженностью и оптимизмом учителей. Об этом свидетельствует профессиональное самочувствие лучших представителей педагогической общественности.
Настроения, наиболее полно выражающие профессиональное самочувствие:
– новые надежды – 53%,
– радость – 30%,
– удовлетворенность – 13%,
– оптимизм – 33%,
– неудовлетворенность – 3%,
– другое – 3%.
Профессиональное самочувствие определяется социальным самочувствием.
Преобладающая положительная оценка показывает приоритет социального и профессионального статуса в системе ценностных ориентаций данной социальной группы.
Доминантность любви к своей профессии и оптимистического настроения подчеркивает и тот факт, что только 17% опрошенных не рекомендовали бы своим детям выбрать профессию учителя, 50% – за продолжение профессии родителей ( 20% не могут дать однозначного совета своим детям продолжить их дело). Для сравнения данные конкурса “Учитель года-97”: 33% учителей, опрошенных участников конкурса, не рекомендовали бы своим детям выбрать профессию учителя и 37% – рекомендовали бы.
Меньший оптимизм педагогов звучит при оценке удовлетворенности уровнем преподавания своего предмета.
Удовлетворены общим уровнем преподавания своего предмета 37% опрошенных, не удовлетворены – 30%, каждый третий участник конкурса затруднился ответить определенно на этот вопрос.
Для улучшения преподавания своего предмета участники конкурса предлагают: совершенствование учебной программы, использование общих стандартных учебников, новые, более современные с точки зрения методологии и содержания учебники, современную материально-техническую базу, скорректированные учебные программы и учебные пособия, внедрение компьютеров в процесс обучения, улучшение материальной базы учебных кабинетов, внедрение современных педагогических технологий, разработка программы “Самообразование и саморазвитие”, телевизионные встречи с учителями-новаторами, больше обмена опытом преподавателей всей России и т.д.
Какими же качествами должен отличаться участник конкурса “Учитель года России”?
Ответы распределились следующим образом. (Диаграмма 2).
Образ “Учителя года России-98”, по мнению участников конкурса, оказался близким к пониманию идеального портрета учителя. Это прежде всего высококвалифицированный профессионал. Неотъемлемая часть реального и идеального имиджа педагога – личностная составляющая, и прежде всего гуманизм. Об этом же говорит тенденция усиления гуманистической, личностной направленности образования в Москве и других регионах, увеличение внимания к социально-гуманитарному компоненту образования (отметили 63% и 57% учителей).
Обращает на себя внимание тот факт, что участники конкурса “Учитель года-98” дают более высокую оценку его эффективности и значимости по сравнению с конкурсом предыдущего года.
II. Оценки состояния системы образования организаторами конкурса резко отличаются от оценок учителей – участников конкурса.
Более критическая оценка состояния образования, очевидно, объясняется большей компетентностью и владением информацией о ситуации в образовании членов комиссии по организации конкурса, в основном представленной руководителями различных образовательных структур.
Оценки состояния системы образования организаторов конкурса согласуются с наиболее значимыми проблемами отечественного образования, названными ими. (Диаграмма 3).
Приоритетными направлениями развития образования в регионах организаторы конкурса так же, как и его участники, отметили следующие:
– усиление гуманистической, личностной направленности образования – 44%
– увеличение объема психологической, оздоровительной и спортивной работы – 44%
– перестройка научно-методического обеспечения образования – 33%
– индивидуализация и дифференциация обучения – 22%
– активизация воспитательного процесса – 22%.
Самым главным направлением развития образования организаторы конкурса считают сохранение бесплатного среднего образования – 56%.
Ранжируя знания и качества, необходимые учителю для успешной профессиональной деятельности, организаторы конкурса выделили следующие:
– хорошее знание своего предмета, профессионализм – 67%
– психолого-педагогическое мастерство – 44%
– духовно-нравственный облик – 33%
– любовь к детям – 22%.
“Учитель года”, по мнению организаторов конкурса, должен быть личностью (67%), гуманистом (33%), исследователем (22%).
Что могло бы повысить престиж профессии учителя в обществе? Организаторы конкурса выделяют три основных фактора:
– повышение уровня зарплаты – 56%
– повышение уровня образования педагогов – 44%
– информационно-рекламная деятельность СМИ – 22%.
В числе прочих организаторы конкурса в равной степени (по 10-11%) отмечают следующие факторы: внедрение в школах новых педагогических технологий, повышение статуса социальных служащих, введение государственных наград по выслуге лет с предоставлением социальных льгот, повышение шкалы разрядности, улучшение бытовых условий.
Поддерживая проведение конкурса “Учитель года”, его организаторы главную роль этого конкурса видят в том, что он “способствует росту профессионального мастерства” (56%); “повышает престиж профессии “учитель” , “открывает новые технологии организации учебно-воспитательной работы”, “активизирует исследовательский потенциал педагога” (по 33%); “стимулирует творческую активность педагога”, “способствует личностно-профессиональному самоутверждению учителя”, “привлекает внимание власти и общественности к учителю и его профессии” (по 22%).
Явный приоритет они отдают открытому уроку и защите системы работы, считая эти процедуры наиболее полно и объективно отражающими работу учителя. Не отвергают они при этом и урок-импровизацию, и тестирование; практически все опрошенные не считают важной конкурсной процедурой пресс-конференцию.
Организаторы конкурса в целом удовлетворены системой отбора конкурсантов и для ее усовершенствования предлагают четче ставить цели конкурса и более объективно анализировать деятельность учителя.
Анализируя итоги конкурса и учитывая предложения организаторов и участников по усовершенствованию организации проведения и системы отбора конкурсантов, можно сделать следующие выводы:
– целесообразно для создания более объективных условий отбора конкурсантов проводить конкурс по предметным областям;
– вводить в состав комиссий по отбору конкурсантов участников предыдущих конкурсов;
– унифицировать систему регионального отбора конкурсантов;
– с целью исключения ситуативного отбора конкурсантов целесообразно работу по выявлению участников конкурса на первом этапе проводить в школах, используя рейтинговую систему оценки деятельности учителя;
– для более объективной оценки работы претендентов на участие в конкурсе учитывать мнение коллег и учеников школы;
– провести мониторинговые исследования среди участников семи конкурсов “Учитель года”.
Авторы:
Николай Пищулин, доктор философских наук, профессор;
Людмила Холоднова, специалист лаборатории “Философия и социология образования”;
Сергей Пищулин, кандидат социологических наук
(Московский городской педагогический университет)
Комментарии