Есть очень известная и любимая многими поколениями граждан нашей страны песня «С чего начинается Родина». А с чего начинается гражданин?
Существует мнение, что патриот, подлинный гражданин своего Отечества начинается с языка и культуры, именно язык и культура объединяют людей в народ. Мы хотели бы поделиться с вами нашим опытом по воспитанию в детях любви к России и русскому языку.
Интерес к чему-либо появляется не сам по себе, это результат работы разума, чувств, воли. Пока мы не ознакомим детей с книгой, с тонким миром поэзии, им не захочется читать. Короткие видео сегодня полностью удовлетворяют потребности детей в информации, однако не способны научить их рассуждать, формулировать, владеть словом. Язык умирает без книг, богатство русского языка меркнет в умах следующих поколений, слова, которые мы нечасто используем в повседневной речи, уступают место сленгу, в том числе и иностранному.
Формирование потребности в чтении на сегодняшний день невозможно без объединения традиций и современных технологий, смешения жанров, творчества. Николай Васильевич Гоголь писал: «Я рад, что наконец начались у нас публичные чтения произведений наших писателей… Я думал всегда, что публичное чтение у нас необходимо. Мы как-то охотней готовы действовать сообща, даже и читать; поодиночке из нас всяк ленив и пока видит, что другие не тронулись, сам не тронется» («Выбранные места из переписки с друзьями», раздел V «Чтения русских поэтов перед публикою (Письмо к Л**)»).
Любовь и верность Отечеству не могут развиться в человеке, если он не знаком с ее историей, традициями, если он не понимает, какова его страна и почему она именно такая. На протяжении тысячелетий образ мыслей, история, культура передавались через народное творчество, через авторские шедевры. К сожалению, многим нашим соотечественникам не знакомы «Поучения» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», они знают, кто такой Шрек, но, если спросить о том, кто такой Микула Селянинович или Вольга Святославович, они не смогут ответить.
Одним из видов народного творчества было, есть и будет художественное слово, то есть публичное исполнение сказок, басен, рассказов, стихов. Художественное слово помогает детям ознакомиться с нашими историей и культурой, заглянуть в сердца и мысли людей, создававших наше Отечество много веков назад. С начала времен культура народов сохранялась через устное творчество, и сегодня нам как никогда важно, чтобы этот жанр процветал, поскольку он способен помочь сохранить нам свою культурную идентичность в современном мире без границ.
Воспитание личности – это двусторонний процесс, поэтому недостаточно просто говорить детям, чтобы они любили Родину, нужно, чтобы дети чувствовали себя ее активной частью, теми, кто сам создает ее культуру, – созидателями, творцами, так как именно такими всегда были народы России, которые на протяжении веков жили друг с другом и вместе строили Россию.
Конкуренция за внимание детей сегодня поистине фантастическая. Педагогам сложно конкурировать с развлекательным контентом, однако нам вполне по силам привлечь детей к созданию творческого проекта. Таким творческим проектом стала московская открытая площадка «Наш дар бессмертный – речь». Название площадки – последняя строчка из стихотворения «Слово» русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.
История площадки началась в 2017 году, когда наша студия «Звучащее слово» впервые пригласила жителей Москвы для участия в чтецком концерте на русском языке, который проводили дети (участники студии) для детей своего города.
Опыт концертной площадки оказался весьма успешным, и в 2020 году, когда начались отмены массовых мероприятий в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, площадка перешла в онлайн-формат.
Чтобы исполнить концертный номер в жанре художественного слова, нужно сначала из великого множества стихов, рассказов, басен, поэм, сказок выбрать произведение, в наибольшей степени отражающее внутреннее состояние чтеца и близкое ему по духу. За время такого выбора он обычно успевает прочитать или хотя бы ознакомиться с большим количеством книг, авторов. Ребенку недостаточно просто выучить произведение, он должен его прожить, искренне разделить переживания героев.
В литературных произведениях сохранены чувства, эмоции людей, живших в нашей стране, любивших свой родной край, свою неповторимую Россию. Воспринимая эти произведения и транслируя их аудитории, ребенок и сам знакомится с еще не известной ему частичкой России, он знакомит всех своих зрителей с тем, что нашло отклик в его сердце. Именно таким образом в сердце человека рождаются любовь к своей стране, верность своему Отечеству, патриотизм.
В онлайн-формате мы сохранили столь важное в наши дни живое выступление участников. Площадка выгодно отличается от различных онлайн-конкурсов тем, что концерты проходят в режиме реального времени. Такой формат позволяет сохранить все лучшее из очных мероприятий – это и волнение перед выходом на сцену, и опыт выступления перед живой аудиторией. Есть и преимущества: участники находятся в комфортной домашней обстановке и экономят время на дорогу. Это простая и доступная возможность поделиться своими любимыми произведениями с другими людьми.
Онлайн-формат проведения концертов нашел отклик не только у москвичей, но и в огромной степени у жителей регионов нашей страны, а также других стран.
Благодаря площадке «Наш дар бессмертный – речь» жители малых городов, удаленных сел, поселков могут выступать на одной сцене с участниками из других стран и получать соответствующие дипломы без каких-либо материальных затрат на организационные взносы, дорогу.
Гостями площадки становятся режиссеры, актеры, поэты, писатели, педагоги – люди, которые могут помочь детям добиться новых вершин в творчестве. Давали мастер-классы в рамках площадки профессор МосГУ С.А.Силантьева, актер театра и кино М.В.Лебедев, актриса драматического театра «Большая Медведица» Л.В.Калентьева, поэт, член Международного союза писателей «Новый современник» А.Г.Парошин, писатель Д.А.Москвин.
Площадка способствует объединению русскоязычных людей по всему миру на почве нашего культурного и литературного наследия, продвижению русской культуры, русского языка. На момент написания этого текста она уже принимала чтецов из Республики Беларусь, Республики Казахстан, регионов Российской Федерации – Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Перми, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Республики Коми, Московской, Самарской, Ленинградской, Свердловской, Тюменской, Ростовской, Рязанской, Пензенской и Тюменской областей. Информационным ресурсом стала тематическая группа «Наш дар бессмертный – речь» в социальной сети «ВКонтакте».
За 2021-2022 учебный год было проведено пять встреч, из которых четыре прошли с участием исполнителей из других стран. В общей сложности за этот учебный год в работе площадки приняли участие более ста пятидесяти индивидуальных исполнителей, общая продолжительность концертов более семи часов, а количество просмотров перевалило за четыре тысячи.
Записи концертов выкладываются в открытый доступ, что позволяет прослушивать выступления всем желающим. Чтецы знакомят зрителей со своими любимыми произведениями – это и классическая литература, и современные поэзия и проза. Одним из таких маленьких открытий площадки стал казахский советский поэт-акын Джамбул Джабаев, его стихотворение «Ленинградцы, дети мои!» исполнил участник из Казахстана. Зрители услышали это произведение сразу на двух языках, что способствовало и знакомству с культурой Казахстана, и пониманию собственной культуры и истории. Этот концертный номер был приурочен к дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Ведущие рассказали, как создавалось это произведение, о тех трагических событиях в истории нашей страны, которые побудили поэта написать его.
Находит новых слушателей, зрителей, читателей и нестареющая классика (Александр Пушкин, Василий Жуковский, Иван Крылов, Федор Достоевский), и произведения авторов XX века (Эдуард Асадов, Иосиф Бродский, Виктор Драгунский, Борис Заходер, Александр Волков), а также современных авторов (Ирина Самарина-Лабиринт, Надежда Рунде, Ксения Драгунская, Мария Куткар). Вызывают интерес и отечественные, и зарубежные литераторы. Так, стихи Владимира Маяковского звучат рядом с творениями Ричарда Мэтисона и О.Генри.
Площадка позволяет детям познакомиться с интересными авторами и произведениями, открывает для зрителей новые имена, необычный способ досуга, а также дает возможность поучаствовать в практической реализации международного проекта, посвященного чтению, почувствовать значимость своей деятельности, научиться работать в команде.
Опыт проведения онлайн-концертов показывает, что такой формат интересен участникам, поэтому перспективна идея создания целой сети концертных онлайн-площадок, что будет способствовать популяризации чтения, жанра художественного слова, формированию чувства единства, единого культурного пространства у детей России и русскоязычных детей по всему миру и поможет ребятам овладеть искусством публичного выступления.
Площадка продолжает активно развиваться, и в будущем году мы планируем ряд новых направлений деятельности. Во-первых, от участников нашей площадки поступали запросы на участие в конкурсах, поэтому мы планируем организовать конкурс художественного слова и ораторского искусства. Нам кажется, что важно добавить в конкурс достаточно редкую на сегодняшний день номинацию «Ораторское искусство», поскольку в ней требуется продемонстрировать навыки по формулированию и отстаиванию собственной точки зрения.
В условиях сегодняшних реалий крайне важно научить детей думать самостоятельно, сомневаться, анализировать информацию. Во-вторых, мы планируем привлечь к нашему проекту другие образовательные учреждения. Опыт проведения концертов показывает, что обучающиеся заинтересованы в таком опыте.
Виктор РУМАНОВ, педагог дополнительного образования школы №950
Комментарии