Колледжи города Москвы сегодня много делают для того, чтобы адаптация выпускников в условиях рыночной экономики была максимально эффективной. Профессиональная подготовка по нескольким специальностям, которая сейчас проводится во многих колледжах, тому яркое подтверждение.
Специалисты широкого профиля в большинстве случаев имеют больше шансов устроиться на высокооплачиваемую работу, чем специалисты с узконаправленной специализацией. Вместе с тем практически незатронутым остается фактор эффективной адаптации выпускников в условиях нестабильной экономики – фактор, связанный с подготовкой в области предпринимательства. В Москве есть колледжи, которые специально готовят студентов к предпринимательской деятельности, при этом основная специальность – «коммерция». Помимо специальности «коммерция», обеспечивающей всестороннюю подготовку будущих предпринимателей, колледжи осуществляют также углубленную подготовку по отдельным сторонам предпринимательской деятельности – бухгалтерскому учету, маркетингу, логистике, правоохранительной деятельности. На самом деле предпринимательская подготовка актуальна сегодня для всех профессий и специальностей – и для дизайнеров, и для учителей, и для печатников, многие студенты колледжей хотят за время обучения по основной специальности получить еще и дополнительную подготовку по предпринимательству, а некоторые из них именно в предпринимательстве видят развитие своей будущей профессиональной карьеры. Это подтверждают и результаты участия студентов в конкурсе «Лучший предпринимательский проект учащейся студенческой молодежи Москвы». Многие из представленных проектов не попали в финал именно по причине отсутствия у студентов специальных знаний по маркетингу, методике проведения презентации, бизнес-планированию. Интерес студентов колледжей к предпринимательской деятельности подтверждают исследования, проведенные Московским фондом подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (МФПК). Фонд совместно с Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в течение нескольких лет проводил подготовку начинающих предпринимателей, в том числе среди учащейся молодежи, которую прошли более 3000 человек, причем каждый четвертый из них – школьник или учащийся колледжа. Мы провели анализ программ колледжей, осуществляющих предпринимательскую подготовку, а также программ Государственного института права, Московского института экономики, менеджмента и права, Международной школы бизнеса для начинающих предпринимателей. Итогом этой деятельности стала разработка программы подготовки студентов колледжей к предпринимательской деятельности, которая состоит из четырех блоков: содержательного, ориентированного на школьников, и содержательного, ориентированного на студентов колледжей, получающих образование по основам предпринимательства в качестве дополнительного образования, содержательный блок, ориентированный на педагогический состав колледжей, занимающийся обучением студентов, а также осуществляющий работу по профориентации; а также блок сопровождения, предполагающий сопровождение (наставничество) студентов (выпускников) колледжей на начальном этапе создания собственного дела. Начинать знакомить обучающихся с предпринимательской деятельностью нужно еще задолго до поступления в колледж, например, на днях открытых дверей, предоставив в игровой форме школьникам информацию о профессии «предприниматель». Для этого мы специально разработали и внедрили в практику колледжа тренинг «Кто такой предприниматель?». Содержательный блок, ориентированный на студентов колледжей, представлен программой факультативного курса «Основы предпринимательской деятельности», которая знакомит студентов с правовыми и экономическими аспектами предпринимательства; формирует первоначальные навыки создания собственного дела. Особое внимание в программе уделено обучению студентов работе с интернет-ресурсом, поиску информации, необходимой для организации успешного бизнеса. Интересной особенностью программы стало ознакомление студентов в процессе обучения с основами многоуровневого маркетинга как наиболее доступного вида предпринимательской деятельности, тем более что на российском рынке сегодня присутствует немало сетевых компаний, предоставляющих хорошие возможности для ведения легального бизнеса, оказывающих поддержку начинающим предпринимателям. Обучение по программе проводится с использованием лекций, деловых игр, тренингов, способствует формированию не только жестких компетенций – знаний основ предпринимательства, но и развитию так называемых мягких компетенций – креативному мышлению, командному взаимодействию.Для ознакомления преподавателей с методикой преподавания факультативного курса мы разработали программу «Обучение студентов учреждений профессионального образования основам предпринимательской деятельности» для формирования у специалистов СПО теоретических и практических представлений об основах предпринимательской деятельности в колледже. Курс дает представление о значении и месте предпринимательской деятельности в системе профориентационной работы, знакомит с профессией «предприниматель», целями и направлениями предпринимательской деятельности, личностными качествами предпринимателя; правовыми и экономическими аспектами предпринимательства, а также предоставляет информацию слушателям о самоменджменте как об умении эффективно управлять собой. Блок сопровождения требует разработки программы наставничества. Программа подготовки студентов колледжей к предпринимательской деятельности может быть успешно реализована в качестве дополнительного образования в средних учебных заведениях – школах, лицеях, гимназиях. Она способствует повышению социальной адаптации выпускников образовательных учреждений, так как имеет прямую связь с реальной жизнью и ее запросами.
Комментарии