search
main
0

Из колонии – в “Швейляндию”

Антон Макаренко в “Педагогической поэме” писал: “Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость”. Именно такой радостью для малолетних преступников может стать приобретенная в колонии специальность.
В профессиональном училище при воспитательной колонии г.Новый Оскол Белгородской области обучаются несовершеннолетние осужденные девушки по специальностям “Оператор швейного оборудования” и “Вышивальщица”.
Обучение в училище имеет свои особенности. Ведь осужденные не выбирают профессию, а следовательно, у девушек нет изначального интереса к учебе.
Около 23% учащихся имеют психические и умственные отклонения. Около 48% – с замедленной реакцией, склонны к алкоголизму, наркомании, суициду, неповиновению и т.п. Это создает дополнительные трудности в работе мастера производственного обучения. Ведь необходимо убедить осужденных, что данная специальность пригодится им в жизни, привить любовь к профессии. Поэтому воспитательные и профориентационные задачи полностью ложатся на мастера.
Большого умения требует ознакомление девушек с характером и содержанием профессионального труда. Раскрывая перед ними возможности, связанные с овладением профессией, мастера стараются не столько рассказывать о ней, сколько показывают конкретные, наиболее сложные виды работ, демонстрируя свое профессиональное мастерство. Наблюдая за работой мастера, учащиеся узнают о возможностях человека, овладевшего профессией, т.е. в принципе о своих собственных возможностях. Девушки понимают, что от личного успеха в учебе зависит и общий успех – цеха, отделения, отряда, колонии.
Личный успех – ступенька к воспитанию уверенности в себе. Первоочередная задача мастера производственного обучения состоит в том, чтобы сформировать у учащихся профессиональную направленность, стремление к учебе, убедить их в собственных силах, в необходимости и возможности приобретения профессии швеи.
Для этого разработан комплекс мероприятий. Это личные беседы мастера в карантине (помещении, где содержатся все вновь прибывшие осужденные), экскурсии на базовое предприятие, встречи с выпускниками училища, ветеранами труда, мероприятия профессиональной направленности, проводимые в училище (конкурс профмастерства, тематические недели, “Слет передовиков учебы и труда”, “Посвящение в рабочий класс” и т.п.). Один раз в месяц силами учащихся ПУ проводятся КВНы, тематические вечера “Об истории развития костюма”, “Об игле-волшебнице и портняжном искусстве”, “Вечер народного творчества”, “Демонстрация моделей”, “Путешествие в страну “Швейляндию”.
Сложным для мастера производственного обучения является этап формирования группы. У девушек еще сильны воспоминания о “воле”, им трудно привыкнуть к режиму, требованиям, которые необходимо выполнять. Проблема еще состоит и в том, что формирование группы происходит по мере прибытия осужденных в колонию. В результате общеобразовательный уровень в группе колеблется от начального до основного. К сожалению, увеличивается число девушек, которые в 15-17 лет имеют образование 1-4 класса, встречаются и безграмотные.
37 лет в нашем училище проработала мастером производственного обучения Вера Ивановна Сушкова. За хорошие показатели в обучении профессии несовершеннолетних осужденных она награждена орденом Красного Знамени, почетной грамотой главы администрации Белгородской области, имеет много благодарностей. Передавая свой многолетний опыт молодым специалистам, она говорит: “Мастер производственного обучения должен максимально использовать возможности, знания, интересы самих осужденных. Надо согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учащихся – и тогда они почувствуют успех и сами захотят его закрепить. Вовлеките девушек в активное управление своим коллективом, и тогда они сами будут обучать друг друга”.
Существует множество общепризнанных форм и методов обучения и воспитания, но каждый мастер выбирает свои личные, проверенные на собственном опыте. Но самое главное то, что он должен видеть в учащихся не преступников, а детей, которые совершили в своей жизни большую ошибку и нуждаются в помощи, чтобы ее исправить.

Сергей БОВТУН,
директор ПУ N 4 при воспитательной колонии
Новый Оскол,
Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте