В последние годы растет количество желающих поступить в отечественные вузы. Растет конкурс и в педагогические вузы, несмотря на низкую оплату труда учителей. Так, в Калужском государственном педагогическом университете имени Циолковского он составляет 2-2,5 человека на место.
– Мы содействуем в трудоустройстве выпускников, предлагаем им работу. Второй год областной департамент проводит целевой набор. Заключаются договоры с педуниверситетом через районные отделы образования, – говорит ректор университета Владимир Лыткин. – К тому же правительство обещало в конце года увеличить зарплату педагогам почти в два раза. Сейчас молодой учитель получает примерно 500 рублей. Правда, тысяча в наше время – тоже не деньги. Молодым приходится подрабатывать…
В этом году университет окончили более шестисот человек. Выпускники биологического, исторического факультетов, факультета психологии и социальных отношений трудоустроены на 70-80%. Но надо отметить, что 70-80% – это трудоустройство в областное УВД, ОМОН, таможню, юридические службы, банки и в частные фирмы в качестве переводчиков, референтов. Только около 25% выпускников преподают в школах, профучилищах и техникумах.
– Современная школа испытывает дефицит в мужчинах. Как их в нее привлечь?
– Можно надеяться, что ситуация в этом плане со временем улучшится, – считает Владимир Лыткин. – На инженерно-педагогический факультет поступает много парней. Почему? Это разносторонняя специальность. Выпускник знает обработку материалов, владеет компьютером, электротехникой, автомобилем. Он же дизайнер, экономист, знает народные промыслы. С этого факультета юноши идут работать в школы учителями производственного обучения. Но это не старые “дяди Степы” и “дяди Вани”, которые показывали мальчишкам, как сделать табуретку или завернуть гайку. В школу приходят действительно спецы-универсалы…
– Изменился ли за последние годы интеллектуальный, моральный облик выпускника педвуза – будущего учителя?
– Во все времена молодежь выделялась пестротой, многослойностью. И сейчас есть вдумчивые, эрудированные парни и девушки с разносторонними интересами, раскованные в общении. Они начитанны, разбираются в искусстве. Но попадаются и не знающие литературу, безграмотные. В сочинении делают по 15 ошибок. Это беда нашего времени. Филологи университета просто криком кричат. Студенты не читают Достоевского, Льва Толстого, Шолохова. “Анну Каренину” знают лишь по анекдотам. Какие же из них педагоги?!
Об интересной метаморфозе сегодняшнего времени рассказала декан филологического факультета Людмила Алексеева:
– Только обеспеченная молодежь может себе позволить безболезненно работать в школе. Они работают с душой и для души, их любят дети и хвалит администрация. С каждым годом процент распределения по школам идет по убывающей. Зарплата очень низкая, выпускники филфака устраиваются кто куда может. Многие идут на местное радио и телевидение, в газеты. У нас же даже в университете ассистенты, бывшие краснодипломники, не могут существовать на предлагаемую им зарплату. Недавно одна из ассистенток уволилась. Ей просто не хватало денег на дорогу до работы и обратно.
– Школам Калужской области требуются 450 учителей, – говорит заместитель директора областного Департамента образования Виктор Косушкин. – Направлений на работу подписано 150 выпускникам. Сколько из них дойдет до школы, покажет 1 сентября. В прошлом году в сельские школы области пришли 62 молодых педагога. Это меньше десяти процентов выпуска педуниверситета…
По убеждению Виктора Косушкина, если молодому учителю на селе предложить коттедж и хорошую зарплату, то от желающих работать в школе отбоя не будет. Ведь учитель – профессия благородная.
Осталось только дождаться уважительного к ней отношения со стороны государства.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии