Наш разговор с директором профучилища № 14 города Тюмени Сергеем Михайловичем Кашкаровым начинается у …карты Сибири. – Вот наша родная Тюменская область, – показывает он на огромную территорию, испещренную прожилками рек. – Кстати, после Якутии и Красноярского края мы – третьи по величине в России. Тюменская область – лидер и по запасам пресной воды. Между прочим, 90 процентов ее во всем Уральском округе – это реки нашей Тюменской области. На юге текут Тобол, Тура, Ишим. В Ханты-Мансийском округе – красавица Обь, Иртыш, Северная Сосьва, Конда. В Ямало-Ненецком – Обь со своими мощными притоками Надым, Пур, Таз. Думаете, почему я начал с урока географии, – улыбается Сергей Михайлович, – дело в том, что во многие места нашей области, да и всей Сибири, добраться можно лишь по воде. Так, в районе Находки – по Обской губе, там находятся плавучие буровые вышки, обслуживать их приходится тоже речному флоту. А потому выпускники нашего речного училища востребованы на все 100 процентов. Тем более если учесть, что сейчас активно ведутся разработки новых месторождений нефти и газа на севере – в ЯНАО, к которым в большинстве случаев можно добраться лишь по воде. Кстати, водный путь самый дешевый, и потому его широко используют и в Московской области.
«Мастер М» – гордость училища. «Такой, как у нас, новенький, сделанный по последнему слову техники – единственный по всей Тюменской области, – с гордостью говорит директор. – Да в учебных заведениях их вообще всего три – в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и в Новосибирской академии водного транспорта. А ведь тренажер – лучший способ практически обучить судовождению». «Мастер М» – это три рулевые рубки, а значит, три теплохода со своими экипажами. На мониторе компьютера, где находится инструктор, вы можете увидеть реку, по которой мы плывем, и наше судно, – объясняет Юрий Владимирович. – Кстати, для училища № 14 наличие тренажера – еще один способ заработать внебюджетные деньги – здесь проходят переобучение судоводители ОАО «Обь-Иртышское пароходство», отрабатываются различные виды возможных аварий, к примеру, отказ рулевого центра, возможные неполадки при сильном ветре и плохой видимости.
Досье «Уû Тюменской области 4 речных училища, кроме Тюмени, есть еще в Тобольске, Ханты-Мансийске и Салехарде.Профучилищу № 14 в 2004 году исполнится 40 лет. Здесь готовят не только по основным специальностям – судоводитель, помощник механика, моторист-рулевой, повар-пекарь для работы на судах речного флота, но и кондитеров. 9 тысяч специалистов для речного флота подготовлено в училище № 14 за это время! Сейчас здесь ведут разработку учебно-материальной базы по профессиям «мастер отделочных строительных работ» и «водолаз» (аквалангист), машинист портального крана на вечернем отделении. В профучилище обучаются 535 ребят.
– Наверное, нам бы пришлось очень трудно, особенно в решении материально-финансовых проблем, если бы не наши работодатели, – говорит Сергей Михайлович. – С ними училищу крупно повезло.- Главный наш помощник во всех делах – ОАО «Обь-Иртышское пароходство». Оно проводит экспертизу наших учебных планов и программ, итоговую аттестацию выпускников, обеспечивает спецодеждой и оборудованием по профессии «судостроитель-судоремонтник». Главная же заслуга ОАО «Обь-Иртышское пароходство» – финансирование проекта учебно-тренажерного центра. Серьезно помогают нам и ОАО «Речное пароходство нефтегаза», Государственная речная судоходная инспекция, ОАО «Тюменский речной порт», а также ОАО «Тюменский судоремонтно-судостроительный завод». То, что кабинеты училища прекрасно оснащены, то, что у нас есть возможность проходить практику в современных мастерских, – их заслуга.
Тренажер
Тренажер «Мастер М» – гордость училища. «Такой, как у нас, новенький, сделанный по последнему слову техники – единственный по всей Тюменской области, – с гордостью говорит директор. – Да в учебных заведениях их вообще всего три – в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и в Новосибирской академии водного транспорта. А ведь тренажер – лучший способ практически обучить судовождению».
Устройство и работу тренажера мне объясняет заместитель начальника Тюменского линейного отдела государственной речной судоходной инспекции – Юрий Ямеленко.
– Речной тренажер еще сложнее морского, – рассказывает Юрий Владимирович, – в море есть вероятность столкнуться с другими судами, река же опасна еще и отмелями, и берегами, которые при плохой видимости, особенно в условиях Севера, без радиолокационных приборов не разглядеть. Вообще тренажерные центры появились 20 лет назад, вначале их копировали с морских. Наш тренажер сделан в Омском тренажерном центре и имитирует реальную картину движения судов по реке.
Тренажер «Мастер М» – это три рулевые рубки, а значит, три теплохода со своими экипажами. На мониторе компьютера, где находится инструктор, вы можете увидеть реку, по которой мы плывем, и наше судно, – объясняет Юрий Владимирович. – Кстати, для училища № 14 наличие тренажера – еще один способ заработать внебюджетные деньги – здесь проходят переобучение судоводители ОАО «Обь-Иртышское пароходство», отрабатываются различные виды возможных аварий, к примеру, отказ рулевого центра, возможные неполадки при сильном ветре и плохой видимости.
Продолжатели династий
– У наших ребят должно быть отменное здоровье, – говорит Сергей Михайлович, – климат суровый здесь, северный, да и работа требует физической сноровки. Кстати, в повара на судах речного флота с удовольствием идут девушки. И хотя 80 процентов наших детишек из так называемых неблагополучных семей, жаловаться на них грех. Они, как правило, в этом не виноваты, многие их них просто педагогически запущенны.
– У нас даже двоечники оттаивали, – говорит заместитель директора по учебно-производственной работе Любовь Гордеева, – те, которых из школы просто вытолкнули. Хотя есть и дети капитанов речного флота, продолжатели династий.
– После первой навигации по Обской губе, по Иртышу эти непослушные пацаны просто преображаются, даже по внешнему виду, – включается в разговор директор. – У них, представляете, даже походка, речь, жесты меняются. Они становятся настоящими мужчинами, ответственными за свои дела и поступки. На практику же парни идут, как правило, в ОАО «Обь-Иртышское пароходство», а потом туда же – на работу. На третьем курсе наши ребятки на практике могут до пяти тысяч рублей в месяц заработать, в то время как в сельских районах области средняя зарплата их родителей – полторы тысячи рублей. Ежегодно 40-45 процентов наших выпускников продолжают учебу в Западно-Сибирском колледже в Тюмени, в Омском командном речном училище имени Евдокимова, в Новосибирской академии водного транспорта.
Большинство наших учеников (свыше 60 процентов) – приезжие, есть даже из Свердловской и Курганской областей, многие из деревень Тюменской области. Поэтому для нас очень остра проблема общежития. Хотелось бы иметь еще один корпус, ведь в этом году, к примеру, из 280 поступивших – 163 иногородние, нуждающиеся в жилье.
– Главная наша цель, – подводит итог беседы Сергей Михайлович, – соответствие наших выпускников требованиям государственного образовательного стандарта и, конечно же, запросам работодателей. Мы их сконцентрировали в так называемой «Модели выпускника». Например, при разработке учебных планов по профессии «судоводитель-помощник механика», «моторист-рулевой» непосредственное участие приняли капитаны ОАО «Обь-Иртышское пароходство» и специалисты Государственной судоходной инспекции. Именно при таком тесном взаимодействии с предприятиями – заказчиками кадров – наше училище из режима функционирования перешло в режим развития, – считает Сергей Кашкаров.
Комментарии