Как воспитать гражданина? Еще совсем недавно этот вопрос вообще не задавали: считалось, что гражданином становятся все, достигнув 18 лет. Но когда мы столкнулись с тем, что избирательные участки страны молодежь просто игнорирует, власть говорит об одном, а делает зачастую совершенно противоположное, и никого это не удивляет, и никто не думает даже защищать свои права, эта проблема приобрела значимость и актуальность. В последние годы написано много теоретических трудов и создано много методик по гражданскому образованию. Все, кто работал по этим методикам, ощутили «свежий воздух» в нашем образовательном процессе. Это было нечто новое в преподавании общественных наук. Но главное, интерактивные методы обучения – это не столько теория, сколько формирование навыков гражданственности. Ребенок учится быть гражданином. И этому помогает методика социального проектирования. Мои ученики вот уже четвертый год разрабатывают и реализуют социальные проекты.
Первый социальный проект «Футбол: память и игра» был посвящен организации школьного турнира по мини-футболу памяти талантливого бежицкого футболиста, педагога Анатолия Антюхова. Мы его реализовали в 2005-2006 учебном году. Память – это знакомство учеников с теми, кто в 40-50-х выходил на поле и защищал рабочую Бежицу. Но главным был футбол, игра. Два месяца школа жила футболом. Каждый день в трех возрастных группах шли отборочные игры. Радость победы, слезы поражения – вот эмоции, которые переполняли души наших учеников. Играла команда из 5 мальчишек, остальные «болели», никто не был равнодушным. Очень тщательно мы готовились к большому празднику футбола, который проходил в Доме спорта «Сталь». Вся школа выехала на финальные матчи. И здесь кипели страсти, сравнимые разве что с чемпионатом мира. А ведь было за что бороться. На монетном дворе Санкт-Петербурга были специально для турнира изготовлены медали за первое и второе места в каждой возрастной подгруппе, подготовлены кубки командам-победителям, футбольные гетры каждому участнику и даже сладкие призы. Турнир стал традиционным, ученики ждут его.
Второй социальный проект – создание на территории школы детского городка. Ученики разработали его проект. Он победил в конкурсе, проводимом НП «Социальное партнерство развития Брянской области», во главе попечительского совета которого стоит член Совета Федерации Эдуард Василишин. Благодаря его помощи у нас во дворе школы появился замечательный детский городок, которым пользуются не только ребята, но и жители микрорайона.
В прошлом учебном году мои ученики решили организовать школьную справочную службу. Результатом реализации идеи стал справочник полезной информации для жителей микрорайона школы. Наш проект стал победителем регионального конкурса, и мы получили право участвовать во Всероссийском конкурсе социальных проектов в рамках VIII Всероссийской акции «Я – гражданин России», который проходил в ВВЦ «Орленок». Мы встретились с ребятами из разных уголков нашей большой страны. Наши проекты решали разные, интересные и важные проблемы. Это нас объединило, сдружило, сплотило в единую всероссийскую команду социального проектирования.
Сейчас мои девятиклассники выбирают новую проектную идею. Главный критерий – реальная помощь окружающим нас людям: детям и взрослым.
Как же работа над социальным проектом способствует формированию гражданственности? Судить об этом можно по отзывам детей: «Я стал раскованней, смелее. Наш класс стал дружнее»; «Я научился общаться со взрослыми, брать у них интервью»; «Я познакомился с людьми, которые осуществляют власть в нашем районе»; «Мы научились общаться с деловыми людьми и просить у них помощи, искать пути заработка денег»; «Я научилась анализировать, проводить социологические опросы»; «Я научился лучше общаться с людьми, стал более уверен в себе»; «Мы научились по-настоящему работать, помогать друг другу»; «Я делала много маленьких дел, и из них сложилось одно большое, нужное, важное – социальный проект».
Хочется надеяться, что этот первый социальный опыт моих учеников поможет им стать настоящими гражданами своей страны.
Вера ГОЛОВАНОВА, учитель истории, обществознания и права школы №52, Брянск
Комментарии