search
main
0

Из онлайн-школы в онлайн-университет,

или Как абитуриенту провести это лето…

В жизни каждого человека есть годы, которыми отмеряются знаковые этапы. Первым таким рубежом, безусловно, становится окончание школы и поступление в университет. Это всегда время переживаний. А для выпускников школ 2020 года этот волнующий этап наложился на тяжелое испытание для всего общества, для всей страны. Коронавирусу удалось изменить образ жизни всех людей во всех странах, но даже ему не под силу вмешаться в ход вещей: выпускник должен окончить школу, сдать ЕГЭ, «поступить правильно». О ходе вещей, о том, как выпускнику-2020 выбрать университет, как провести предстоящее лето, поговорим с директором Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Игорем БАРЦИЦЕМ.

– Игорь Нязбеевич, мы все, все наше общество, переживаем сложный этап. Если говорить о системе образования, то все мы, учителя начальной и средней школы, университетские преподаватели, профессура, сумели подавить все страхи и волнения и приступить к онлайн-образованию. В своем видеообращении к студентам, размещенном на YouTube, вы говорите о том, что главная сложность перевода на дистант лежит не в технической области, а в части налаживания прямого заинтересованного контакта между профессурой и студентами. Насколько сознательными, по вашим наблюдениям, оказались студенты?

– Если постараться отвлечься от эпидемиологической составляющей ситуации, что практически невозможно, то подтверждается старая банальная истина: чтобы начать больше ценить свою академию, свой институт, свои аудитории, всем нам – и студентам, и профессуре – пришлось пройти через само­изоляцию и дистант. Мы, старшие поколения, нередко упрекали молодежь, что она предпочитает онлайн-общение непосредственному, живому, человеческому. Нам пришлось снять свои претензии на неопределенное время. Не буду лукавить, преподавателям пришлось непросто – заменить привычные аудитории, живые глаза, непосредственное общение, энергетику лекции экраном монитора нам оказалось сложнее, чем студентам. Профессура восприняла этот опыт как выполнение своей миссии. Как директор института я ей очень за это признателен. Не меньшая моя признательность студентам: за понимание ситуации, за интерес, за небезразличие, за отзывчивость. Наше общество должно вынести из этого кризиса главную ценность – потребность в честном и доверительном разговоре поколений, власти и общества, применительно к нашей стезе – профессора и студента, учителя и ученика. Когда мы общаемся честно, то понимаем друг друга. Мы честно сказали студентам, что нам трудно, что нужно найти общие подходы и преодолеть время неопределенности.

– Ректор РАНХиГС Владимир Мау в своей недавней статье «Экономика непредсказуемого: на пути к новой парадигме» отмечает, что в протекающих сейчас на наших глазах процессах нужно видеть не только ужасное настоящее, но и прорывы в будущее. А как вы относитесь к ситуации неопределенности, в которую, кажется, погрузилось все вокруг?

– Неопределенность – извечная черта развития экономики и общества, равно как и постоянное стремление предсказать будущее. До недавнего времени неопределенность связывалась с динамикой жизни, с ее ускоряющимся темпом. Попробуйте даже с самыми маленькими детьми посмотреть старые мультфильмы, например «Приключения Буратино». Уверен, ваша рука будет тянуться к стрелке перемотки. Согласитесь, нас раздражает, когда герой кинофильма на протяжении десяти минут собирает свои вещи, затем еще минут пять ловит такси, затем режиссер подробно показывает весь путь героя в аэропорт. В современном кино достаточно обозначить намерение героя и уже через пару секунд показать взлетающий самолет.

Сейчас, напротив, неопределенность статики – жизнь в известной степени остановилась, мы не знаем, когда и как сможем вернуться к привычному движению вверх. По сути, мы переживаем третью на памяти моего поколения ломку привычного образа жизни: первая была связана с разрушением нашей страны и переходом к новому социально-экономическому укладу жизни в 1991 году, вторая – с появлением Интернета и цифровизацией всей нашей жизни, дать определение третьего перелома нам еще только предстоит. Одно очевидно, что к двум уже привычным факторам социальной и культурной нер­возности – фактору цифровизации и фактору неопределенности – добавился третий. Это фактор гуманизации образования. Гуманизация является, пожалуй, самой значимой тенденцией развития, поскольку не только обеспечивает формирование необходимых для цифровой экономики навыков и компетенций, но и призвана обеспечить кардинальное изменение роли и места образовательной системы по отношению к обществу и экономике.

Этот процесс очень нагляден сейчас, мы приходим к пониманию, что университет – это не только и не столько место, где происходит передача знаний, обозначенных мной навыков и компетенций. Университет будущего – это целая экосистема, центр социальной коммуникации, передачи ценностей. Кстати, этой проблематике посвящена программа совместно с нидерландскими партнерами «Управление экосистемами».

Гуманитарное образование в цифровую эпоху требует особого внимания. Вполне возможно, именно оно определит основную миссию высшего образования в будущем – сохранение человеческих качеств и развитие личности в эпоху искусственного интеллекта и роботизированной экономики. Особенно значимым является гуманитарное образование для системы управления.

– У вас есть возможность реализовать свои взгляды на развитие образования на практике. Вы директор крупнейшего института крупнейшего университета России. Институт государственной службы и управления как структурное подразделение РАНХиГС при Президенте РФ возник почти десять лет назад – в 2011 году. Какие промежуточные итоги можно подвести? Чем вы с коллегами по-настоящему гордитесь?

– Институт государственной службы и управления был создан в ходе объединения двух соседних, занимавшихся, по сути, одним и тем же академий – АНХ при Правительстве РФ и РАГС при Президенте РФ. В результате был создан университет с самым длинным названием из мне известных. Не скрою, мы не сразу привыкли к столь длинному названию и нередко пользуемся значительно более короткой версией – Президентская академия.

Большим трудом большого коллектива удалось создать крупнейшую школу с привлекательной линейкой продвинутых программ бакалавриата и магистратуры. ИГСУ включает в себя несколько факультетов: факультет государственного и муниципального управления, факультет управления персоналом и государственной службы, факультет государственного управления экономикой. Первопроходцами в рамках своих направлений являются Высшая школа правоведения, факультет международного регионоведения, факультет журналистики.

«Гордость» не совсем подходящий термин, скорее это удовольствие от понимания, что наш коллектив занимается «своим» делом – интересно придумывать новые программы, продвигать их в общественном пространстве, видеть их востребованность среди абитуриентов. Каждый год мы представляем новые программы, теперь они уже устоялись, получили апробацию в аудиториях.

Так, программа по экономике «Финансовый контроль и государственный аудит» при своем появлении в ИГСУ была новаторской, сейчас она реализуется многими нашими коллегами.

В рамках направления «Юриспруденция» пару лет назад мы представили программу международно-правового профиля с углубленным изучением права европейских организаций, в прошлом году стартовала программа с несколько корыстным названием «ПРОФИТ» – правовое обеспечение финансовых технологий.

В прошлом году перечень программ по журналистике («Деловая журналистика», «Политическая журналистика», «Спортивная журналистика») пополнился программой «Продюсирование и культурная политика».

Отдельного разговора заслуживают продвинутые программы по государственному и муниципальному управлению, такие как «Политика и право», «Внутренняя политика и лидерство», «Цифровое государство».
Много программ двойного дипломирования с ведущими иностранными (французскими, испанскими, итальянскими) университетами. На программах зарубежного регионоведения на старших курсах преподавание ряда дисциплин проводится на иностранных языках.

Особо хочу отметить наше тесное сотрудничество со многими школами, причем не только московскими. Мы стараемся искать своего студента еще до начала официальной приемной кампании, организуя различные олимпиады, конкурсы, совместные научные проекты со школами. Активно взаимодействуем с лицеем РАНХиГС, откуда приходят очень мотивированные и подготовленные абитуриенты. Например, в ежегодном открытом интеллектуально-творческом конкурсе по направлению «Государственное и муниципальное управление» «Государство – это мы» в числе 16 финалистов два представителя лицея академии, а 11 человек – участники из регионов. Хочется поблагодарить школы за хорошую подготовку ребят: гимназию №4 г. Чебоксары, гимназию №7 г. Торжка Тверской области, лицей «Бауманский» Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола.

– Если говорить о конкуренции вузов и факультетов за сильных абитуриентов, то есть ли у ИГСУ эти самые конкуренты? Если да, то какие?

– Если пользоваться такими терминами, то конкурировать университетам в формирующемся образовательном пространстве приходится не с другими университетами, а скорее с корпоративными университетами крупных бизнес-структур, предлагающими на рынке образовательных услуг свои дипломы, сертификаты. Магия диплома государственного образца пока еще сохраняется, но в условиях всеобщего высшего образования (вопрос о наличии высшего образования достаточно скоро перейдет в разряд риторических) конкурентным преимуществом человека станут имидж университета, его репутация, умение предложить качественный и актуальный образовательный формат.

Важнейшие изменения на мировом рынке услуг высшего образования связаны также с ростом конкуренции и возрастающим спросом на сложные образовательные услуги, такие как совместные образовательные программы с получением нескольких дипломов, «включенное обучение» в рамках программы студенческой и преподавательской мобильности, сетевые формы обучения и научных исследований.

Причем конкурировать придется не только с отeчественными, но и с международными компаниями. Конкуренция будет только обостряться, а одним из способствующих этому факторов является изменение языковой ситуации. Изучение иностранных языков сохраняется в качестве одного из предназначений образования и весьма привлекательной опции современного человека. Несомненно, полезно и хорошо изучать иностранные языки, по крайней мере для тренировки мозга. Но весьма вероятна верность прогнозов, согласно которым уже в пятилетней перспективе развитие технологий перевода посредством гаджетов и интернет-переводчиков приведет к их соизмеримости по качеству с человеческим.

Что же касается взаимоотношений с другими университетами, то девизом может стать «Конкуренция в сотрудничестве, сотрудничество в конкуренции». Так, уже несколько лет совместно со Всероссийской академией внешней торговли и французским университетом реализуется программа по юриспруденции.

Примером такого сотрудничества в конкуренции в этом году станут две программы. Это открываемая летом 2020 года совместно с нашими партнерами из ряда других ведущих университетов (МГИМО, МГЮА) программа юридического бакалавриата «Сравнительное правоведение и международное право», которая реализуется под началом Швейцарской академии международного права при научной и методической поддержке Института законодательства и сравнительного правоведения. А также совместная программа с Московским институтом психоанализа «Психология политического лидерства и управления».

– Практический вопрос: как абитуриенту и его родителям разобраться во всем этом многообразии? Вспомним совсем недавнее прошлое, когда существовали единые унифицированные программы, они так и назывались – «Экономика», «Правоведение», «Государственное и муниципальное управление». Сейчас вы говорите о профилях, деталях…

– Право на выбор – сложнейшее достижение и условие нашего профессионального выживания. Вообще жизнь – это последовательный выбор из множества альтернатив. Выбор выпускника школы – это первая действительно серьезная развилка. Прежде чем его сделать, надо попытаться честно ответить самому себе на три вопроса. Назовем это «три вопроса перед зеркалом».

Вопрос №1: «Хочу ли я учиться?». Не бойтесь правдивого ответа на этот вопрос. Как его найти?

Лучше всего остаться наедине с самим собой перед зеркалом, внимательно посмотреть на свое отражение как бы со стороны – и дать ответ. А потом честно и серьезно поговорить с родителями, бабушками, дедушками, старшими и младшими братьями и сестрами. Если вы ответили «Нет, я не хочу учиться дальше», не стоит этого стыдиться. В стране очевидная нехватка людей с рабочими специальностями, и не каждому надлежит обременять себя университетскими знаниями. Да и дорога к диплому при таком выборе не заказана. Вы сможете получить образование позже, когда созреете до такого решения. А если вас интересуют только «корочки», что ж, у нас есть учебные заведения, раздающие дипломы при минимальных умственных и финансовых затратах, несмотря на все усилия Рособрнадзора по отзыву у них лицензий. Так что на улице абитуриенты с подобным выбором не останутся. Однако их мы очень просим пройти мимо ИГСУ РАНХиГС. Нам интересны ребята, которым хочется учиться!

Вопрос №2: «Готовы ли вы все четыре года изучать математику?».

Отрицательный ответ не означает, что вы сразу же будете отнесены к категории отстающих. Есть немало умных, успешных и обаятельных людей, хороших профессионалов, у которых при одном виде цифр портится настроение. В обширном перечне программ ИГСУ есть такие, где изучению математики уделяется особое внимание, эти дисциплины присутствуют в учебном плане на всех четырех курсах и из года в год усложняются. Но есть и такие, где в жизни студента наступает момент, когда изучение математики заканчивается. Если вы отвечаете на вопрос «нет», выбирайте программу без математики, ведь, согласитесь, быть профессионалом в системе финансового контроля, государственного аудита без достойной математической подготовки нельзя.
Вопрос №3: «Есть ли у меня способности для изучения иностранных языков?». Если нет, значит, природа компенсировала их отсутствие другими талантами, их надо найти и развивать. Ваша задача лишь отдавать отчет самому себе, что, если языки не даются, вряд ли стоит поддаваться своим амбициям и желанию родителей выбрать программу двойных дипломов с иностранными университетами.

Если вы ответили утвердительно, мы предложим вам как российские программы с углубленным изучением иностранных языков по государственному и муниципальному управлению, зарубежному регионоведению, экономике, регионоведению России, так и программы двух дипломов с университетами Франции, Испании, Италии.

– Продумана ли механика отбора абитуриентов в ИГСУ в случае, если сроки окончания пандемии коронавируса будут и далее сдвигаться?

– Думаю, формат работы с абитуриентами будет корректироваться на марше. РАНХиГС вошла в число 53 ведущих вузов страны, которые в пилотном режиме участвуют в работе суперсервиса, привязанного к сайту госуслуг.

Понимая, что эта опция находится в режиме запуска, основной упор мы сделали на возможность подачи документов в личных кабинетах абитуриента через сайт ranepa.ru. На сайте ИГСУ igsu.ranepa.ru функционирует система постоянного консультирования и предварительной регистрации абитуриентов, по несколько раз в неделю проводятся вебинары, на которых деканы, руководители программ отвечают на все вопросы. Работает и call-центр приемной комиссии по программам бакалавриата и магистратуры.

Ситуация сложная, поэтому нам всем, как никогда, нужно быть честными. Гарантирую, что все мы будем открыто и честно отвечать на все вопросы.

– Внесли ли реалии весны и лета 2020 года поправки в образовательные программы?

– Приемная кампания-2020 предстоит сложная. Мы, ведущие университеты, не без оснований боимся потерять «своего» студента. Своего – это мотивированного, нацеленного на достижение цели стать профессионалом, готового к напряженной работе. Прежде всего речь идет о студентах из регионов страны, родители которых могут просто побояться отправить своего ребенка в столицу.

У нас есть несколько ответных мер на этот вызов.

Во-первых, разработан пакет программ, которые будут реализовываться в онлайн-режиме. В основу программы положена существующая очная программа (обозначим ее как очная-очная, классическая программа), по этому же учебному плану сформирована программа-близнец – очная программа в дистанте. Выбирая программу, абитуриент вправе поступить на любую из них. Таким образом, он может начать обучение, физически находясь в любом регионе страны и за рубежом. Затем, после снятия эпидемиологических ограничений, студент безболезненно сможет перевестись на очную классическую программу. Это следующие программы: а) базовая программа по государственному и муниципальному управлению («Эффективное государственное управление»); б) программа многопрофильного бакалавриата, включающего профиль «Региональная экономика» по направлению «Экономика», «Управление территориальным развитием» (УТРО) в рамках ГМУ и «Регионоведение России»; в) программа по журналистике «Продюсирование и культурная политика».

Во-вторых, при выборе иных программ мы разрешим упрощенный порядок перевода между программами в рамках родственных направлений в ходе первого года обучения.

– В завершение, если позволите, два вопроса вне пределов образовательной деятельности. Режим самоизоляции позволил многим заняться тем, чем они давно планировали, но никак не находили времени. Если не секрет, реализовываете ли вы в новых условиях свои планы, возможно, когда-то отложенные в долгий ящик?

– Если размышлять в формате «не было бы счастья, да несчастье помогло», отмечу прежде всего, что свободного времени больше не стало. ИГСУ – большой механизм, который должен продолжать функционировать в любых условиях, свою роль как директор я вижу именно в той шестеренке, которая зубцами плавно встраивается в требования времени. Для этого нужно следовать «гипотезе» Черной королевы из «Алисы в стране чудес»: «… бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Кстати, это не просто красивая цитата, а целая теория в рамках дарвиновской эволюции – любой системе нужны постоянные изменения и адаптация, чтобы обеспечивать свое существование в мире, который постоянно меняется.

В режиме удаленки мы с коллегами реализуем серию знаковых проектов. Если интересно, назову наиболее важные для меня лично. Совместно с коллегами из бывших союзных республик готовим к изданию большой аналитический материал о развитии систем государственного управления в странах постсоветского пространства после разрушения СССР, тридцатилетие которого нам придется отметить в 2021 году. В соавторстве с профессором К.П.Краковским заканчиваем написание второго тома «Истории государственной службы России», посвященного имперскому периоду. Кроме того, у меня нашлось время для серии очерков, посвященных Конституции. Недавно отправил в издательство шестой очерк «Конституционная идентичность и международное право».

– В этом контексте не могу не воспользоваться возможностью задать вам вопрос не только как директору ИГСУ, но и как знаковому исследователю, заслуженному юристу Российской Федерации, доктору юридических наук, лауреату многих профессиональных премий. В одном из своих интервью вы охарактеризовали действующую Конституцию страны как Конституцию исторического оптимизма. А какой, на ваш взгляд, она станет после (или в случае) принятия известных поправок?

– Опять воспользуемся дарвиновской теорией естественного отбора: мы в целом очень оптимистичный народ… на генном уровне, на протяжении столетий пессимисты эмигрировали из страны.

Конституция 1993 года, принятая в тяжелейших социально-политических условиях разрушения исторического государства, экономического падения, государственного унижения и морального кризиса, сумела стать правовой основой для восстановления государства и общества.

Скажете, что многие сограждане не читали Конституцию ни в 1993 году, ни позднее, некоторым из них даже довелось войти в состав рабочей группы по ее изменению. Это неприятно, но не столь важно. Конституция и развивающие ее нормативные акты закрепляют конституционные доктрины и по преимуществу формальные правовые институты – правовые статусы и организационные структуры. Но наряду с ними Конституция задает некую рамку, образ жизни.

Действительно, это Конституция исторического оптимизма. Многие ее цели достигнуты, ко многим нам предстоит идти не одно десятилетие. Но добиться успеха можно только в том случае, если утверждаемые Конституцией цели и ценности будут опираться на систему мер общенациональной поддержки.

Нам всем сейчас очень нужен оптимизм. Думаю, у меня есть право обратиться к читателям «Учительской газеты» (хотя бы на том основании, что я сын учителя русского языка средней школы и наша семья была подписана на нее еще в 1970‑1980‑е годы) с пожеланиями прежде всего здоровья, оптимизма, а выпускникам школ и родителям – выдержки, сохранения спокойствия, насколько это возможно. Все будет хорошо! А мы, университеты, со своей стороны обеспечим открытый и откровенный разговор с абитуриентами в ходе их первого выбора в жизни.

Арслан ХАСАВОВ

Анекдот от директора ИГСУ Игоря Барцица

За празднично накрытым обеденным столом собралась большая семья уважаемых и известных на всю округу портных. Не одно поколение они обшивали знакомых и незнакомых, соседей, к ним приезжали даже из других городков.

Отмечается юбилей старшего сына, который приехал из столицы навестить родителей и родных. Во главе стола – убеленный сединами Яков Моисеевич, кстати, лучший мужской портной области вот уже последние сорок лет. Яков Моисеевич очень любит своего старшего сына и искренне желает ему добра. «Ну что, Илюша? – обращается портной Яков Моисеевич к своему старшему сыну. – Мы собрались поздравить тебя, но я не могу не сказать тебе главного. Сегодня тебе исполняется пятьдесят лет. Это дата! Думаю – мы все, вся наша семья, думаем, – что тебе уже пора определиться. Давай посмотрим на твой жизненный путь. Ты с золотой медалью окончил школу и поступил в престижный столичный университет, по окончании которого с красным дипломом тебе открылись двери аспирантуры. После кандидатской диссертации ты стажировался в английском университете, стал руководителем собственной лаборатории и, сделав какое-то открытие, получил всемирную известность. Вернувшись, ты защитил докторскую диссертацию и возглавил академический институт в Москве. На прошлой неделе ты стал лауреатом научной премии, и все газеты пишут о тебе как о ведущем ученом. Это, наверное, неплохо, мой мальчик, ты продолжаешь искать себя, но твои поиски затянулись. Тебе сегодня 50, и ты должен определиться, кем ты будешь: мужским мастером или женским?»

Мораль очень проста: выбор программы – всегда улица с двусторонним движением. Выпускнику следует прислушаться к мнению родителей, но и родители должны внимательно посмотреть на своего ребенка. Совсем не обязательно ему надлежит повторить жизненный путь своих родителей, пусть и очень успешный.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте