Каждое предыдущее поколение ворчит в спину настоящему: «Молодежь нынче другая». Не исключение и наше время. Сегодняшняя смена отличается уже даже от тех, кто только-только перешагнул тридцатилетний рубеж. Наверное, так и должно быть. Это данность бытия. Поскольку сегодня среди педагогов много молодых специалистов, то любопытно было бы узнать, какое у представителей новой смены отношение к работе. Каковы их приоритеты? Готовы ли они к ненормированному рабочему дню? Готовы ли к постоянной родительской «осаде»? Считают ли работу повинностью или не могут дождаться утра, чтобы бежать в школу?
Если говорить в целом об отношении к педагогическому труду, то, как считает директор петербургского педагогического колледжа №4 Елена Головинская, молодежь твердо знает, что педагог – это высококвалифицированный специалист, который уважает себя и является интересной личностью. То, что взгляд сегодняшних ребят на профессию педагога меняется, ярко отражается на контрольных цифрах приема и на конкурсе, который существует при поступлении в педколледж. Если 10 лет назад отрасль испытывала серьезный дефицит абитуриентов, то сейчас нет отбоя от желающих стать студентами. Притом что молодежь стала считать профессию педагога престижной, учительство в их глазах является одной из самых социально защищенных категорий.Готовность ребят к нерутинной педагогической деятельности можно определить уже по тому, как они учатся. Например, того, кто будет ответственным работником, видно сразу. Правда, абитуриенты, пришедшие после 9-го класса, и по возрасту, и по психологической зрелости еще слишком маленькие и пока не представляют, куда и зачем пришли. Это особенно проявляется в их отношении к учебе, а именно: они ведут себя как школьники, которые привыкли к тому, что их нужно контролировать. Однако когда эти ребята начинают выходить на практику, особенно когда она проходит на базе детских лагерей, детских садов, школ, учреждений дополнительного образования, то появляются ответственность, понимание, что отвечают они уже не только за себя, но и за других.Таким образом, за 3-4 года обучения в педколледже из «малышей», у которых легкомысленное представление о профессии, получаются коллеги, на которых можно надеяться. Те же, кто так и не научился идентифицировать себя как ответственную личность, как правило, уходят. Таких «безответственных» примерно 7-8 %.Вообще воспитание ответственности – это на самом деле тяжелый труд. Именно поэтому в каждом педколледже огромное внимание уделяют воспитательной, социально активной работе, чтобы ребята в качестве волонтеров принимали участие в самых разных мероприятиях. Учеба также дает понять, что хороший педагог всегда занимается саморазвитием. Чтобы быть интересным детям, проводить качественные уроки, нужно учиться всю жизнь.Нацеленность на работу у молодежи есть. Это подтверждает директор лицея №8 г. Сосновый Бор Ленинградской области Эльвира Чернышева. Молодые специалисты, а в лицей за 3 года пришли три человека, готовы много трудиться и, что очень важно, готовы к самопожертвованию, которое подразумевает под собой педагогическая профессия. Конечно, сегодняшние молодые учителя абсолютно другие, но их отношение к работе, если они приходят и погружаются в уже подготовленную среду, трепетное. Безусловно, требовать от «новобранцев» фонтана идей, полуночничания на работе нелепо, но даже на примере самых первых дней в школе уже заметно, что молодые педагоги чувствуют ответственность и вкладывают в понятие «работа» больше, чем требуется на данном этапе.Если размышлять о мотивах, заставляющих приняться за педагогическую деятельность, то, конечно, на первое место молодежь ставит стабильность в отрасли. По их отзывам, система образования точно не похожа на качели. В то же время многих из молодых специалистов привлекает в школы благоприятная эмоциональная среда. Например, в лицее №8 много интересных традиций, которые связаны с организацией жизни всего коллектива в целом, как педагогического, так и ученического. Эти традиции хороши тем, что «вживляют» человека в коллектив, а также показывают профессиональное направление, в котором нужно идти.По мнению Эльвиры Чернышевой, на старте молодежи вообще важно попасть в школу, где все выстроено и отработано, потому что оставаться после выпуска один на один с перспективой разработки стратегии собственного дальнейшего продвижения трудно. Не все к этому испытанию готовы и не все его проходят. Уверенный старт при поддержке опытного коллектива помогает утвердиться в профессии. А опытному коллективу в свою очередь есть чему поучиться у молодежи. Например, позитиву и оптимизму. «Рядом с молодыми педагогами понимаешь, что все еще впереди», – признается Эльвира Чернышева.Санкт-Петербург – Ленинградская область
Комментарии