search
main
0

Из Москвы до Тулы… Санкт-Петербурга, Лондона

Литературная точка на карте

Сберечь литературное наследие нашей страны, научить подрастающее поколение бережно и с уважением относиться к нему – важная задача для современного учителя. Как приобщить своих учеников к народной культуре, воспитать интерес к историческим корням русских писателей и поэтов? Эти вопросы требуют ответа от учителей русского языка и литературы. Именно поэтому в нашей школе появилась идея о «Литературной точке на карте России». Идея, которая со временем стала популярным проектом школы №2005.

А началось все с летнего задания, в рамках которого учащимся академических классов было предложено провести собственное исследование, чтобы выяснить, кого из поэтов или писателей вдохновляло то или иное географическое место, но не просто исследовать, а выяснить, как это место связано с творчеством того или иного автора, рассказать о необыкновенных местах нашей страны, таких, которые принято называть местами силы.

Ребята начали поиски своеобразных литературных мест. Здесь каждый имел возможность почувствовать себя первооткрывателем. Что же становилось объектом исследования наших учащихся? Это были и дома, где жили и создавали произведения поэты или писатели, и города, отдельные улицы, музеи, здания, аллеи, которые связаны с литературным наследием. В процессе работы наши юные исследователи создавали видеоролики, посвященные «литературным точкам», которые были найдены ими на карте России. Но ведь любая творческая идея способна рождать новые креативные идеи. И вот с наступлением учебного года наши учащиеся, вдохновившись летним творческим исследованием, пошли дальше!

Так, в 6‑м «Л» классе прошел необычный урок по литературе на тему «Путешествие по следам литературного героя – Левши – из одноименного сказа Н.С.Лескова». Во время урока обучающиеся совершенствовали навыки читательской грамотности и метапредметные умения с использованием новых педагогических технологий.

В начале урока ребятам было предложено отправиться в путешествие, но прежде догадаться, кого из литературных героев нужно взять с собой. Судьба Левши была центральной на протяжении всего урока. При этом гармонично в процессе урока были применены задания по функциональной грамотности. Например, ученики должны были на географической карте найти и обозначить маршрут, по которому путешествовал главный герой. Еще одно задание было по географии, согласно которому, используя карту и ее масштаб, ребята искали ответ на вопрос: «Мог ли Левша доехать из Тулы в Санкт-Петербург за один день, как это описано в произведении?» На протяжении всего урока ребята с удовольствием рассказывали, какие достопримечательности Тулы, Санкт-Петербурга и Лондона они знают. Учителем литературы Татьяной Валерьевной Николаевой в урок были включены фото- и видеоматериалы об этих городах.

А ведь 6‑й «Л» – это класс лингвистической направленности школы №2005, и при обсуждении достопримечательностей Лондона учитель и учащиеся провели диалог на английском языке. Разговор на английском языке учителя литературы для ребят стал неожиданным. Удивление ребят было смешано с восторгом.

В конце урока через цитату Николая Семеновича Лескова «там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ» ученики смогли сформулировать основную мысль данного произведения.

Включение в урок заданий по читательской грамотности и метапредметным умениям позволило сделать его интересным, интерактивным, насыщенным и динамичным.

Каждый человек должен знать историю своей Родины и великих людей, труды которых наполняют интеллектуальную сокровищницу нашей страны. Необходимо с трепетом относиться к местам, имеющим культурную и научную ценность. Мы надеемся, что благодаря этому проекту у каждого ученика школы №2005 возникнет мечта: отметить свою литературную точку на карте нашей великой страны.

Юлия МИХАЙЛЕНКО, учитель литературы школы №2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте