Отсрочки от призыва. В Госдуму поступил правительственный законопроект об отмене почти половины существующих отсрочек от службы в армии. Как заявил министр обороны Сергей Иванов, при переходе на годовой срок службы, намеченный на 2008 г., Вооруженным Силам понадобится по 400 тысяч призывников ежегодно. В связи с этим ряд ныне действующих отсрочек будет отменен. Министр также отметил, что сейчас на срочную службу идет только 9% молодежи призывного возраста. В нынешний осенний призыв Вооруженные Силы и другие силовые структуры пополнили 140 тысяч призывников по сравнению со 150 тысячами в 2004 г.
«Когда мы перейдем на 12-месячную службу, нам понадобится в два раза больше солдат. По общим расчетам, годовой призыв составит около 400 тысяч призывников. Это означает, что неизбежно ряд отсрочек придется отменять», – пояснил С. Иванов.
Напомним, что, по словам начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал-полковника Василия Смирнова, в настоящее время действует 25 видов отсрочек от армии, тогда как раньше их было девять. В 2008 г. планируется сократить порядка 40% действующих в настоящее время отсрочек.
Недавно первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Алексей Сигуткин заявил, что депутаты могут существенно подкорректировать правительственный законопроект в сторону дальнейшего урезания перечня оснований для временного уклонения от службы. А Василий Смирнов считает, что призывник, являющийся единственным кормильцем для своих пожилых родителей, тоже должен служить. По мнению военного, государство обязано позаботиться об адекватной материальной помощи таким старикам на период отсутствия единственного «добытчика». Какова технология реализации этой задумки, пока неясно.
Система надзора
Комитет по образованию и науке на своем заседании рассмотрел законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем послевузовском профессиональном образовании», подготовленный депутатами Николаем Булаевым, Валентиной Ивановой, Сергеем Колесниковым, Анатолием Семенченко, Сергеем Сурововым, Эдуардом Хамитовым.
«Проект, – пояснил Н. Булаев, – решает достаточно важную проблему создания, если не жестко вертикальной, то, по крайней мере, единой системы надзора в сфере образования, в том числе в регионах».
Законопроект, в частности, предусматривает создание службы надзора в сфере образования в субъектах Федерации и наделяет Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки полномочиями по надзору за деятельностью таких органов.
Авторы документа предлагают также упростить процедуру аккредитации и аттестации, объединив их в одну.
«Когда принимали первую редакцию закона «Об образовании», – пояснил первый заместитель председателя комитета Олег Смолин, – предполагалось, что процедуры лицензирования и аттестации будут осуществляться соответствующими органами управления образованием. Ожидалось, что процедура аккредитации, основываясь на результатах аттестации, будет во многом формальной. Но на деле она получилась очень сложной, едва ли не сложнее аттестации. Предложенное в законопроекте упрощение процедуры регламентации действительно оправдано и приветствуется многими учебными заведениями».
Поддерживая концепцию закона, Смолин указал на необходимость его доработки ко второму чтению. Ректоры государственных и негосударственных учебных заведений, пояснил он, несколько встревожены положением законопроекта, предусматривающим «лицензирование не только условий, но и показателей». «Систему показателей будет устанавливать исполнительная власть, в связи с чем ректоры и представители вузовской общественности с тревогой задают вопрос о том, какие еще дополнительные показатели будут вводиться на стадии лицензирования, и не приведет ли это к росту произвольных решений в отношении как первичного, так и повторного получения лицензий учебными заведениями», – сказал он.
Николай Булаев предложил обсудить вопрос на заседании экспертного совета по высшему образованию при Комитете и на «круглом столе» перед вторым чтением.
«На законопроект, – заметил он, – поступило достаточно много отзывов, и все они, в основном, положительные. Более 30 органов представительной власти и более 40 – исполнительной власти субъектов Федерации дали положительные заключения. Считаю, мы должны активно поработать с субъектами Федерации, поскольку в первую очередь их интересы затрагивает законопроект».
«Круглый стол»
Комитет по делам ветеранов провел «круглый стол» на тему: «Ветераны военной службы: проблемы и правовое регулирование их социальной защиты». В его работе приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, общественных организаций ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
Цель «круглого стола» – обсудить проблемы защищенности ветеранов военной службы и правоохранительных органов, перспективы ее улучшения и совершенствования нормативно-правовой базы этой категории граждан.
Открыл и вел заседание «круглого стола» заместитель председателя Комитета Юрий Родионов. Он отметил, что общественные организации ветеранов военной службы выражают тревогу в связи со снижением жизненного уровня ветеранов после принятия федерального закона №122. В результате его принятия из Федерального закона «О ветеранах» пропала статья 23, регламентирующая меры социальной поддержки ветеранов военной службы. Все это, по мнению депутата, противоречит статье 55 Конституции РФ о недопустимости принятия законов, ухудшающих положение граждан. Комитет в ходе обсуждения закона №122 летом прошлого года вносил предложения, которые позволили бы улучшить положение ветеранов, но, к сожалению, по словам парламентария, эти предложения не нашли поддержки.
В Госдуму стали поступать обращения ветеранов военной службы, общественных ветеранских объединений о нарушении их прав и законных интересов принятием закона №122, поскольку законодатель при его принятии не наделил ветеранов военной службы с 1 января 2005 г. соответствующими мерами социальной поддержки. Ранее до 1 января 2005 г. при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (60 и 55 лет), они приравнивались по льготам к ветеранам труда (статья 22 Федерального закона «О ветеранах»).
В целях восстановления прав ветеранов военной службы депутаты Госдумы подготовили законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части социальной поддержки ветеранов военной службы». Концепция законопроекта направлена на предоставление мер социальной поддержки ветеранам военной службы с включением этой категории граждан в отдельные нормы федеральных законов «О ветеранах» и «О государственной социальной помощи».
По мнению авторов, законопроект восстанавливает социальную значимость звания ветерана военной службы. Они считают, что военная служба – это особый вид государственной службы и что государство обязано обеспечить ветеранам военной службы соответствующие социальные гарантии за счет федерального бюджета. Расходы по законопроекту в год составят 2.408.880.000 рублей. Реализация законопроекта, по мнению его авторов, также поможет стабилизировать в определенной мере ситуацию в обществе после вступления в силу закона №122.
Выступавшие член Совета Федерации Евгений Трофимов, депутаты Госдумы Геннадий Гудков, Виктор Тюлькин, Сергей Григорьев, Виталий Маргелов, депутаты региональных парламентов и представители ветеранских организаций отмечали, что доплата к пенсии ветеранов военной службы в размере 240 рублей не покрывает их реальные затраты. Они критиковали различия в подходах к решению социальных проблем военных и гражданских ветеранов, позицию Правительства по отношению к этому законопроекту, в частности Минэкономразвития, Минфина, Минздравсоцразвития и Минюста, требовали улучшить медико-реабилитационную помощь ветеранам. На заседании прозвучал вопрос о том, куда идут пенсионные отчисления с зарплаты работающих военных пенсионеров.
Участники положительно оценили позицию Минобороны, МВД, ФСБ и субъектов РФ, поддержавших законопроект. Они выразили единодушное мнение, что забота о ветеранах военной службы должна быть возложена на федеральный центр и что необходима государственная структура, которая занималась бы проблемой ветеранов, вела бы их учет и не позволяла бы распылять средства. Они заявили о необходимости комплексного решения проблем военных пенсионеров, чему могло бы способствовать создание новой целевой программы социальной защиты ветеранов военной службы.
Комментарии